Разработка математической модели управления посадкой мультикоптера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Математика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 01.06.2018

Статья просмотрена: 624 раза

Библиографическое описание:

Семенова, Л. Л. Разработка математической модели управления посадкой мультикоптера / Л. Л. Семенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 2-6. — URL: https://moluch.ru/archive/208/50927/ (дата обращения: 18.12.2024).



В настоящее время разработка методов и алгоритмов ручного и автоматического управления БПЛА является интенсивно развивающимся направлением научных исследований в военной, гражданской и космической области. При использовании мультикоптеров одна из самых актуальных задач, это задача автоматической заправки аккумуляторов, а, следовательно, задача точной посадки в выбранную точку или ограниченный участок.

Посадка — это обязательный этап применения любого БПЛА, независимо от его функционального назначения. Поэтому поиск и разработка новых способов, схем и средств посадки БЛА является одной из наиболее актуальных задач [1].

Ключевые слова: беспилотные летательные аппараты, ошибка оценивания, уравнения состоянии, уравнения наблюдения, фильтр Калмана, расширенный фильтр Калмана.

Постановка задачи: Имеется мини-БПЛА (мультикоптер), посадочная площадка с 4-мя маяками. Предполагаем, что выход БПЛА в зону маяков будет осуществлен с использованием системы GPS и/или ГЛОНАСС. Требуется разработать алгоритм точного выхода мультикоптера в заданную точку и его посадки.

Для оценки и сглаживания текущих координат летящего мультикоптера будет использован алгоритм фильтрации Калмана.

Фильтр Калмана это рекурсивный фильтр, который минимизирует среднеквадратическую ошибку оценивания текущих координат объекта.

Суть алгоритма оценивания заключается в последовательном предсказании искомых координат мультикоптера с использованием модели состояний с последующей коррекцией результатов по данным фактических измерений.

Модель движения БПЛА рассматривается как движение материальной точки с ограничениями, накладываемыми на скорость и ускорение движения, а также на изменение ускорения.

При синтезе алгоритма оценивания параметры заданы с помощью системы разностных уравнений первого порядка, в общем случае нелинейной.

(1)

Где – известные заранее координаты маяков , (i=0,1,2,3,4 — номера маяков); — текущие координаты мультикоптера; — приращение расстояний между мультикоптером и маяками; — ортогональные составляющие скорости движения мультикоптера; — дальность от маяка i до мультикоптера.

Введем вектор состояний, включающий неизвестные и подлежащие оцениванию переменные системы (1)

или (2)

В разностной форме система уравнений (1) с учетом (2) приобретает следующий вид

(3)

где k — дискретное текущее время с интервалом дискретизации ; - вектор состояний, вектор-столбец размерностью (12x1) и включает в себя неизвестные и подлежащие оцениванию параметры динамической системы; – вектор шумов состояний размерностью (12x1).

Уравнения наблюдения, учитывающие функциональные связи между выбранным вектором состояния и измерительными каналами запишем в виде:

(4)

- вектор фактических измерений размерностью (5x1); h — высота полета мультикоптера над Землей; — вектор шума измерений.

Как правило, шумы, входящие в модели состояний и наблюдений, считаются белыми гауссовыми шумами

Задача оценивания значений переменных состояния системы (2) сводится к синтезу некоторого алгоритма, обеспечивающего эту оценку по текущим измерениям Z(k) с минимальными ошибками. Ошибка оценивания может быть определена следующим образом:

(5)

Здесь — оценка вектора состояния в момент времени k, - ошибка оценивания вектора состояния .

Для нелинейной системы уравнений наблюдений (4) в терминах расширенного фильтра Калмана оценка дальностей на шаге (k+1) вычисляется:

,

где - оценка вектора состояния на момент времени (k+1); - вектор предсказанных оценок на момент времени (k+1) по данным на шаге k; - матрица весовых коэффициентов; — матричное уравнение для расчета вектора предсказания;

Поскольку уравнения наблюдений являются нелинейными функциями вектора наблюдения, то применяют методы аппроксимации нелинейных выражений с помощью разложения в ряд Тейлора вблизи оптимальной оценки.

Такой подход применен в расширенном фильтре Калмана, тогда расчет весовых коэффициентов осуществляется по рекуррентным матричным уравнениям следующего вида:

(6)

(7)

(8)

Структурная схема расширенного фильтра Калмана приведена на рис. 1.

Рис. 1. Структурная схема расширенного фильтра Калмана

Для инициации работы алгоритма необходимо задать начальные значения матрицы ковариации ошибок оценивания , начальный вектор оценок и диагональные элементы корреляционных матриц ошибок наблюдения и состояния .

Начальные значения вектора могут быть заданы как средние величины исходя из предполагаемых максимальных и минимальных значений. Априорная корреляционная матрица ошибок оценивания является диагональной. Значения диагональных элементов соответствуют дисперсиям ошибок оценивания в начальный момент времени [2,3].

Заключение: В работе выполнен синтез алгоритма посадки беспилотного летательного аппарата в декартовой системе координат с использованием каналов измерения GPS/ГЛОНАСС

Получен пример работы модели в среде Matlab

Рис. 2. Процесс изменения координаты и его оценки

Литература:

  1. Агеев А. М., Михайленко С. Б., Зезюля В.А Способ точной посадки беспилотного летательного аппарата // Сборник статей и докладов по материалам ежегодной научно-практической конференции «Перспективы развития и применения комплексов с беспилотными летательными аппаратами» г. Коломна, 2016. — с.16.
  2. Сейдж Э. Теория оценивания и ее применение в связи и управлении / Э. П. Сейдж, Дж.Л. Мелс. — М.: Связь, 1976. — 496 с.
  3. Попов Ю. Б. Алгоритм определения местоположения подвижного источника излучения в двухпозиционной угломерной динамической системе / Ю. Б. Попов, В. А. Кураков, К. Ю. Хабарова // Автометрия. — 2005. — № 4(41). — С. 70–77.
Основные термины (генерируются автоматически): расширенный фильтр, GPS, момент времени, ошибка оценивания, вектор состояний, оценка вектора состояния, структурная схема, уравнение наблюдения.


Ключевые слова

беспилотные летательные аппараты, фильтр Калмана, ошибка оценивания, уравнения состоянии, уравнения наблюдения, расширенный фильтр Калмана

Похожие статьи

Методы оптимизации дальности полета летательного аппарата

В статье сформулирована задача оптимизации дальности полета летательного аппарата, рассмотрены классы методов оптимизации и выбраны пригодные для решения поставленной задачи. Рассмотрены алгоритмы выбранных методов.

Применение беспилотных летательных аппаратов для корректировки карт и планов

Рассматривается возможность применения беспилотных летательных аппаратов в целях корректировки топографических карт и планов. Выполнено сравнение беспилотных летательных аппаратов, аэрофотосъёмки с самолета и традиционных методов сьемки. Выявлены осо...

Задача линейного планирования в технической диагностике автотранспортных средств

В статье представлена возможность применения оптимальной теории в области технической диагностики вообще и технической диагностики транспортных средств в частности посредством постановки и решения задачи линейного программирования.

Обзор подходов и методов прикладного использования генетических алгоритмов в образовательной сфере

В работе рассматриваются вопросы оптимизации процесса обучения, оптимальная организация которого является основным инструментом формирования индивидуальности обучающихся с учетом их способностей и запросов в условиях современной образовательной модел...

Разработка алгоритма для управляющих действий боковым движением самолета при заходе на взлетно-посадочную полосу

В статье приводятся принципы составления правил логического вывода для нечеткой системы автоматического управления боковым движением самолета при заходе на взлетно-посадочную полосу. Разработан алгоритм (закон) управления (для управляющих действий) б...

Автономная система ориентирования беспилотного летательного аппарата: состав и схема функционирования в формате 3D

Для решения задач мониторинга территорий и объектов, как в военной, так и в гражданской сфере применяются сверхлегкие беспилотные летательные аппараты. Главным критерием гарантии выполнения поставленной задачи является точность его позиционирования в...

Обзор мобильных роботов, использующих бортовые системы навигации для автономного планирования пути к заданной цели

Проведён краткий обзор мобильных роботов, используемых в сфере обеспечения безопасности, в сельском хозяйстве и в сфере обслуживания, таких как: LAURON 5, iC Hexapod, BoniRob и BigDog. Сформулированы главные принципы организации системы управления дв...

Применение методов исследований и испытаний традиционных транспортных средств для испытаний модульных транспортных средств

В статье рассмотрены вопросы, связанные с применением традиционной методики испытаний к транспортным средствам модульной конструкции, ее задачами. Выявлены проблемы в данной области и найдены условия для достижения достаточной достоверности испытаний...

Анализ эффективности применения модуля коррекции GPS

В статье рассмотрен алгоритм повышения достоверности определения координат в системе с GPS-приемником. Описан вариант упрощения и произведена формализация задачи, использован алгоритм Калмана для обработки фактических данных.

Анализ необходимости применения средств моделирования при проектировании регистратора климатических параметров

В данной работе рассматриваются вопросы применения информационных технологий проектирования электронных изделий при проектировании регистратора климатических параметров. Дана характеристика области применения проектируемого устройства. Обосновано при...

Похожие статьи

Методы оптимизации дальности полета летательного аппарата

В статье сформулирована задача оптимизации дальности полета летательного аппарата, рассмотрены классы методов оптимизации и выбраны пригодные для решения поставленной задачи. Рассмотрены алгоритмы выбранных методов.

Применение беспилотных летательных аппаратов для корректировки карт и планов

Рассматривается возможность применения беспилотных летательных аппаратов в целях корректировки топографических карт и планов. Выполнено сравнение беспилотных летательных аппаратов, аэрофотосъёмки с самолета и традиционных методов сьемки. Выявлены осо...

Задача линейного планирования в технической диагностике автотранспортных средств

В статье представлена возможность применения оптимальной теории в области технической диагностики вообще и технической диагностики транспортных средств в частности посредством постановки и решения задачи линейного программирования.

Обзор подходов и методов прикладного использования генетических алгоритмов в образовательной сфере

В работе рассматриваются вопросы оптимизации процесса обучения, оптимальная организация которого является основным инструментом формирования индивидуальности обучающихся с учетом их способностей и запросов в условиях современной образовательной модел...

Разработка алгоритма для управляющих действий боковым движением самолета при заходе на взлетно-посадочную полосу

В статье приводятся принципы составления правил логического вывода для нечеткой системы автоматического управления боковым движением самолета при заходе на взлетно-посадочную полосу. Разработан алгоритм (закон) управления (для управляющих действий) б...

Автономная система ориентирования беспилотного летательного аппарата: состав и схема функционирования в формате 3D

Для решения задач мониторинга территорий и объектов, как в военной, так и в гражданской сфере применяются сверхлегкие беспилотные летательные аппараты. Главным критерием гарантии выполнения поставленной задачи является точность его позиционирования в...

Обзор мобильных роботов, использующих бортовые системы навигации для автономного планирования пути к заданной цели

Проведён краткий обзор мобильных роботов, используемых в сфере обеспечения безопасности, в сельском хозяйстве и в сфере обслуживания, таких как: LAURON 5, iC Hexapod, BoniRob и BigDog. Сформулированы главные принципы организации системы управления дв...

Применение методов исследований и испытаний традиционных транспортных средств для испытаний модульных транспортных средств

В статье рассмотрены вопросы, связанные с применением традиционной методики испытаний к транспортным средствам модульной конструкции, ее задачами. Выявлены проблемы в данной области и найдены условия для достижения достаточной достоверности испытаний...

Анализ эффективности применения модуля коррекции GPS

В статье рассмотрен алгоритм повышения достоверности определения координат в системе с GPS-приемником. Описан вариант упрощения и произведена формализация задачи, использован алгоритм Калмана для обработки фактических данных.

Анализ необходимости применения средств моделирования при проектировании регистратора климатических параметров

В данной работе рассматриваются вопросы применения информационных технологий проектирования электронных изделий при проектировании регистратора климатических параметров. Дана характеристика области применения проектируемого устройства. Обосновано при...

Задать вопрос