В данной статье рассматриваются наиболее важные проблемные аспекты организации деятельности органов прокуратуры в сфере предупреждения преступности несовершеннолетних. В этой связи исследуются соответствующие полномочия и обязанности органов прокуратуры, предлагаются основные направления прокурорского надзора за предупреждением преступности несовершеннолетних и иные пути разрешения выявленных проблемных аспектов.
Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, преступность несовершеннолетних, предупреждение преступности, координационная деятельность прокуратуры.
Общеизвестно, что органы прокуратуры представляют собой одно из важнейших звеньев системы, направленной на защиту прав граждан. Мы полностью разделяем точку зрения А. Алексеева, согласно которой прокуратуре свойственна функция предупреждения различного рода преступлений [7, с. 19]. Выполнению данной функции в разной мере способствуют все предусмотренные законодательством направления деятельности органов прокуратуры [1].
Исследуя преступность современной России, хотелось бы акцентировать внимание на постепенное омолаживание преступности, что, в свою очередь, приводит на практике к дальнейшей криминализации как общества, так и государства в целом. Кроме того, несовершеннолетние являются (по социальным позициям) недостаточно защищенным слоем населения РФ и нуждаются в защите, а также в особом внимании со стороны органов государства. В этой связи, органы прокуратуры придают предупреждению преступности несовершеннолетних и вопросам борьбы с ней одно из первостепенных значений, и именно поэтому, на прокуратуру возложен целый ряд характерных обязанностей.
Так, во-первых, в соответствии с ФЗ № 120 1999 года, органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением действующего законодательства органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [3].
Во-вторых, согласно Положению, которое было утверждено Указом Президента РФ № 567 [5], органы прокуратуры осуществляют деятельность по координации органов правоохранительной системы по вопросам борьбы с преступностью, а также, согласно мнению В. Рябцева, определяют концептуальные положения, которые служат основой для данной деятельности [10, с. 23].
Хотелось бы обратить внимание на то, что ФЗ «О прокуратуре РФ» не выделяет в качестве самостоятельной отрасли надзор за исполнением законов о несовершеннолетних. Представляется, что такого рода надзор должен осуществляться по следующим основным направлениям:
- надзор за соблюдением законодательства, которое направлено на защиту прав несовершеннолетних;
- надзор за исполнением законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- надзор за соблюдением требований законодательства при проведении профилактической работы с несовершеннолетними;
- надзор за соблюдением требований законодательства при осуществлении уголовного преследования и правосудия в отношении несовершеннолетних.
Полагаем, что для эффективной организации целенаправленной и конкретной профилактической работы необходимо обладать четким и полным представлением о состоянии преступности.
Проведенный О. Е. Калпинской анализ состояния преступности несовершеннолетних дает право говорить об имеющейся необходимости межведомственного взаимодействия [9]. Кроме того, органам прокуратуры, при осуществлении ими надзора за исполнением законодательства о безнадзорности и профилактике правонарушений несовершеннолетних, следует уделять особое внимание законности, полноте и индивидуализации мер, которые принимаются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДН) [8, с. 79].
При осуществлении органами прокуратуры надзора за подразделениями по делам несовершеннолетних (далее — ПДН) полагаем необходимым уделять особое внимание устранению возможных недостатков деятельности данных органов, следить за тем, чтобы к несовершеннолетним правонарушителям в каждой конкретной ситуации принимались исчерпывающие меры воспитательного характера. Также немаловажное внимание должно уделяться вопросам обращения с осужденными несовершеннолетними.
Полагаем разумным согласиться с мнением А. Я. Сухарева, который считает анализ условий и причин преступности несовершеннолетних особо важной задачей [11, с. 203]. Выявленный А. Я. Сухаревым посредством данного анализа опыт проверок позволяет говорить о том, что эффективная деятельность, связанная с предупреждением преступности несовершеннолетних, обязана начинаться с исследования личности подростка. Такое исследование должно начинаться с того момента, как органами правоохранительной системы была получена информации о фактах противоправного поведения несовершеннолетнего. Эти органы должны выступать в роли компетентного субъекта, который будет оценивать социальную ситуацию несовершеннолетнего.
Что касается методов осуществления прокурорского надзора, то их специфика связана с учетом и сбором сведений о личности несовершеннолетнего. Помимо прочего, органам прокуратуры необходимо на регулярной основе проводить анализ состояния надзора и практики расследования преступлений против семьи и несовершеннолетних, которые предусмотрены гл. 20 УК РФ [2], принимать необходимые по их предупреждению меры [6].
Полагаем, что, при осуществлении надзора за соблюдением требований законодательства при осуществлении уголовного преследования и правосудия в отношении несовершеннолетних, необходимо всеми мерами оказывать содействие повышению предупредительного и воспитательного значения как судебного рассмотрения, так и предварительного расследования дел о преступлениях, которые были совершены несовершеннолетними.
Кроме того, прокурору, при обосновании своего предложения о мере наказания, помимо прочего, следует учитывать обстоятельства, которые могут оказать отягчающее или смягчающее воздействие на наказание, условия воспитания и самой жизни несовершеннолетнего, влияние лиц, которые являются старше него по возрасту, уровень психического развития и иные возможные особенности личности [6, с. 138].
Как известно, УПК РФ [4] наделяет суд, постановивший обвинительный приговор, правом освободить от наказания несовершеннолетнего и направить его учреждение для несовершеннолетних специализированного типа (ст. 432). Однако недостаточное количество таких спецшкол способствует тому, что данные подростки, находясь на ранней стадии формирования личности, практически остаются безнаказанными, что, как мы предполагаем, в большинстве случаев приводит к рецидиву.
Изложенное выше позволяет прийти к выводу, что организация деятельности органов прокуратуры в области предупреждения преступлений, которые совершаются несовершеннолетними, имеет ряд проблемных аспектов. Представляется, что выделение федеральным законодательством надзора за исполнением законов о несовершеннолетних, который должен осуществляться по обозначенным нами ранее основным направлениям, в качестве самостоятельной отрасли; обладание четким и полным представлением об уровне и состоянии преступности; углубленный надзор за деятельностью КДН и ПДН; повышение уровня взаимодействия различных государственных органов; акцентирование внимание на личности подростка-правонарушителя; увеличение количества спецшкол; и прочее позволят достичь необходимого уровня борьбы с преступностью несовершеннолетних, а также будут способствовать предупреждению данного рода преступности.
Литература:
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 31.12.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018) // СЗ РФ. 20.11.1995. № 47. Ст. 4472.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // СЗ РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
- Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 28.06.1999. № 26. Ст. 3177.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // СЗ РФ. 24.12.2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
- Указ Президента РФ от 18.04.1996 № 567 (ред. от 07.12.2016) «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (вместе с «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью») // СЗ РФ. 22.04.1996. № 17. Ст. 1958.
- Приказ Генерального прокурора РФ от 26.11.2007. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи». п.п. 11.1 п. 11 // Законность. 2007. № 12. С. 47.
- Алексеев А. Должна ли прокуратура заниматься предупреждением преступлений? // Законность. 2008. № 3. С. 19.
- Герасимов С. И. Настольная книга прокурора. М., 2007. С. 79.
- Калпинская О. Е. Организация работы прокуратуры по предупреждению преступности несовершеннолетних // Вестник НовГУ. 2012. № 69.
- Рябцев В. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью // Законность. 2008. № 7. С. 23.
- Сухарев А. Я. Прокурорский надзор: Учебник. М, 2008. С. 203.