В статье представлена модель формирования полоролевой идентичности дошкольников. Для педагогов и родителей.
Ключевые слова: этапы психосексуального развития, гендерный подход, половое воспитание, полоролевое воспитание, модель формирования полоролевой идентичности.
Современные отечественные и зарубежные ученые (В. Е. Каган, Д. Н. Исаев, Д. В. Колесов, И. С. Кон, Т. А. Репина, А.Бандура, Ш. Берн, Л. Кольберг и др.) склоняются к мнению, что наиболее сензитивным периодом формирования первичной полоролевой идентичности является дошкольный возраст
Под полоролевой идентичностью дошкольника понимается осознание своей половой принадлежности и поведения, свойственного своему полу.
В современной научно-педагогической литературе используются следующие понятия, характеризующие процесс воспитания детей с учётом пола, в хронологическом порядке их появления: «половое воспитание», «полоролевое воспитание», «гендерное воспитание». [3].
Значение «полового воспитания» состояло в подготовке подрастающего поколения к семейной жизни и включало в себя, как овладение нравственной культурой в сфере взаимоотношения полов, так и вопросы полового просвещения и половой гигиены. [2].
Полоролевое воспитание включает в себя формирование у детей полоролевых представлений, полоролевого опыта, качеств мужественности и женственности. Полоролевое воспитание в детском саду и семье обеспечивает овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволяет сформировать адекватную полу модель поведения. Недостаточное внимание уделяется динамическим характеристикам полоролевой идентичности, ценностному принятию своей половой роли, толерантному и позитивно окрашенному отношению — к носителям противоположной половой роли [1].
Гендерная педагогика как направление научного знания активно развивается в последние десятилетия и в настоящее время переживает период формирования теоретико-методологических основ, разработки содержательных и технологических аспектов гендерного воспитания.
«Гендер» — это не физические различия между мужчиной и женщиной, мальчиком и девочкой, а социально формируемые у них качества мужественности и женственности. Гендерное воспитание — процесс формирования мужских и женских ролей в социуме и включает в себя все соответствующие свойства и отношения, за исключением анатомо-физиологических. [1].
Анализ законодательных документов, регламентирующих деятельность ДОО показал, что таких понятий, как «полоролевое воспитание», «гендерное воспитание», в тексте ФГОС ДО, ни в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» не встречается, однако реализация задач, которые представлены в документах, невозможна без учета половозрастных потребностей воспитанников.
Одной из современных разработок в рамках гендерного подхода явилась концепция полоролевого воспитания школьников Л. И. Столярчук, согласно которой приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жестких стандартов маскулинности / фемининности, а в изучении потенциала партнерских взаимоотношений между полами. Содержание воспитания в русле данной концепции включает в себя реализацию гибкого полоролевого репертуара, отвечающего индивидуальным потребностям, умения противостоять негативным явлениям полоролевой социализации [5].
Эта концепция использовалась при создании модели формирования полоролевой идентичности дошкольника.
При составлении модели мы также опирались на стандарты полового воспитания, предложенные Европейским региональным бюро ВОЗ и ФЦПСЗ., документ, рекомендованный для лиц, определяющих политику руководителей и специалистов в области образования и здравоохранения. «Если настоящие стандарты будут использоваться в процессе разработки или усовершенствования существующих учебных планов, то документ необходимо адаптировать к специальным потребностям и ситуации в соответствующей стране» [4].
В модели представлены следующие возрастные группы: 0–4, 4–6, 6–9, которые были классифицированы в соответствии с возрастными группами ВОЗ, т. к. они отражают стадии развития.
Без всякого сомнения в зависимости от индивидуального развития некоторых детей можно отнести к другой возрастной группе, чем к той, к которой они подходят по календарному возрасту, поэтому границы возрастных групп относительны.
Рис. 1. Модель формирования полоролевой идентичности дошкольника
Пользователям модели необходимо знать, что на каждом возрастном периоде, к задачам развития текущего периода, добавляются темы из младших возрастных групп. В старших возрастных группах они повторяются под другим углом зрения и более подробно
Модель формирования полоролевой идентичности дошкольника представляет собой логически последовательную систему элементов, включающую когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты модели, методы и средства, этапы психосексуального развития, участников процесса и предполагаемый результат, раскрывает физиолого-психологические особенности развивающегося ребенка, возрастные взаимоотношения детей обоего пола, привлекает внимание к тем закономерностям и принципам, которые важно учитывать в практике воспитателя.
Литература:
- Гендерная психология и педагогика: учебник-практикум для бакалавриата и магистратуры/под общ.ред. О. И. Клочко.-M.: Издательство Юрайт, 2017.- 404с.
- Исаев Д. Н. и др. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — Л.: Медицина, 1988. — 155 с.
- Микова М. В., Крайник В. Л. Сущность и содержание понятия «Гендерное воспитание». // Мир науки, культуры, образования. — 2016. — № 5. — С. 130–132.
- Стандарты сексуального образования в Европе — документ для лиц, определяющих политику руководителей и специалистов в области образования и здравоохранения. [Электронный ресурс]: / Европейское региональное бюро ВОЗ и ФЦПСЗ. // Федеральный центр просвещения в сфере здравоохранения, ФЦПСЗ. Кельн, 2010. // [сайт]. — Режим доступа: https://www.bzga-whocc.de/publikationen/standards-sexualaufklaerung/(дата обращения: 29.04.2017).
- Столярчук Л. И., Столярчук И. А. Парадигмальная взаимосвязьпонятий «половое», «полоролевое», «гендерное» воспитание // Фундаментальные исследования. 2013. № 1. С. 357–360.