Внутренний контроль и его место в современной системе управления предприятием | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 29.05.2018

Статья просмотрена: 956 раз

Библиографическое описание:

Незаметдинова, Э. В. Внутренний контроль и его место в современной системе управления предприятием / Э. В. Незаметдинова, А. Х. Мамедов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 433-435. — URL: https://moluch.ru/archive/208/50821/ (дата обращения: 18.12.2024).



Создание успешного предпринимательства, способного выдержать как внутреннюю, так и внешнюю конкуренцию, представляет собой сложный многоступенчатый процесс, требующий не только больших вложений, но и грамотной организации самой структуры предприятия. Как показывает мировой опыт, наличие в организации эффективной службы внутреннего контроля позволяет собственнику отслеживать движение своих активов и эффективно координировать все этапы работы.

Внутренний контроль — это такая система специальных мер, организованных непосредственно руководством хозяйствующего субъекта, которые функционируют в нем для эффективного выполнения каждым работником должностных обязанностей, которые подробно прописаны в соответствующих должностных инструкциях. Здесь речь идет не столько о работе ревизионного подразделения предприятия, сколько о создании такой системы тотального контроля, который являлся бы процессом жизнедеятельности, как ревизора, так и администрации предприятия.

Внутренний контроль является важнейшей частью современной системы управления предприятием, который позволяет добиваться целей, поставленных собственниками с минимальными издержками.

В целях формирования успешной и эффективной деятельности предприятия, необходимо осуществлять контроль на всех его уровнях и структурных подразделениях. Для этого административному аппарату, как функциональному субъекту внутреннего контроля, необходимо быть заинтересованным в контрольной деятельности.

Внутренний контроль организации — это осуществление субъектами организации таких действий, как:

1) определение фактического состояния организации (объекта контроля);

2) сравнение фактических данных с планируемыми;

3) оценка выявляемых отклонений и степени их влияния на аспекты функционирования организации;

4) выявление причин зафиксированных отклонений [1].

Правильно организованный внутренний контроль позволяет не только вовремя выявить недостатки и ошибки в работе предприятия, но и принять своевременные меры по их устранению.

Система внутреннего контроля может быть либо эффективной, либо неэффективной в зависимости от ее способности решать поставленные задачи и обеспечивать защиту предприятия от принимаемых им рисков.

Для достижения целей системы внутреннего контроля необходимо решение отдельных задач. Руководство предприятия обязано обеспечить организацию и поддержание на должном уровне такой системы внутреннего контроля, которая являлась бы достаточной для того, чтобы:

‒ в бухгалтерскую отчетность было включено все, что должно быть включено, при этом все было бы правильно определено, классифицировано, оценено и зарегистрировано;

‒ бухгалтерская (финансовая) отчетность давала бы верное и объективное представление о предприятии в целом;

‒ компьютерные программы, контролирующие функционирование учетной системы, включающие формирование первичных документов, их анализ и разноску по счетам, не могли быть сфальсифицированы;

‒ средства предприятия не могли быть незаконно присвоены или неэффективно использованы;

‒ все отклонения от планов своевременно выявлялись, анализировались, а виновные несли ответственность;

‒ внутренняя отчетность оперативно передавалась лицам, уполномоченным принимать управленческие решения, для ее оптимального использования [2].

Внутренний контроль организуется на средства хозяйствующего субъекта внутри предприятия по решению руководства для повышения эффективности управления. Для того чтобы глубже понять сущность системы контроля как важной управленческой категории, раскрыть механизм функционирования выражаемых ею отношений, выявить особенности ее составляющих, необходимо классифицировать ее в соответствии с различными признаками. Важнейший классификационный аспект внутреннего контроля — формальный. Выбор формы внутреннего контроля зависит от:

1) сложности организационной структуры;

2) правовой формы;

3) видов и масштабов деятельности;

4) целесообразности охвата контролем различных сторон деятельности;

5) отношения руководства организации к контролю [3].

Стоит отметить, что внутренний контроль функционирует непрерывно. Но каждое контрольное мероприятие проводится только по мере необходимости. Руководители организации сами определяют состав, сроки, периодичность процедур контроля. Документы внутреннего контроля строго конфиденциальны. Назначение внутреннего контроля лежит в организации его структуры и поддержке ее в таком состоянии, чтобы в любой момент она могла соответствовать целям организации. [4]

На сегодняшний день можно выделить следующие подходы к формированию внутреннего контроля на предприятии:

1) создание службы внутреннего контроля силами и средствами предприятия, если у него достаточно для этого финансовых средств;

2) аутсорсинг;

3) косорсинг.

Учитывая, что служба внутреннего контроля полностью находится на содержании самого предприятия, она должна экономически обосновывать и доказывать необходимость своего существования. При этом надо оценивать эффективность внутреннего контроля не по количеству проведенных проверок и суммам выявленных ошибок и убытков, а по тому, насколько проведенная работа, советы этой службы способствуют устойчивости финансового состояния предприятия.

Аутсорсинг — комплекс мероприятий, направленных на передачу предприятием определенных процессов и функций другому предприятию. В общем аутсорсинг — это использование чужих ресурсов, т. е. когда внутренний контроль производится сторонней специализированной организацией на основании заключения договора.

Понятие аутсорсинга вошло в практику Кыргызстана всего несколько лет назад, но уже нашло широкое распространение. Данная услуга быстро прижилось, предприятия оценили все преимущества системы, и сейчас на рынке имеет место конкуренция в сфере аутсорсинговых услуг.

Косорсинг — один из подходов к созданию внутреннего контроля, когда он организуется внутри самого предприятия, но к выполнению определенных действий и процедур также приглашаются сторонние специалисты. Его иногда характеризуют как частичный аутсорсинг.

Косорсинг — это безусловный лидер договорного типа отношений. Это такой тип взаимоотношений, который является гибридом и способен соединять в себе положительные стороны других подходов к созданию службы внутреннего контроля.

Организация внутреннего контроля будет наиболее полезна только в том случае, если она будет направлена на достижение конкретных целей. Можно выделить такие цели внутреннего контроля как: надежность и полнота информации; соответствие политике, процедурам и законодательству; обеспечение сохранности активов; экономическое и рациональное использование ресурсов предприятия; достижение подразделениями предприятия поставленных целей и задач.

Таким образом, можно говорить о том, что внутренний контроль проявляется одновременно в следующих аспектах:

‒ как самостоятельная функция управления;

‒ как информационная система;

как средства внутренней связи между структурными подразделениями в принятие решений;

— как информационная база для выбора стратегии по развитию предприятия.

Следовательно, контроль текущей хозяйственной деятельности осуществляется комплексно, а, значит, внутренний контроль направлен на постоянное совершенствование хозяйственных процессов, что является жизненной необходимостью в деятельности любого предприятия.

Формирование своей службы внутреннего контроля, чаще всего, имеет больше преимуществ перед другими службами с точки зрения достижения целей контроля. Данная служба, безусловно, способна представить обоснованные выводы по результатам проверок, осуществлять независимый и плодотворный систематический контроль над структурными подразделениями предприятия; выявлять внутренние резервы повышения эффективности деятельности предприятия; своевременно выявлять недостатки в работе системы контроля и принимать соответствующие меры по их устранению; оказывать помощь руководству путем подготовки информационных и аналитических материалов для принятий управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия. Главная проблема при формировании службы внутреннего контроля на предприятиях — существенная величина расходов на оплату труда квалифицированных работников, техническое и методическое оснащение службы.

Успешное функционирование любого предприятия достигается посредством эффективного внутреннего контроля, который позволяет управленцам получить информацию, необходимую для принятия управленческих решений.

Контроль обеспечивает оценку реальной ситуации, складывающейся на предприятии, и создает предпосылки изменений в запланированных показателях развития предприятия. Он является одним из важнейших инструментов выработки политики и принятия решений, достижения стратегических целей предприятия, сохранности активов, их эффективного использования, соблюдения законодательных и внутренних нормативных актов, а также составления достоверной финансовой отчетности.

Литература:

  1. Никитина, Е. С. Сущность и значение внутреннего контроля в управлении организации // Сибирский торгово-экономический журнал. — 2009. — № 9.
  2. Соловьев А. В. Организация внутреннего контроля на предприятии // Кадры предприятия- 2011. — № 6. — с.56–63.
  3. Книзберг, Ю. Н. Проверка изнутри. Место внутреннего контроля в системе управления // Пятигорский филиал Северо-Кавказской академии государственной службы. — 2008. — № 3. — С. 115–119
  4. Щербак Ю. Ю., Агафонова М. С. Внедрение внутреннего контроля на малых предприятиях // Научное обозрение. Экономические науки. — 2016. — № 5. — С. 56–60.
Основные термины (генерируются автоматически): внутренний контроль, предприятие, контроль, принятие решений, самое предприятие, служба, создание службы, средство предприятия, хозяйствующий субъект.


Задать вопрос