Статья посвящена коммуникации средств массовой информации с потребителями посредством метаязыка, основанного на интернет-мемах, рассматриваются причины их появления и особенности их функционирования.
Ключевые слова: мем, СМИ, коммуникация, Интернет.
Интернет постепенно становится универсальной площадкой для общения и обмена информацией. Формируется новая коммуникационная среда со своими особенностями и уникальными характеристиками. В связи с этим межличностные коммуникации уже не играют прежней роли. Каждый из видов СМИ отражает тот или иной вид коммуникации: газета — письменность, телевидение — изображение, радио — голос [Качкаева. М., 2010. С. 15.]. Интернет же предлагает иной вид коммуникации — мультимедиатизацию — присутствие и текстов, и изображения, и аудио. Возникает новый вид культуры, регламентированный новой моделью коммуникации. Новые типы коммуникаций сформировались в «виртуальных сообществах», создаваемых первыми пользователями сети, формируя новый язык.
Язык как средство общения нуждается в постоянной трансформации, ему необходима оптимальная форма передачи мысли. С появлением Интернета интенсивно укрепляет свои позиции новая среда общения.
Продолжительное пребывание в социальных сетях способствует формированию специфичного способа передачи информации.
Благодаря общению в неформальной среде появился особый вид коммуникации, который основан на метаязыке, состоящим из Интернет-мемов.
Цифровое пространство является важной средой для появления мемов, активно распространяющихся по Интернету.
Интернет-мeм (англ. Internet meme) — в средствах массовой информации и бытовой лексике название информации или фразы, часто бессмысленной, спонтанно приобретшей популярность в интернет-среде посредством распространения в Интернете всеми возможными способами (в социальных сетях, на форумах, в блогах, имидж-бордах и др.). Так же обозначает спонтанное распространение информации, фразы или картинки. Вошло в повсеместное употребление в середине первого десятилетия XXI века.
В качестве мема могут быть как отдельные высказывания или фразы, так и изображения и аудиофайлы, которые получили широкое распространения в сети. [3 http\\].
Определенные черты общения в сети определяют возможности достижения комических эффектов с последующим возникновением новых специфических форм интернет-дискурса, которые задействуют механизмы, неиспользуемые при коммуникации вживую.
Стихийному распространению мемов на просторах Интернета способствует только та информация, которая тем или иным образом оставляет пользователей неравнодушными, вызывает эмоции, ассоциации, порождает интерес.
Мемы создаются самими пользователями в интернет-сообществах (блоги, форумы, чаты, группы в социальных сетях и т. п.). Для носителей другого языка многие мемы могут остаться непонятыми из-за различий в культуре и языкового барьера как такового.
Мемы в Интернете делятся на следующие типы:
‒ текстовый мем: слово или фраза;
‒ мем-картинка;
‒ видеомем;
‒ креолизованный мем, состоящий из текстовой и визуальной части.
Дадим характеристику каждому из типов.
Текстовые мемы состоят из слов, словосочетаний или фраз.
Мемы-картинки бывают двух типов: первый тип — это узнаваемое изображение из массовой культуры или повседневной жизни, второй тип — графическое изображение, измененная фотография посредством фоторедактора.
Видеомемы — это юмористические видеоролики, которые публикуют сами пользователи на своих страницах в социальных сетях, а также передают друг другу в личных сообщениях, делаю видео «вирусным».
Креолизованный мем — является разновидностью текстов, которые состоят из вербальных и невербальных языковых систем. Основополагающей частью креолизованного текста является ее вербальная часть (текст) и иконическая часть (изображение). В зависимости от идеи мема эти два компонента можно увидеть в разных вариативных комбинациях.
С появлением мемов стало проще различать обычных людей и тех, кто часто проводит свое время на просторах сети. Такие люди привыкли потреблять текстовую и графическую информацию не только в традиционном виде, но и в виде мемов, что позволяет их выделять на фоне остальных пользователей.
Информационные и социальные функции Интернета привлекают журналистов, они понимают преимущество виртуального пространства и с большим рвением осваивают новые медиа.
В своей работе журналисты обращают внимание в основном на социальную и информационную функцию интернета. Исходя из этого мы можем наблюдать за просачиванием средств массовой информации в цифровой мир.
Корректная интерпретация мемов подразумевает наличие у пользователей совпадающего культурного багажа. Несовпадение данных, которыми оперирует адресант и адресат (знание фразеологизмов, рекламных текстов, культурных отсылок, знания литературных и кино источников, актуальных событий и тд.), приводит к коммуникационному сбою, не достигается нужного эффекта со стороны потребителя контента.
Для привлечения новой аудитории журналисты активно используют мемы. Такой подход дает возможность не только освещать новостные события, но и обыгрывать их, говоря с потребителями контента на одном с ними языке. Интеграция СМИ в Интернет дала возможность читателям напрямую взаимодействовать с новостными ресурсами.
Издания получают мгновенный отклик на собственный контент. В книге «Журналистика и конвергенция» отмечается, что «в мультимедийных средствах массовой информации увеличивается число возможностей и услуг индивидуальной настройки и индивидуального вмешательства пользователя в содержание СМИ (комментирование публикаций, написание отзывов, голосование за материалы издательства и т. д.)».
На данный момент времени социальные сети для многих пользователей становятся основным источником информации. Подводя итог, можно сказать, что читатель и журналист стали ближе друг к другу, они стали общаться на одном языке, появилась обоюдная связь и надежный канал коммуникаций. Использование мемов в материалах СМИ способствует включению адресата в культурный контекст, с условием имеющихся у него предварительных знаний. Сами по себе мемы недолговечны, период их активности может варьироваться от недели до месяца, в зависимости от вирусности мема. Этот факт виляет на скорость распространения. После пика активности популярность замедляется или останавливается. В момент пика своей популярности наступает период пресыщения, в этот период появляются новые мемы, вытесняя старые. Не редки случаи, когда мем, не получая широкой огласки, остается популярным лишь в узких кругах пользователей сети Интернет. При этом каждое издание придерживается своей единой для всех социальных сетей и микроблога политики написания текстов и их визуального оформления. Однако не только политика издания влияет на сообщения, ограничения накладываются и спецификой самого канала.
Литература:
- Докинз Р. Эгоистичный ген. Москва: Мир, 1993. — 318 с
- Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. / под ред. А. Г. Качкаевой. М., 2010. С. 15.
- Интернет-мем [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org/wiki/Интернет-мем
- Солганик Г. Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст». // Вестник Московского Университета. Серия 10, Журналистика. № 2. март-апрель, 2005.