Инновационное развитие России: стратегия, барьеры и способы их преодоления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 29.05.2018

Статья просмотрена: 1824 раза

Библиографическое описание:

Евстигнеева, Е. Е. Инновационное развитие России: стратегия, барьеры и способы их преодоления / Е. Е. Евстигнеева, Ю. В. Махрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 399-402. — URL: https://moluch.ru/archive/208/50842/ (дата обращения: 18.12.2024).



Последние 15–20 лет тенденции в мировой экономике говорят о массовом переходе государств к инновационной экономике. Россия не исключение. В начале 2000-х годов стала понятна необходимость перехода от сырьевой экономики к экономике инновационной. Именно поэтому, Президент РФ — Владимир Владимирович Путин, в своем письме от 30.03.2002 № Пр-576 «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», определил основные задачи для государственной политики на ближайшие 8 лет [1]:

– формирование инновационной системы, предполагающей организацию взаимодействия научных организаций и высших учебных заведений с промышленными предприятиями, повышения квалификации производственного персонала;

– стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты;

– создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры (инновационно -технологические центры, технопарки и т. п.), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействие созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.

Решение всех задач, поставленных в письме Президента РФ должны были привести к достижению следующих целей: повысить качество жизни населения, увеличить экономический рост, развить фундаментальную науку, образование, культуру [1].

В 2006 г. принята Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, определяющая основные направления развития инноваций в России на ближайшее десятилетие [3].

Но в итоге инновационная политика, проводимая в период с 2002 г. по 2010 г. показала свою несостоятельность. Согласно Стратегии развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года к концу первого этапа целевые показатели были достигнуты только на 1/3. К тому же, о неэффективности свидетельствует преждевременное её прекращение в декабре 2010 года и представление нового проекта инновационной политики, но уже до 2020 года [3].

8 декабря 2011 года распоряжением Правительства Российской Федерации принята Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года. Целью данной Стратегии является переведение экономики России на инновационный путь развития к 2020 году. Цель характеризуется значениями одиннадцати основных показателей [2].

Стратегией предусмотрены два этапа реализации. 1 этап — 2011–2013 гг., 2 этап — 2014–2020 гг. Первый этап является в какой-то степени подготовительным, за время которого будут произведены существенные реформы, организованы, проинвестированы и запущены пилотные проекты, которые дадут свои плоды во втором этапе [2].

Первый этап завершен и имеет свои результаты. Некоторые из них:

– в рамках мероприятий по повышению эффективности российской науки определен ключевой показатель — удельный вес публикаций российских авторов в международном массиве Web of Science. К концу первого этапа он должен был составлять 2,3 %, по факту — 1,58 % [6];

– к концу 2013 года войти в ТОП-200 ведущих университетов мира должен был 1 российский университет. МГУ им. Ломоносова это удалось, он занял место в Quacquarelli Symonds World University Rankings войдя в первую 100-ю [8];

– уровень инновационной активности организаций промышленности к концу 2013 года составил 10,9 % при целевом показателе 24 % [6];

– к концу первого этапа Стратегии затраты на НИОКР должны были составлять 1,5 % от ВВП, по факту — 1,1 % [6].

После завершения первого этапа Стратегии инновационного развития России сложилась неоднозначная ситуация. Многие из целевых показателей не были достигнуты, а те, что все-таки дошли до целевого показателя по факту были только номинальные. Поэтому, после предоставления отчета о реализации первого этапа Стратегии инновационного развития решением протокола президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 19 декабря 2014 г. № 7 за подписью Председателя Правительства Российской Федерации — Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Аналитическому центру поручено подготовить проект актуализированной Стратегии и обеспечить ежегодный мониторинг исполнения показателей Стратегии [2].

На данный момент начался третий триместр второго этапа Стратегии. Через полтора года ответственным за реализацию Стратегии необходимо будет отчитываться за проделанную работу. Ожидалось, что на данном этапе почти все целевые показатели должны быть близки к заявленным значениям, но не смотря на все мероприятия, призванные увеличить масштаб распространения инноваций, уровень инновационной активности в промышленности упал. Согласно статистике, опубликованной ВШЭ данный уровень в 2017 году, упал до минимума за последние 17 лет и составил 9,2 % [7].

Более 15 лет Россия проводит инновационную политику, но инновации никак не станут главной частью экономики, в чем же причины? Барьерами распространения инноваций авторы статьи считают:

– российский менталитет, недоверие инновациям, консерватизм, сопротивление переменам;

– отсутствие понимания и потребности в инновациях, навязывание их административно;

– несовершенное законодательство;

– «утечку мозгов» из России;

– отсутствие опыта коммерциализации и внедрения результатов НИОКР;

– отсутствие опыта оценки рисков при коммерциализации и внедрении результатов НИОКР;

– отсутствие оценок спроса на инновационную продукцию;

– «точечное» присутствие инновационной инфраструктуры в регионах и др.;

На пути распространения инноваций присутствует множество барьеров, но государство предпринимает усилия для преодоления сложившийся ситуации.

В 2015 году Агентство стратегических инициатив (АСИ) представило пакет из 12 дорожных карт, которые призваны сформировать принципиально новые рынки и создать условия для глобального технологического лидерства России к 2035 году. Данные проекты — приоритетные направления развития России. Для поддержки этих дорожных карт выделены денежные средства из бюджета. В 2018 году фонд содействия инновациям выделил 3 млрд. руб. и профинансирует 250 проектов направленных на реализацию дорожных карт НТИ. Кроме этого, российская венчурная компания так же выделит 3 млрд. руб. для реализации этих дорожных карт [4], [5].

Особенно АСИ подчеркивает, что реализация дорожных карт НТИ основывается на людях, а не институтах, в основе лежат инвестиции, а не отчеты, в приоритете новые рынки, а не развитие «старых» отраслей, отсутствие формальностей [5].

Но непременно необходимо проводить просветительскую работу с населением, объясняя необходимость инноваций, прививая интерес и создавая дружественную атмосферу в отношении инноваций. Население должно быть открыто к новому и не бояться его.

Особенно важно создать условия, при которых талантливые соотечественники, получившие образование в России, применяли его в интересах и ради развития России. Не уезжали в страны, где для талантливых ученых создается комфортная среда для работы и жизни, необходимо создать такие условия в России.

Бенчмаркинг поможет неопытным в области коммерциализации и внедрения НИОКР ученым и предпринимателям. Необходимо перенимать опыт коллег из дружественных государств, которые имеют большой опыт в области мониторинга рынка, для определения потребности в конкретных инновациях, коммерциализации и внедрения НИОКР, а также определения возможных рисков и их менеджмента.

Данные меры призваны вывести российскую экономику на новый уровень, где основной являются инновации, а не сырьевой потенциал. Это позволит не только ликвидировать технологическое отставание России от ведущих мировых держав, но и позволит экономике стать более гибкой и дать ей возможность меняться в соответствии с возникшими потребностями. Новая экономика позволит генерировать новые продукты и услуги, что в итоге повысит качество жизни, выведя его на качественно новый уровень.

Литература:

  1. Письмо Президента РФ от 30.03.2002 N Пр-576 «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — М., 2018. — URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 22.05.2018).
  2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Правительство РФ. — Электрон. дан. — М., 2018. — URL: http://government.ru (дата обращения: 22.05.2018).
  3. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года [Электронный ресурс] // Президентская библиотека. — Электрон. дан. — М., 2018. — URL: https://www.prlib.ru/ (дата обращения: 15.05.2018).
  4. Грант для реализации НТИ [Электронный ресурс] // Фонд содействия инновациям. — Электрон. дан. — М., 2018. — URL: http://fasie.ru/ (дата обращения: 20.05.2018).
  5. Национальные технологические инициативы [Электронный ресурс] // Агентство стратегических инициатив. — Электрон. дан. — М., 2018. — URL: https://asi.ru/ (дата обращения: 19.05.2018).
  6. Официальная статистика [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. — Электрон. дан. — М., 2018. — URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 20.05.2018).
  7. Уровень инноваций в России рухнул до минимума за 17 лет [Электронный ресурс] // Высшая школа экономики. — Электрон. дан. — М., 2018. — URL: https://www.hse.ru (дата обращения: 20.05.2018).
  8. QS World University Rankings [Электронный ресурс] // TopUniversitets. — Электрон. дан. — London, 2018. — URL: https://www.topuniversities.com/ (дата обращения: 18.05.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Россия, инновационная политика, инновация, внедрение результатов, инновационная инфраструктура, инновационное развитие, инновационное развитие России, Стратегия развития науки, целевой показатель.


Задать вопрос