В данной статье рассматривается актуальность недостаточно исследованной темы исключительных правовых режимов. Целью написания данной статьи явилась необходимость осмысления и анализа исключительных правовых режимов, применяемых российским законодательством.
Ключевые слова: исключительный правовой режим; исключительный (особый) режим; чрезвычайная ситуация; угроза безопасности; катаклизмы; состояние войны; военное время; обеспечение безопасности граждан; защита их прав и свобод; обеспечение основ конституционного строя, и др.
В свете последних событий, происходящих в мировой политике, хотелось бы уделить внимание таким общественным отношениям, как исключительные (особые) правовые режимы, с точки зрения юридических критериев. Российское законодательство регулирует общественные отношения не только в обычных условиях, но ещё и в условиях исключительных правовых режимов, в том числе: военного, чрезвычайного, особого положения, борьбы с терроризмом и проч.
Исключительные режимы — это один из механизмов осуществления государственно-правовой политики, которая направлена на укрепление основ государства, недопущения перерастания временного исключительного (особого) режима в диктатуру.
Определяя фактические основы особых правовых режимов в российском законодательстве, используются различные термины: «чрезвычайная ситуация», «угроза безопасности» (статьи 3 и 15 ФЗ «О безопасности); «бедствие», «чрезвычайное положение», «аварии», «стихийные бедствия» (ФКЗ «О чрезвычайном положении»); «вооруженное нападение», «состояние войны», «военное время» (ФКЗ «О военном положении», Закон «Об обороне»); «угроза интересам РФ на государственной границе» (статьи 30, 31 Закона «О государственной границе»); «экологическое бедствие», «зона экологического бедствия» (статьи 5, 59 Закона «Об охране окружающей природной среды») и проч.
Так, основы oсoбoгo правoвoгo режима устaнавливaют Федеральные зaкoны: «O чрeзвычaйнoм пoлoжeнии», «O вoeннoм пoлoжeнии», «O пoлиции», «O внyтрeнних вoйскaх Миниcтepcтвa внутpeнних дeл Рoccийcкoй Фeдeрaции», «Oб органах Федеральной службы безопасности в Российской Фeдерации», «O государственной границе», «O бeзoпacнocти», «Oб обороне», и др.
Анализируя российское законодательство, можно сделать выводы, что законодательно закреплены три основных вида исключительного (особого) правового режима — это военный, чрезвычайный режим и «особое положение».
Исключительный режим основывается на Конституции (Основном законе) Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права, гарантирующих демократичность и неущемление прав и свобод при применении мер чрезвычайного характера. В ч. 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации дается полный перечень прав и свобод российских граждан, которые не могут быть ограничены ни при каких условиях, в том числе и при введении военного, чрезвычайного режимов и «особого положения».
Основными целями и задачами исключительного режима является предупреждение и устранение последствий социальных катаклизмов, обеспечение безопасности граждан, защита их прав и свобод, обеспечение основ конституционного строя, интересов общества и государства, восстановление законности и правопорядка, регламентация сложных, нестандартных общественных отношений.
Исключительные и специальные правовые режимы являются самостоятельными правовыми средствами, как следствие каждый из них имеет отличительные, присущие только им особенности и признаки.
Если исключения в праве и в процессе своей реализации, как правило, связаны с оценочными действиями правоприменителя, то исключительные режимы установлены законодательством и не предусматривают для их реализации обязательную оценку правоприменителем; если о наличии исключений в праве в нормативно-правовом акте законодатель обозначает при помощи таких формулировок, как «за исключением, за исключением случаев, в виде исключения, в порядке исключения и т. д»., то о наличии исключительного режима можно делать вывод из смысла и содержания норм права; режим исключения направлен на создание от общего правила варианта регулирования и действует до тех пор, пока имеет юридическую силу правило, в то же время исключительный режим предусматривает отличный от правового режима порядок регулирования сложных общественных отношений; «режим исключений предстает по отношению к правилам в виде: изъятия из правила; дополнения к правилу (иногда из совокупности изъятий и дополнений)» [10], в то время как исключительный режим регламентирует общественные отношения благодаря комплексному использованию правовых стимулов, ограничений, но смысловое значение понятия «исключительный режим» шире, чем исключения в праве.
В целях познания сущности такого правового явления как «исключительный режим» возникает необходимость отграничить данное явление от следующего понятия — «особые условия». Четкое определение и толкование вышеперечисленных терминов имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
А. В. Mелеxин изучaл ocoбыe пpaвoвыe рeжимы кaк cpeдcтвo и мeтoд гocудapcтвeннoгo упpaвления в цeляx «своевременного реагирования на возникающие угрозы. Применение обычных, повседневных правовых механизмов органами исполнительной власти в рассматриваемых условиях не всегда оказывается достаточным» [9].
Таким образом, подводя итоги, отметим, что исключительные режимы должны удовлетворять интересы, как отдельной личности, так и социальных групп, а также государства в целом, повышать уровень правовой жизни всех субъектов, которых регулирует данный институт.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ст. 4921; 2014. № 30. Ст.4246. 1.18.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2015. № 21. Ст. 2981.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть II) от 26 января 1996 года № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410; 2013. № 30. Ст. 4084.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть III) от 26 ноября 2001 года № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 49. Ст. 4552; 2013. № 30. Ст. 4056.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть IV) от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 52 (ч.1). Ст.5496; 2013. № 30. Ст. 4055.
- Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724. 1.20.
- Федеральный закон РФ от 10 января 2006 года № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 3. Ст. 280; 2013. № 52. Ст. 6975. 1.21.
- Мелехин А. В. Особые правовые режимы Российской Федерации: монография. — М.: Академия управления МВД России. 2008. С. 3.
- Суменков С. Ю. Правовой режим исключений // Правовые режимы: общетеоретический и отраслевые аспекты: монография / Под ред. А. В. Малько, И. С. Барзиловой. — М.: «Юрлитинформ», 2012. С. 143.