В работе описаны цели и определены задачи ППФП, рассмотрена роль природных факторов в развитии профессионально-прикладной физической подготовки студентов.
Ключевые слова: студенты, физическая культура, профессионально-прикладная физическая подготовка.
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) — это специальное направление физического воспитания, которое обеспечивает формирование и совершенствование качеств и свойств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессии, наилучшим образом.
Цели и задачи профессионально-прикладной физической подготовки зависят в первую очередь от требований, предъявленных профессией.
Специальные задачи ППФП — развитие физических способностей, необходимых для выбранной профессии, совершенствование двигательных умений и навыков, необходимых для данной профессии, воспитание морально-волевых качеств человека, требующихся в данной профессии.
Профессионально-прикладная физическая подготовка призвана решать такие задачи:
- Научить студентов практическими знаниями о выбранной ими профессии, о физических качествах, необходимых им для успешного совершения своей рабочей деятельности и высокоэффективного труда.
- Сформировать у студентов двигательные умения и навыки, которые помогут повысить им производительность труда на работе по своей специальности.
- Воспитать у них физические и психические качества, которые пригодятся, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.
- Способствовать ускоренному обучению специальности, лучшему освоению своей выбранной профессии.
- Увеличить силу, быстроту, выносливость и ловкость студентов, что позволит снизить производственный травматизм при выполнении трудовых операций на своем рабочем месте.
Социально-экономической значимостью введения профессионально-прикладной физической подготовки студентов в практику физического воспитания учащихся является то, что сокращаются сроки профессиональной адаптации, также повышается профессиональное мастерство, повышается работоспособность и производительность труда. Специалисты, изучающие ППФП меньше утомляются и выполняют в указанное время гораздо больше работы, нежели неподготовленный человек.
Средства ППФП — это средства физического воспитания, которые подобраны и организованы в связи с конкретными поставленными задачами.
Профессионально-прикладную физическую подготовку студентов можно разделить на 4 группы:
- Прикладные физические упражнения.
- Прикладные виды спорта.
- Оздоровительное влияние природной среды.
- Гигиенические факторы.
Основным средством ППФП являются физические упражнения. Они сочетают в себе различные общие и специальные упражнения, актуальных для общего развития организма, и используемых в трудовой деятельности будущего специалиста.
Физические упражнения профессионально-прикладной физической подготовки студентов необходимы для развития нужных физических качеств, таких как сила, скорость реакции, выносливости, гибкости, ловкости и концентрации внимания и т. д. Упражнения на развитие этих качеств широко используются в системе образования в высших учебных заведениях при подготовке студентов.
Немаловажную роль в развитии ППФП играют и природные факторы: солнце, воздух, вода. Правильное использование этих природных ресурсов усиливает эффект от использования физических упражнений, но также может быть и самостоятельным средством ППФП. Например, пребывание в горах в течение одного месяца повышает физические и умственные качества человека, способствует подготовленности организма к условиям окружающей среды.
К гигиеническим факторам относятся санитарная обстановка мест учебных, физических занятий или рабочего места. Сюда относятся: порядок в помещении, влажность, чистота воздуха, температура, освещение. В качестве адекватных средств ППФП можно задействовать предметы вашей специальности: вождение автотранспорта, пилотирование самолета, планера, полет на вертолете и др.
Литература:
- Дудинова М. В. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.f-mx.ru/fizkultura_i_sport/referat_professionalno-prikladnaya.html
- Шкурпит М. Н. Формирование культуры здоровья студентов в процессе физического воспитания / М. Н. Шкурпит, М. А. Старлычанова, Н. А. Дьяконова // Государственное и муниципальное управление (Ученые записки СКАГС). — Ростов н/Д: ЮРИУ РАНХ и ГС, 2014. — № 1. — С. 136–141.