В настоящее время в деятельности государственных органов власти всех уровней всё большую роль играет общественный контроль. Статья посвящена исследованию проблем законодательства РФ в сфере общественного контроля за деятельностью государственных органов.
Ключевые слова: общественный контроль, объект общественного контроля, субъект общественного контроля, гражданин.
Общественный контроль является важнейшим элементом демократической модели общества. [8, с.25].
Российская Федерация в настоящее время реализует общественный контроль посредством многих нормативных актов, которые ставят перед органами государственной власти и органами местного самоуправления обязанность привлекать общество в своей непосредственной деятельности [3, с.286].
Формами общественного контроля являются: общественный мониторинг, общественная экспертиза, общественная проверка, общественное обсуждение, общественные (публичные) слушания и иные формы.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим сферу общественного контроля, является Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
По мимо данного ФЗ, существует ряд других законов, содержащих в себе инструменты общественного контроля:
Федеральный закон от 9.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;
Федеральный закон от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
Федеральный закон от 4.04. 2005 года № 32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации»;
Федеральный закон от 10.06.2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»;
Федеральный закон от 23.06.2016 года № 183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации»;
Указ президента РФ от 4.03.2013 года № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием Интернет-ресурса «Российская общественная инициатива»;
Законы субъектов и муниципальные нормативные правовые акты.
Определение общественного контроля даётся в ст. 4 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» — это деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений [1].
Одним из назначений общественного контроля является выявление нарушений действующего законодательства со стороны органов публичной власти [4, с. 55].
Одной из проблем ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» является, что в законе нет специальной нормы, касающейся объектов общественного контроля, что является ощутимым минусом [5, с. 145].
Перечисленным в статье 4 Федерального закона кругом объектов никак нельзя удовлетвориться, поскольку он содержит среди прочих некое малопонятное выражение — «иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия». Проблема заключается в определении, присутствия в деятельности органа публичных полномочий и подлежит ли эта деятельность общественной проверке, а принятое им решение — общественной оценке.
В связи с этим становится очевидной необходимость доработки Федерального закона. В частности, было бы целесообразным отразить в нем перечень объектов общественного контроля — органы учреждения государственной власти и органы местного самоуправления, муниципальные иные органы, государственные организации и муниципальные некоммерческие организации и учреждения, общественные объединения и муниципальные некоммерческие организации, а также организации, деятельность которых затрагивает государственные и общественные интересы.
Михеев Д. С. обращает внимание на вопрос о составе общественного контроля, почему в их числе не названы граждане. Перечень является достаточно закрытым, не предполагает даже намека на гражданина как самостоятельного субъекта контрольных функций [6, с. 172].
Последний субъект — «иные организационные структуры общественного контроля» — не подразумевает, что это может быть гражданин. Граждане и общественные объединения не перечисляются среди субъектов, однако могут принимать участие в осуществлении общественного контроля в качестве общественных инспекторов, экспертов. И многие юристы выступают с критикой круга субъектов общественного контроля и считают целесообразным его дополнение гражданами, их объединениями, как субъектами общественного контроля. Однако необходимо учитывать, что, несмотря на провозглашение конституционного права граждан на участие в управлении делами государства, многочисленных других прав, предоставленных гражданам России другими законами, например, 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», такое участие должно проходить через определённые организационно-правовые формы. У граждан есть право на обращение в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций. К тому же необходимо учитывать, что общественный контроль, как выразился В. В. Гриб, «должен быть с определённым уровнем подготовки тех, кто проверяет, иначе мы дискредитируем такой контроль» [10].
Также стоит упомянуть о статье 27 ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», в которой написано об ответственности сторон за нарушения законодательства об в общественном контроле [7, с. 2].
К сожалению, в данной статье прописаны лишь общие положения, даже можно сказать упоминания об ответственности, нет никаких конкретных мер регламентирующих ответственность государственных органов и органов местного самоуправления.
Ещё не маловажной проблемой организации общественного контроля является отсутствие эффективных гарантий независимости субъектов общественного контроля. Об этой проблеме Евсиков К. С. в своей статье объясняет, что органы власти и иные объекты общественного контроля всегда будут стремиться влиять на его субъекты, а существующий сегодня ограниченный перечень субъектов общественного контроля упрощает механизм такого влияния. И в подтверждение приводит примеры того, что в общественных палатах некоторых субъектов общество представлено либо только членами определенных зарегистрированных публичных образований, либо заслуженными гражданами или же государственными чиновниками. То есть государство уже располагает эффективными механизмами влияния на существующие субъекты общественного контроля [11].
Общественный контроль не может решить всех проблем, но он создает условия для решения многих проблем и выступает действенным инструментом повышения эффективности и прозрачности деятельности органов государственной власти [9, с. 46].
В идеале общественный контроль стимулирует государство к постоянному совершенствованию механизма управления и обеспечивает постоянное наблюдение за тем, чтобы реальная деятельность гос. органов и лиц, находящихся на государственной службе, полностью соответствовала законным предписаниям и обеспечивала ими выполнение своих функций по охране правопорядке и общественных интересов.
Литература:
- Об основах общественного контроля в Российской Федерации: федер. закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 30. — Ст. 4213; 2018. — № 1. — Ст. 39.
- Гриб, В. В. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ как объект общественного контроля / В. В. Гриб // Сравнительная политика. — 2016. — № 3. — С. 33–44.
- Димакова, А. Д. Общественный контроль как неотъемлемая часть правового государства / А. Д. Димакова: сборник статей и тезисов докладов XII международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов — М.: Издательство «Фотохудожник», 2016. — С. 286–289.
- Макарова, О. В. Общественный контроль за соблюдением открытости информации о деятельности публичной власти / О. В. Макарова // Журнал российского права. — 2017. — № 7. — С. 54–62.
- Михеева, Т. Н. О некоторых аспектах общественного контроля за органами местного самоуправления / Т. Н. Михеева // Марийский юридический вестник. — 2015. — № 1. — С. 145–148.
- Михеев, Д. С. Актуальные проблемы гласности в обеспечении общественного контроля в муниципальных образованиях / Д. С. Д Михеев // Актуальные проблемы экономики и права. — 2015. — № 2. — С. 171–174.
- Лябах, А. Ю. Анализ состояния системы общественного контроля в Российской Федерации / А. Ю. Лябах // Государственное регулирование общественных отношений. 2016. № 1. С. 2–6.
- Савченко, М. С. Правовое обеспечение общественного контроля: проблемы и перспективы развития / М. С. Савченко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2015. — № 6. — С. 25–28.
- Филатова, И. И. Общественный контроль как вектор формирования и развития гражданского общества / И. И. Филатова // Вестник Тамбовского университета. — 2014. — № 2. — С. 45–50.
- Гражданское общество в России: вчера, сегодня, завтра. Выпуск 1. — М.: Издание Государственно Думы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.komitet2–22.km.duma.gov.ru/file.xp?idb=2522655&fn=Grajdanskoe_obwestvo.pdf&size=285976
- Евсиков, К. С. Проблемы и перспективы развития института общественного контроля в Российской Федерации // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2017. № 4–2. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-instituta-obschestvennogo-kontrolya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 01.05.2018).