В предыдущих публикациях авторами подчеркивалось, что мировые вызовы и существенные риски неблагоприятного исхода, причиной которого часто является медицинская ошибка, требуют дополнительного развития образовательных технологий в медицине и повышения их качества во всех звеньях подготовки будущего врача и среднего медперсонала. Так, в ходе анализа смертности от врачебных ошибок, американские ученые пришли к выводу, что они занимают третье место среди всех причин смерти пациентов в США [1]. По разным литературным данным, в США от ошибок медиков ежегодно умирают 50–100 тыс. человек, в Великобритании — 70 тыс., в Германии — 100 тыс., в Италии ежегодно от оплошностей врачей страдают около 90 тыс. пациентов [2].
Проблема совершения профессиональных ошибок в здравоохранении является серьезным предметом исследований не только в профессиональной среде, но и у юристов. Очевидно, что развитие рынка платных медицинских услуг может привести к росту финансовых и юридических проблем, связанных с ошибками медицинского персонала. Джеймс Ризон утверждал, что допущенная ошибка может быть квалифицироваться либо как «человеческая», либо как «ошибка системы» [3, 4, 5, 6]. По мнению члена-корреспондента РАН, директора НИИ общей реаниматологии им. В. А. Неговского, президента Российского национального совета по реанимации Мороза В. В. анестезиология-реаниматология является одним из трех главных направлений медицины наряду с хирургией и терапией. И именно в этих областях постоянно происходит нарастание научной информации и внедрение высокотехнологичных методов диагностики и лечения, а значит обеспечен рост профессиональных ошибок [7].
Не вызывает сомнения, что постоянная работа в условиях профессионального стресса, обусловленного «информационным прессом», недостатоком времени, ответственностью за принятое решение, приводят к тому, что врачи анестезиологи-реаниматологи составляют группу высокого риска по профессиональным ошибкам. Такая профессиональные упущения можгут быть вызваны ошибкой протокола, человека или их комбинацией. Лучшее средство профилактики ошибок специалистов в медицине — непрерывное медицинское образование.
В соответствии с действующими нормативными актами медицинского образовательного процесса, в Республике Беларусь с 2006 года сформирована двухгодичная первичная подготовка врачей анестезиологов-реаниматологов, которая состоит из субординатуры (6 курс) и интернатуры по анестезиологии и реаниматологии. Согласно квалификационным требованиям, врач анестезиолог-реаниматолог должен владеть широким набором знаний, умений и навыков, его подготовка должна быть направлена на их формирование и доведение до автоматизма. Многие авторы отмечают, что в современных условиях теоретическая подготовка любого специалиста должна сочетаться с широким набором симуляционных образовательных методов, соответствующих международным требованиям [7].
Оптимальной формой овладения не только профессиональными, техническими навыками, но и нетехническими навыками является тренинг. В мировой практике накоплен достаточный опыт применения тренинга в образовании, в том числе и медицинском [8]. За рубежом и в Российской Федерации создана и успешно функционирует система симуляционного обучения (СО). Она призвана существенно повысить качество, эффективность и безопасность оказываемой населению медицинской помощи. Считается, что важнейшее преимущество СО — обучение без вреда пациенту и объективизация оценки достигнутого уровня профессиональной подготовки каждого специалиста. Основной недостаток СО — его высокая стоимость [8, 9, 10, 11, 12, 13, 14].
Нами неоднократно описывались и подчеркивались положительные стороны собственно СО и его особенности на базе Лаборатории практического обучения БГМУ.
Традиционная система подготовки ориентирована на жёстко сконструированные учебные дисциплины и не обеспечивает требуемого уровня мотивации и активизации работы обучающихся. Тогда как в СО приоритетом является их высокое когнитивное и эмоциональное вовлечение обучающихся в процесс образования, что позволяет повысить качество приобретаемых ими необходимых теоретических знаний и практических навыков, без риска навредить пациенту, при сохранении полноты и реалистичности моделируемой клинической ситуации [13, 15, 16, 17]. Симуляционные технологии в образовании позволяют научить работать в соответствии с современными алгоритмами оказания неотложной помощи, вырабатывать командное взаимодействие и координацию, выявить лидерские качества, повысить уровень выполнения сложных медицинских манипуляций и оценить эффективность собственных действий. Важной составляющей является знание основ патофизиологии клиники и диагностики неотложных состояний, современных принципов лечения, практических навыков оказания неотложной помощи на симуляционных манекенах и работы в команде [18, 19].
Целью настоящего исследования явилось: повышение эффективности подготовки субординаторов по анестезиологии и реаниматологии к оказанию медицинской помощи пациентам в критическом или терминальном состоянии путем применения современных образовательных технологий.
Задачи СО: 1) обеспечение высокого уровня освоения практических профессиональных навыков на манекене Anne Resussci в соответствие с утвержденными программами специальностей высшего образования; 2) подготовка профессионально компетентного выпускника, способного и готового применить свои знания и практические навыки в различных клинических ситуациях; 3) контроль эффективности, качества формирования и совершенствования практической профессиональной компетентности; 4) изучение и внедрение современных методов повышения качества обучения практическим профессиональным навыкам.
Для реализации поставленных задач сотрудниками кафедры анестезиологии и реаниматологии БГМУ разработаны практические курсы подготовки субординаторов в лаборатории практического обучения. Занятия включают в себя обучение основам обеспечения проходимости дыхательных путей, базовую и расширенную сердечно-легочную реанимацию, катетеризацию центральных и периферических вен.
Обучение практическим навыкам проходило в соответствии с Концепцией симуляционного обучения в БГМУ [19].
Обучение практическим навыкам проводилось в соответствии с рекомендациями Европейского совета по реанимации (ERС). Авторами уже подчеркивалась необходимость этапного освоения практических навыков с использованием симуляторов и тренажеров [19]:
‒ 1-я ступень — обучающий (преподаватель) для всех слушателей группы в режиме реального времени показывает на тренажере, как правильно выполняется тот или иной навык;
‒ 2-я ступень — преподаватель показывает и объясняет все элементы навыка и отвечает на вопросы;
‒ 3-я ступень — обучающийся проговаривает преподавателю, как выполнять навык, а тот исполняет на тренажере его инструкции, даже если обучающийся дает неверные указания. На этой ступени обучающийся должен увидеть возможные ошибки и сам исправить их;
‒ 4-я ступень — обучающийся самостоятельно выполняет навык и комментирует его выполнение. Это позволяет лучше запомнить совокупность составляющих элементов навыка.
Кроме того, в ряде случаев применяется методика «обучился сам — обучи коллегу», когда обучающимся, которые успешно освоили практический навык, предоставляется возможность помочь в освоении данного навыка менее успевающим.
Оценка навыков, которые требуют очного выполнения в присутствии преподавателя, производится на основании десяти разработанных для каждого навыка критерия. При выполнении обучающимся навыка, преподаватель выставляет ему оценку по каждому из десяти критериев по трёхбалльной системе:
‒ не выполнил-0 баллов;
‒ выполнил частично-0,5 балла;
‒ выполнил-1 балл.
Сумма полученных баллов определяет оценку за выполнение навыка, она может составлять от 0 до 10 баллов. Если при аттестации используется десятибалльная система оценки, то выставляется оценка равная сумме набранных обучающимся баллов. При этом зачетной является оценка 4 и выше. При применении зачетной системы («Зачтено» — «Не зачтено»), зачетная оценка выставляется, если сумма набранных обучающимся баллов равна 7 и более. Результаты аттестации со всеми оценками вносятся в аттестационную (зачетную) ведомость. Аттестационная (зачетная) ведомость может быть групповой и индивидуальной.
Согласно вышеизложенным критериям, в 2017–18 учебном году на кафедре анестезиологии и реаниматологии проходят подготовку в ЛПО 6 групп субординаторов. Исходя из исходного базового уровня теоретической и практической подготовки по основам неотложной помощи (посещение дежурств сотрудников кафедры в стационаре, самостоятельная работа на должностях среднего медперсонала в ОАР, исполнение обязанностей врача при работе в бригаде СМП) были отобраны студенты для дальнейшего совершенствования практических навыков и их демонстрации работникам практического здравоохранения. В течение осеннего семестра группа субординаторов 6 курса участвовала в проведении двух мастер-классов по неотложной помощи и расширенной СЛР для работников практического здравоохранения. В первом случае демонстрация проводилось в специализированном амбулаторном стоматологическом стационаре, во втором — в ходе тематического заседания Белорусского общества анестезиологов-реаниматологов, посвященного проблемам симуляционного обучения (данное заседание транслировалось в режиме on-line на видеоканал общества).
Демонстрация навыков оказания помощи проводилась в определенной последовательности, предложенной студентами и согласованной с заведующим кафедрой анестезиологии и реаниматологии, доцентом Прасмыцким О. Т. В первой части обучения слушатели получали лекционный теоретический материал от заведующего кафедрой. Во второй непосредственно демонстрировались навыки СЛР. Согласно сценарию пострадавший находился в терминальном состоянии вследствие электротравмы, приведшей к фибрилляции желудочков. Оказывающим помощь предстояло: оценить безопасность места происшествия, устранить фактор внешней среды, приведший к терминальному состоянию, и преступить к оказанию помощи. Она включала начало реанимационных мероприятий, закрытый массаж сердца, ИВЛ мешком Амбу через лицевую маску, с последующей интубацией трахеи, венозный доступ, анализ ритма и диагностику вида остановки кровообращения (фибрилляции желудочков), ведение адреналина и амиодарона после третьего разряда ЭИТ и, наконец, восстановление эффективной сердечной деятельности после пятого разряда ЭИТ на фоне закрытого массажа сердца. Управление манекеном Anne Resussci и реакция на ЭИТ осуществлялась в ручном режиме преподавателем. Указанный практический сценарий был предложен и разработан субординаторами, под руководством заведующего кафедрой.
В результате обоих мастер-классов субординаторы показали хорошие и отличные знания расширенной СЛР, отличные навыки командной работы в экстренной ситуации. По результатам проделанной работы, решением заседания кафедры все участники мастер-классов были освобождены от итоговой аттестации по результатам профильного цикла с выставлением итоговой оценки 10 (десять) автоматически.
Выводы. На кафедре анестезиологии и реаниматологии БГМУ внедрена и успешно функционирует современная система обучения субординаторов по анестезиологии и реаниматологии, позволяющая повысить мотивационные установки обучающихся и результативность обучения. Внедрение СО по оказанию медицинской помощи пациентам в критическом или терминальном состоянии позволяет не только объективно оценивать исходный уровень обучающихся выпускников 6 курса, но и активно повышать его. Ожидаемым результатом перехода на такую практико-ориентированную систему обучения является значительное снижение риска профессиональных ошибок у выпускников, обусловленных человеческим фактором и повышение выживаемости пациентов терминальных состояниях.
Литература:
- Makary M. A., Daniel M. Medical error—the third leading cause of death in the US // BMJ. 2016. Vol. 353. P. i2139.
- В США ошибки медиков занимают 5-е место среди причин смертности — Дроздов Игорь Николаевич [электронный ресурс]. URL: http://www.drozdovland.ru/m/index.php?action=add&id=2059&add&rod=592 (дата доступа: 08.01.2017).
- Holcomb J. B. et al. Evaluation of trauma team performance using an advanced human patient simulator for resuscitation training // J. Trauma. 2002. Vol. 52, № 6. P. 1078–1085–1086.
- Ma I. W. Y. et al. Use of simulation-based education to improve outcomes of central venous catheterization: a systematic review and meta-analysis // Acad. Med. J. Assoc. Am. Med. Coll. 2011. Vol. 86, № 9. P. 1137–1147.
- Mah J. W. et al. Mannequin simulation identifies common surgical intensive care unit teamwork errors long after introduction of sepsis guidelines // Simul. Healthc. J. Soc. Simul. Healthc. 2009. Vol. 4, № 4. P. 193–199.
- Morgan P. J. et al. Efficacy of high-fidelity simulation debriefing on the performance of practicing anaesthetists in simulated scenarios // Br. J. Anaesth. 2009. Vol. 103, № 4. P. 531–537.
- Симуляционное обучение по анестезиологии и реаниматологии / сост.М. Д. Горшков; ред. В. В. Мороз, Е. А. Евдокимов. — М.: ГЭОТАР-Медиа: РОСОМЕД,2014. — 312 с.: ил.
- Свистунов А. А. Перспективы развития симуляционного обучения в системе профессионального медицинского образования // Материалы съезда РОСОМЕД-2012.-М., 2012. — С.68.
- ГоршковМ.Д., Федоров А. В. Классификация симуляционного оборудования // Виртуальные технологии в медицине.2012 № 2. С. 21–30.
- ЕвдокимовЕ.А., Пасечник И. Н. Оптимизация образования в области неотложной медицины: роль симуляционных технологий // Медицинский алфавит. Неотложная медицина.2013.№ 3 (17).С. 8–13.
- Пасечник И. Н., БлашенцеваС.А., Скобелев Е. И. Симуляционные технологии в анестезиологии и реаниматологии: первые итоги // Виртуальные технологии в медицине.2013. № 2.С. 16–21.
- ПасечникИ.Н., СкобелевЕ.И., Крылов В. В. и др. Обучение сердечно легочной реанимации медицинского персонала санаториев// Материалы XV сессии МНО АР.Голицыно, 2014. С.32–33.
- Burden A. R., TorjmanM.C., DyG.E. et al. Prevention of central venous catheterrelated blood stream infections is it time to add simulation training to the prevention bundle? // J.Clin. Anesthesiol.2012.Vol.24. P. 555–560.
- Cooper J. B., Taqueti V. R. A brief history of the development of mannequin simulators for clinical education and training // Postgrad. Med. J.2008. Vol. 84. P. 563–570.
- BarsukJ.H., CohenE.R., Feinglass J. Use of simulation-based education to reduce catheter-related bloodstream infections // Arch. Intem. Med.2009. Vol. 169. P. 1420–1423.
- McGaghie W. C., IssenbergS.B., CohenE.R. et al. Does simulation-based medical education with deliberate practice yield better results than traditional clinical education? A meta-analytic comparative review of the evidence // Acad. Med.2011. Vol. 86. P.706–711.
- Rodgers D. L., SecurroS.J., PauleyR. D. The efect of high-fdelity simulation on educational outcomes in an advanced cardiovascular life support course // Simul. Healthc.2009. Vol. 4.P. 200–206.
- Прасмыцкий О. Т., Кострова Е. М. Симуляционные технологии обучения студентов в медицинском университете по ведению пациентов в критических ситуациях // Медицинский журнал. — 2015. № 2. — С 34–41.
- Прасмыцкий О. Т., Ялонецкий И. З., Грачев С. С. Симуляционное обучение анестезиологии и реаниматологии / «Военная медицина». — № 2. — 2017. — С. 3–7.