В статье рассматривается проблема выбора технологии ВСОКО для повышения эффективности управления качеством образовательного процесса. Рассматриваются вопросы применения мониторинга и микроисследования как социальных технологий управления качеством образовательного процесса, отличительные особенности различных технологий ВСОКО. Сопоставляются теоретические точки зрения различных исследователей на предмет выбора технологии как управляющего ресурса в различных образовательных системах.
Ключевые слова: качество образования, процесс образования, управление качеством образовательного процесса, внутришкольная система оценки качества образования, мониторинг, микроисследование.
The article deals with the problem of choosing the technology to improve the quality management of the educational process. The questions of application of monitoring and micro-research as social technologies of quality management of educational process, distinctive features of various technologies of VSOKO are considered. The theoretical points of view of various researchers are compared with regard to the choice of technology as a management resource in various educational systems.
Key words: quality of education, the process of education, quality management of the educational process, intraschool system of education quality assessment, monitoring, micro-research.
Для субъектов управления в образовательных организациях управление качеством образовательного процесса является основной подсистемой деятельности. Внутришкольная система управления качеством образования должна соответствовать существующим требованиям педагогических теорий и одновременно удовлетворять образовательные потребности всех участников учебно-воспитательного процесса.
Совершенствование системы управления качеством образования — важнейшая задача, стоящая перед каждым коллективом школы. Необходимо, чтобы каждый участник образовательного процесса выбирал и реализовывал меры по управлению качеством образовательного процесса обоснованно, что позволило бы получить высокие результаты их деятельности при наименьших затратах усилий и времени.
В настоящий момент во внутришкольной системе управление качеством происходят изменения от традиционного внутришкольного контроля (ВШК) к внутришкольной системе оценке качества образования (ВСОКО). Т. И. Шамова еще в начале 90-х годов утверждала, что положительный результат от использования традиционного ВШК может быть достигнут только тогда, когда взаимодействуют все участники образовательного процесса, когда осуществляется гуманистический подход к контролю и охватываются все стороны педагогического процесса что направляет его на конечный результат [6].
Технологический прогресс во ВСОКО выявляется в построении субъект-субъектных отношений, целью такого управления является обеспечение возникновения у субъекта желания самостоятельно и осознанно менять что-то в себе, а также в своей деятельности. Технологии ВСОКО — это технологии социального управления, основанные на следующих базовых позициях:
‒ следует постоянно совершенствовать процедуры и процессы педагогических измерений, стремясь сделать их валидными и одновременно простыми;
‒ необходимо углубленно и постоянно изучать качество всех объектов управления в школе;
‒ необходимо повышать не только управленческую, но и коммуникативную компетентность всех субъектов, воплощающих в жизнь технологии ВСОКО [2; 5].
В. Н. Иванов и В. И. Патрушев представляют социальные технологии как совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата (укрепление социальной организации, улучшение условий жизни людей, предотвращение конфликта и т. п.). Социальная технология — важнейший элемент механизма управления [3].
Совокупность процедур воздействия и деятельности субъектов в технологиях ВСОКО должны быть направлены на получение оптимального результата и в конечном итоге привести к улучшению всех показателей образовательного процесса и увеличению его качества в целом.
Уровень реализации организационно-исполнительской функции в процессе деятельности по исполнению задач поставленных во внутришкольной системе оценки качества образования, является одним из показателей её качества. Для реализации этой функции необходимо:
‒ обеспечить соответствие выбранных методов и форм деятельности субъектов поставленным целям, возможностям исполнителей, реальным условиям;
‒ оптимально распределять время, отведенное на реализацию процедур ВСОКО;
‒ субъекты должны работать максимально конструктивно и доброжелательно, действовать в соответствии с нормами педагогического управления и профессионального общения.
Необходимо следить за балансом между пользой от реализации процедур по ВСОКО и дополнительной нагрузкой на учителей и администраторов. Последняя не должна быть слишком высокой. При успешной реализации всего вышесказанного станет возможным точно оценить качество образовательного процесса, что в свою очередь позволит грамотно и точно применить управляющие воздействие для приведения всех показателей к заданному состоянию.
Проблема выбора наилучшей технологии для конкретного случая становится существенной. При выборе методов реализации ВСОКО важно не только содержание диагностических материалов, анкет, контрольно-методических срезов (зачем и что измеряем?), но и условия и формы проведения процедур, выявляемые через кадровые (кто измеряет?), временные (когда измеряет?), материальные и информационно-методические ресурсы (с помощью чего и как измеряет?) [1].
Традиционно технологии ВСОКО можно определить в зависимости от целей, как виды (тематические, фронтальные) и как формы (комплексно-обобщающие, предметно-обобщающие, классно-обобщающие и персональные). Временной параметр как одна из характеристик технологий ВСОКО позволяет разделить их на две группы: микроисследования и мониторинги.
По соотношению результата к затратам можно определить эффективность любой технологии. В характеристиках выбранной технологии ВСОКО важны не только результативность, валидность, конструктивность и надежность, но и такие характеристики как:
‒ доступность и простота для субъектов ВСОКО;
‒ удобство в использовании;
‒ экономическая рентабельность;
‒ оперативность и возможность применять техники в кратчайшие сроки.
В самом регламенте ВСОКО должен быть реализован алгоритм описания оценивания каждого критерия:
‒ выбор одного или нескольких показателей для оценивания качества конкретного критерия;
‒ описание формы проведения оценивания — мониторинг или микроисследование;
‒ выбор технологии оценки качества показателей;
‒ назначение субъектов реализации оценивания;
‒ описание уровневых дескрипторов качества каждого показателя;
‒ определение места и времени подведения итогов оценивания каждого критерия.
Так же требует внимания и вопрос взаимосвязи применения инструментария ВСОКО с видом педагогического управления. Любое управленческое решение — это выбор. Управленцем, менеджером, можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения и реализует их через организацию деятельности других людей. Принятие решений — составная часть любой управленческой деятельности. Необходимость принятия решения пронизывает все действия, от формулировки цели до оценки результата. По сути, любое решение в управлении педагогическим процессом — это ответ на ряд вопросов, возникающих при выполнении каждой управленческой функции [6]. Управленческое решение должно соответствовать динамически меняющемуся состоянию управляемой системы, качественным характеристикам среды, где она развивается. На коротких промежутках функционирования системы принимаются оперативные решения, что помогает реализовывать корректировку воздействия в рамках оперативного управления.
Для принятия такого рода решений целесообразно будет применить технологию микроисследования, т. к. оно обладает следующими характеристиками:
‒ оперативность, т. е. возможность реализовать технологию в оптимальные сроки;
‒ относительная простота, обеспечивающая доступность для субъектов ВСОКО;
‒ экономическая целесообразность, исключающая возможность для технологии быть эффективной, но не экономичной;
‒ удобство в эксплуатации.
В процессе мониторинга качество объекта всегда измеряется одним и тем же способом. При любом режиме мониторинга важно соблюдать стабильность способов измерений и равномерную периодичность измерений, что позволит наблюдать за изменениями показателей качества объекта.
Микроисследование в отличие от мониторинга представляет собой однократную процедуру, более или менее сложную, в зависимости от целей, позволяющую оценить состояние процесса, ресурса, условия «здесь и сейчас».
Если мониторинг позволяет видеть динамику изменения качества, то микроисследование дает возможность оценить уровень качества в данный момент, получив большой объем информации разными способами в течение короткого промежутка времени — обычно от трех-пяти дней до двух недель [4].
Исследователи отмечают, что микроисследование наиболее эффективно в двух случаях:
‒ когда необходимо выявить уровень ресурса, позицию субъектов для осуществления управляющего действия в ситуации лимита времени;
‒ когда в школе реализуется первый этап введения инновации, например, при введении нового метода, новых учебников, новых программ, новых технологий мониторинга и др.
Чаще всего на практике конкретное микроисследование предполагает проектирование и реализацию специальной программы, в содержание которой включаются не только диагностические процедуры, но и обучающие или проблемные семинары, открытые уроки и т. д. По окончанию микроисследования происходит анализ результатов и обсуждение этих данных сначала с субъектами-организаторами, а затем и со всем коллективом школы с обсуждением выявленных «точек роста» и способов совершенствования качества образовательного процесса.
Таблица 1
Особенности микроисследования имониторинга как технологий ВСОКО
Критерии сравнения |
Организационные формы ВСОКО |
|
Мониторинг |
Микроисследование |
|
ЗАЧЕМ? цели |
Оценить динамику изменения характеристики объекта или процесса, (положительная, отрицательная, отсутствие динамики) |
Оценить состояние объекта или процесса в данный момент (соответствие норме, определение отклонения…) |
ЧТО? объекты измерений |
Изменения характеристики объекта или процесса во времени |
Свойства, характеристики объекта или процесса в данный момент |
КАК? какие формы и виды деятельности включены |
Диагностика значения выделенного параметра одинаковым способом через определенные промежутки времени |
1. Организация рабочей группы и планирование этапов микроисследования с разными функциями:
|
КОГДА, КАК ДОЛГО |
В течение длительного времени, в зависимости от необходимости |
Обычно микроисследования длятся от нескольких дней до двух недель в зависимости от исследуемых объектов |
В процессе диссертационного исследования нами было создан проект микроисследования «Качество и ресурсы развития здоровьесберегающей среды в образовательном процессе». Успешная реализация проекта позволила определить резервы работы коллектива школы по созданию условий развития здоровьесберегающей среды. Среди них выделены такие как:
‒ критериaльное оценивание здоровьесберегающего пoтенциала ресурсoв в системе «учитель-ученик» в системе ВСОКО;
‒ выбор фoрм учебной деятельнoсти для учеников с высоким уровнем здоровьесберегающего потенциaла.
На завершающем коррекционном этапе микроисследования состоялся тематический семинар, в ходе которого педагогическим коллективом обсуждались образовательные технологии, при реализации которых выявляется здоровьесберегающий потенциал. Рабочей группой была создана программа деятельности методического объединения по повышению уровня компетентности учителя в сфере здоровьесбережения.
Одним из продуктов нашего исследования стал алгоритм проектирования и реализации микроисследования как технологии в рамках реализации ВСОКО (табл. 2).
Таблица 2
Алгоритм проектирования иреализации микроисследования
Этапы |
События |
Результаты |
Функции управления |
1.Целевой |
1)Педсовет 2)Заседание методических объединений 3)Родительское собрание 4)Тематический семинар |
Проект плана (определение объекта микроисследования, создание рабочей группы) |
Мотивационно-целевая |
2.Содержательный |
1)Собрание рабочей группы |
Жёсткий план (постановка задач, разработка критериев и показателей, описание диагностического инструментария, определение сроков и мест, распределение ролей между субъектами) |
Планово-прогностическая |
3.Организационный |
2)Проведение оценочных мероприятий |
Формат получаемых результатов |
Организационно-исполнительская |
4.Аналитический |
1)Педсовет, 2)Заседание метод. Объединения |
Результаты в виде схем, графиков, диаграмм |
Информационно-аналитическая |
5.Рекомендательный |
1)Разработка управленцем совместно с рабочей группой должностных инструкций |
Должностные инструкции |
Контрольно-диагностическая |
6.Коррекционный |
3)Тематический семинар (присутствие ученых, методистов) |
Конструктивные выводы |
Регулятивно-коррекционная |
Как показывает практика, микроисследования, проектируемые и реализуемые по такому алгоритму в рамках ВСОКО, позволяют не только оценить качество выбранных объектов по различным показателям, но и уточнить направления работы по ликвидации проблем, выявленных в процессе микроисследования.
Литература:
- Галеева Н. Л., Корнеева И. Г. Чему и как учить ученого // Управление школой, 2006. — № 20. − С. 6 − 15.
- Журавлев А. Л. Cоциально-пcихологичеcкие проблемы управления. Прикладные проблемы cоциальной пcихологии. — М.: Педагогичеcкий поиcк, 1983. –184 c.
- Иванов В. Н., Патрушев В. И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. 2-е изд., переработанное и дополненное. — М.: Экономика, 2001. — 328 с.
- Cубетто А. И. Качеcтво непрерывного образования в Роccийcкой Федерации: cоcтояние, тенденции, проблемы и перcпективы (опыт мониторинга). — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 498 с.
- Технологии социальной работы: учебник / под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2002. — 366 с.
- Шамова Т. И. Внутришкольное управление: вопроcы теории и практики. — М.: Педагогичеcкий поиcк, 1991. — 298 c.