Ключевые слова: розничное кредитование, кредит, ключевая ставка, карта рассрочки, государственная поддержка.
Розничное кредитование — неотъемлемая часть банковского рынка, которая является главным фактором развития и роста банковского сектора России.
До 2014 года наибольший удельный вес в прибыли банков занимало кредитование населения.
Экономические санкции со стороны США и ряда стран Европы, введенные в 2014 году в отношении России, и последовавшее за ними снижение валютного курса рубля по отношению к ЕВРО и доллару США, рост инфляции, ограничение иностранных займов, ужесточение денежно-кредитной политики и резкое повышение ключевой ставки Банком России в декабре 2014 г. стали следствием удорожания ресурсной базы банков и, как результат привели к росту процентных ставок по кредитам. Закрытые для российских эмитентов западные рынки капитала отразились негативно на инвестиционном спросе и снижении уровня расходов потребителей, усилив отток капитала и инфляционные ожидания [1]. У банков больше не было возможности брать зарубежные кредиты, которые называли «дешевыми и длинными» западными деньгами.
Не последнюю роль также сыграли многочисленный отзыв лицензий коммерческих банков. Это обстоятельство подорвало доверие населения к банкам.
Сложившаяся экономическая и геополитическая ситуация несомненно оказала большое влияние на российский банковский рынок. Столкнувшись с кризисной ситуацией, кредитным организациям пришлось скорректировать свои розничные стратегии, ужесточить требования к потенциальным заемщикам и сократить многие ипотечные и потребительские программы. Необходимо было приспосабливаться работать в новых реалиях, в условиях серьезных потрясений, которые банковская система России испытала вследствие роста безработицы и снижения реальных доходов населения.
Необходимо отметить, что в условиях экономического кризиса население вынуждено сокращать свои потребительские расходы даже в больших размерах, чем оно потеряло в доходах, что отражает желание населения страны обезопасить себя от возможного ухудшения ситуации в экономике.
Динамику объёмов кредитования физических лиц за период 2013–2017 гг. проследим на основе анализа данных Центрального Банка России (таблица 1).
Таблица 1
Объем выданных кредитов физическим лицам ивсех кредитов за период 2013–2017гг., млн руб.
|
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
2017г. |
Рост кпредыдущему периоду,% |
|||
2014г. к 2013г. |
2015г. к 2014г. |
2016г. к 2015г. |
2017г. к 2016г. |
||||||
Объем кредитов всего |
48 122 529 |
49 065 923 |
40 937 973 |
44 767 862 |
50 036 291 |
+ 1,96 |
-16,57 |
+9,36 |
+11,77 |
Объем кредитов, выданных физическим лицам, всего |
8 778 163 |
8 629 722 |
5 861 351 |
7 210 282 |
9 233 726 |
- 1,69 |
-32,08 |
+23,01 |
+28,06 |
Источник [5]
Из таблицы 1 видно, что объём кредитования физических лиц в 2015 г. снизился по сравнению с аналогичным показателем 2014 г. на 32,08 %. Колебания объемов выдачи банковских кредитов населению происходило на фоне изменения ключевой ставки Банка России, значение которой с 31 октября 2014 года по 16 июня 2015 года менялось семь раз в диапазоне с 9,5 % до 17 %. Повышение ключевой ставки, соответственно, вызывало масштабные изменения процентных ставок коммерческих банков. В четвертом квартале 2014 — первом квартале 2015 гг. ставки по кредитам населению достигли рекордных величин 25–35 % [5].
Наряду с этими факторами негативное влияние на уровень просроченной задолженности оказывала инфляция, демонстрировавшая в 2014–2015 гг. в России неуклонный рост (2013 г. — 6,45 %, 2014 г. — 11,36 %, 2015 г. — 12,91 %) и пик которой — 16,9 %, пришелся на март 2015 г. [4]
Соответственно рост инфляции приводил к необходимости увеличения трат населением своих финансовых ресурсов на предметы первой необходимости.
В результате, основными тенденциями в этот период стали сокращение темпов роста розничного кредитования и существенный рост просроченной задолженности по потребительскому ссудному портфелю.
В кризисный период для розничного рынка рост совокупного кредитного портфеля приходился только на ипотеку. Этот сегмент считался наиболее стабильным — он демонстрировал минимальную просрочку. В результате доля ипотеки и жилищного кредитования в розничном портфеле банков устойчиво росла и по итогам 2017 года превысила 42 %, тогда как на начало 2011 года этот показатель незначительно превышал 30 %. [1]
Кризис всегда является толчком к новому этапу развития, именно в это период появляются новые продукты, внедряются новые бизнес-модели, и банковский сектор не исключение.
После того как во втором полугодии ключевая ставка стала снижаться, популярностью в сегменте потребительского кредитования стала пользоваться услуга рефинансирования. Данный продукт позволяет снизить ставку, объединить несколько платежей и уменьшить ежемесячный платеж. Ранее Центральный банк России запрещал банкам рефинансировать собственные кредиты, объясняя это тем, что снижение ставки собственного кредита является признаком ухудшения качества его обслуживания и требует повышения резервирования. И в течение двух лет коммерческие банки, условно говоря, менялись кредитными портфелями. В январе 2017 года были внесены изменения и теперь все больше крупных банков рефинансируют и свои и чужие потребительские и ипотечные кредиты.
В начале 2017 года на российском банковском рынке появился совершенно новый продукт — карта рассрочки. С одной стороны, карта рассрочки похожа на классические кредитные карты, однако она не позволяет снять деньги или произвести оплату в магазинах, которые не являются их партнерами.
Основной источник прибыли для карт рассрочки связан с небольшой комиссией, поступающей от участников партнерской сети, которая не может быть высокой в пересчете на годовую доходность.
Как работает данный продукт. Владелец карты приобретает какой-либо товар или услугу, а платеж разбивается на три равные части, которые необходимо вносить ежемесячно и без процентов. Карты удобна в использовании, но большим минусом для клиентов является высокий процент в случае возможной просрочки, которая в большинстве случаев возникает по причине запутанной системы формирования ежемесячных платежей.
Несмотря на это, у карт рассрочки большой потенциал, что доказывает успех этого продукта на рынках Белоруссии, Бразилии, Армении и Турции. Однако на раннем этапе развития сегмента, когда клиенты только учатся пользоваться новым продуктом, а участники рынка адаптируются к новой бизнес-модели, есть риск загубить начатое.
Также за последние два года в России наблюдается в серьезный темп роста рынка автокредитования. По данным 4100 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), количество выданных автокредитов в 2017 году увеличилось на 29 % по сравнению с 2016 годом. Ситуация в первые три месяца 2018 года также следует уже сложившемуся тренду — в первом квартале было выдано более 164 000 автокредитов, что на 28 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. [3]
Главной причиной роста выдачи автокредитов кроется в государственной поддержке автомобильной отрасли. Прежде всего, речь идет о реализации многолетней госпрограммы льготного автокредитования, то есть субсидирования процентной ставки по автокредитам. Свою роль также сыграли относительно новые программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», которые предусматривают 10 %-ную скидку от стоимости приобретаемого транспортного средства. Благодаря этим программам доля автомобилей, купленных в кредит, достигла в 2017 году 49 %, тогда как в 2014 году доля «кредитных» машин составляла 35 %. Иными словами, половина всех новых машин в стране сейчас покупается в кредит.
Также, следует отметить, что рост автокредитования растет не только в количественном, но и в денежном выражении. Это связанно с увеличением стоимости автомобиля до 1,45 млн, приобретаемого в кредит с государственной поддержкой. [2]
Ипотека — сегмент потребительского кредитования, который остается одним из немногих сегментов, растущих как в кризис, так и в условиях роста экономики при крайне низкой доле просроченной задолженности. Снижение ставок, действие программ поддержки ипотеки на государственном уровне и невысокая обеспеченность жильем населения делают сегмент наиболее перспективным в среднесрочном периоде.
Время диктует свои правила и теперь мало быть просто традиционным надежным банком, все большую популярность набирают не просто сервисы мобильного банка, а банки нового формата digital. В настоящее время на рынке России действуют несколько крупных digital-банков, у которых отсутствуют серьезные расходы на поддержку клиентской сети и растет кредитный портфель.
Цифровой банк — это не просто удобные дистанционные каналы, но и соответствующая инфраструктура, автоматизированные процессы, другие подходы к продаже продуктов и проведению операций в режиме онлайн 24/7.
Все большую популярность набирают технологии бесконтактной оплаты. Это технология, которая позволяет, в том числе оплачивать покупки телефоном вместо карты. Благодаря ей мы можем просто подносить свои смартфоны (с заранее привязанной картой) к считывающему терминалу и бесконтактно осуществлять платежи.
В целом розничный бизнес остается наиболее маржинальным и интересным в условиях восстановления экономики, а снижение ставок по кредитам будет дополнительно поддерживать спрос населения на новые «подешевевшие» деньги.
Литература:
- Бердникова, Л. Ф. Финансовый кризис 2014–2015 гг. и его влияние на Россию / Л. Ф. Бердникова, Э. Р. Фаткуллина // Молодой ученый. — 2015. — № 11.3. — С. 10–13;
- Еремина О. И., Золина Е. Н. Анализ современного состояния банковского кредитования населения / Научно-исследовательский журнал «Экономические исследования и разработки», — 2016. — № 4. — С. 35–40. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27386803 (дата обращения: 25.05.2018);
- Официальный сайт Национального бюро кредитных историй. [Электронный ресурс]. URL:https://www.nbki.ru/;
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/
- Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL:https://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=sors.