Визуальная репрезентация: семиотические и философские аспекты культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 31.05.2018

Статья просмотрена: 1023 раза

Библиографическое описание:

Напалкова, М. Г. Визуальная репрезентация: семиотические и философские аспекты культуры / М. Г. Напалкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 482-483. — URL: https://moluch.ru/archive/208/50889/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье проводится сравнительный анализ точек зрения ученых на семиотический подход к визуальной культуре.

Ключевые слова: визуальная культура, семиотика, репрезентация, культура, социум.

The article compares the views of scientists on the semiotic approach to visual culture.

Key words: visual culture, semiotics, representation, culture, society.

Современная культурная направленность визуальной репрезентации включает семиотические, философские и многие другие, что приводит к необходимости использования новых исследовательских методов отличных от методов изучения классической культуры.

Мы полагаем, что одной из перспективных методологий изучения визуальной культуры мы можем рассматривать науку семиотику как науку о знаках и значениях. Семиотическая методология предполагает трактовку любого феномена визуальной культуры и ее арт-продуктов.

Возможность применения семиотического подхода в визуальных исследованиях была подготовлена самим развитием культуры, истории культуры, философии в ХХ в., в частности, работами Ф. де Соссюра, Ч. С. Пирса, А. Ригля и Э. Панофского и др.

В контексте культурфилософской «новой истории искусств» важное влияние оказал М. Шапиро, который в своих трудах поставил вопрос о семиотике визуального. В частности, этой проблеме посвящена работа «Некоторые проблемы семиотики визуального искусства» и др. [1]. Отметим также, что, по мнению многих европейских и российских ученых, использование семиотического подхода создало и ряд новых научно-исследовательских вопросов, которые вызваны тем, что на современном этапе пока не выработано единого мнения ученых относительно того, что является означающим, картина в целом или ее отдельные элементы, какие механизмы понимания относительно визуального образа культуры можно выделить, возможно ли установить однозначную границу между семиотическим и миметическим и т. п. [2].

Известно, что понятие «репрезентация» — это показ, показывание, представительство, представление. Еще категория «репрезентация» расшифровывается как «вторичное» представление первообраза и образа.

Раскрывая саму суть истории становления значения этого слова, Х. — Г. Гадамар в «Истине и методе» напомнил его сакральный смысл, который был «…знаком в Древнем Риме как смысл представительности и платежеспособности человека. В контексте современной христианской идеи воплощения и мистического тела получило категория получила иной смысл — репрезентировать обозначает осуществлять присутствие» [3]. Понимание репрезентации как представительства анализировал Ж. Деррида в «Грамматологии».

Проблема репрезентации обсуждалась и в контексте рассмотрения способа бытия искусства. Ученый полагал, что через репрезентацию «изображение приобретает свою собственную действительность», и, благодаря изображению, первообраз становится именно первообразом, т. е. только изображение делает представленное им собственно изображаемым, живописным [4]. Современная культуры, по версии ученых, видится как процесс бытия, в котором гармонично соединяются реальность, фантазия, игра, воображение, замысел и их воплощение.

Современные естественные и искусственные языки — основные разъяснители репрезентации культурных образов, благодаря которым мировосприятие человека формируется и изменяется под воздействием создаваемых или выбираемых репрезентаций. Из этого следует, что наше представление о современной действительности — это продукт собственной деятельности восприятия, видения, понимания, благодаря которым трансформируются образцы репрезентации, создаваемые и внедряемые культурыми, политическими и образовательными технологиями.

Согласно концепции М. Вартофского, человеческое восприятие, имея универсальные предпосылки, является исторически обусловленным процессом [5]. С нашей точки зрения, визуальное восприятие культуры человеком сегодня уже зависит и от интерпретационных принципов политики и философии общества, предрасполагающих нас к тому, что нам предстоит увидеть/не заметить, понять/не понять, принять /отвергнуть в мировом или отечественном культурном пространстве.

Разная степень культурной истинности представляет собой не только внешний визуальный мир, но и самого человека.

Современная и хорошая и плохая культура становится своеобразными образами социального и индивидуального визуального восприятия, оказывающего влияние на наше восприятие окружающей среды, общества, культуры, что в свою очередь связано с обучением, образованием в целом, формирует еще один способ видения окружающего мира и культуры в нем.

Таким образом, семиотические и философские аспекты мировой и отечественной культурыделят визуальную культуру на определенные сферы, репрезентирующие культурную реальность лучше, хуже или вовсе не репрезентируют ее.

Литература:

  1. Шапиро, М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа. Изд. 2-е. Дополненное. — М., 2017.
  2. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие. — М., 2012; Гадамар, Х.-Г. Истина и метод. — М., 1988; Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. — М., 2006; Беззубова, О. В. Визуальная культура и визуальный поворот в культурных исследованиях вт. пол. ХХ в. // Аналитика культурологии. — № 28. — 2014 и др.
  3. Гадамар, Х.-Г. Истина и метод. — М., 1998.
  4. Гадамар, Х.-Г. Истина и метод. — М., 1998.
  5. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научные модели. — М., 1988.
Основные термины (генерируются автоматически): визуальная культура, семиотический подход.


Похожие статьи

К вопросу об использовании семиотического подхода в исследовании культуры

В работе раскрывается сущность семиотического подхода. А также рассматривается его использование в исследовании культуры.

Медиалект в контексте лингвокультурного пространства

В статье рассматривается медиалект внутри лингвокультурного пространства, представлены концепции лингвокультурного пространства, медиалекта и их взаимодействие, показано развитие языка в информационном обществе, объяснятся сущность современного метод...

Педагогическая модель обучения научному дискурсу в высшей школе

В статье проанализирована эволюция академического дискурса как социокультурного явления. Автор приходит к выводу, что педагогическая модель научного дискурса носит междисциплинарный характер и включает лингвориторический, социокультурный и этический ...

Влияние СМИ на формирование культурных ценностей: аксиологический аспект

Развитие теоретических представлений о явлении билингвизма как междисциплинарной проблеме

На основе критического анализа разнообразного материала о проблеме билингвизма предлагается способ его систематизации с целью проследить историческое развитие взглядов на обозначенную тему.

Методы концептуальной лингвистики как средства обучения иностранному языку

В статье рассматриваются сложности, возникающие у студентов в миропонимании носителей иностранного языка. Акцентируется внимание на возможности применения методов концептуальной лингвистики для решения данной проблемы.

Экокультурный фактор в художественных произведениях

Статья посвящена вопросу исследования экокультурного фактора в художественных произведениях в рамках эколингвистики. Вместе с известными исследователями, автор рассматривает культуру как вторую природу, которая помогает понять связь языка и природы.

Роль языка в межкультурной коммуникации

В статье рассматривается вопросы межкультурной коммуникации, а именно отношение языка и культуры. Автор выделяет ряд структурных характеристик культур и подчеркивает, что язык является одновременно выражением и определяющим фактором общего мировоззре...

Когнитивные ориентиры и дискурсы идентичности (к вопросу о влиянии пространства на формирование идентичности)

В статье рассматривается возможность расширения теоретико-методологического инструментария гуманитарных наук, в том числе, введение в научный оборот новых единиц анализа, для решения проблемы влияния пространства на формирование идентичности людей и ...

К проблеме исследования концептуальной метафоры

Похожие статьи

К вопросу об использовании семиотического подхода в исследовании культуры

В работе раскрывается сущность семиотического подхода. А также рассматривается его использование в исследовании культуры.

Медиалект в контексте лингвокультурного пространства

В статье рассматривается медиалект внутри лингвокультурного пространства, представлены концепции лингвокультурного пространства, медиалекта и их взаимодействие, показано развитие языка в информационном обществе, объяснятся сущность современного метод...

Педагогическая модель обучения научному дискурсу в высшей школе

В статье проанализирована эволюция академического дискурса как социокультурного явления. Автор приходит к выводу, что педагогическая модель научного дискурса носит междисциплинарный характер и включает лингвориторический, социокультурный и этический ...

Влияние СМИ на формирование культурных ценностей: аксиологический аспект

Развитие теоретических представлений о явлении билингвизма как междисциплинарной проблеме

На основе критического анализа разнообразного материала о проблеме билингвизма предлагается способ его систематизации с целью проследить историческое развитие взглядов на обозначенную тему.

Методы концептуальной лингвистики как средства обучения иностранному языку

В статье рассматриваются сложности, возникающие у студентов в миропонимании носителей иностранного языка. Акцентируется внимание на возможности применения методов концептуальной лингвистики для решения данной проблемы.

Экокультурный фактор в художественных произведениях

Статья посвящена вопросу исследования экокультурного фактора в художественных произведениях в рамках эколингвистики. Вместе с известными исследователями, автор рассматривает культуру как вторую природу, которая помогает понять связь языка и природы.

Роль языка в межкультурной коммуникации

В статье рассматривается вопросы межкультурной коммуникации, а именно отношение языка и культуры. Автор выделяет ряд структурных характеристик культур и подчеркивает, что язык является одновременно выражением и определяющим фактором общего мировоззре...

Когнитивные ориентиры и дискурсы идентичности (к вопросу о влиянии пространства на формирование идентичности)

В статье рассматривается возможность расширения теоретико-методологического инструментария гуманитарных наук, в том числе, введение в научный оборот новых единиц анализа, для решения проблемы влияния пространства на формирование идентичности людей и ...

К проблеме исследования концептуальной метафоры

Задать вопрос