Благодаря реализации проектов развития территорий опережающего социально-экономического развития на территориях субъектов Российской Федерации предполагается создание новых рабочих мест, также с учетом развития объектов инфраструктуры и действия мультипликативного эффекта в смежных видах экономической деятельности.
Однако для обеспечения создаваемых рабочих мест квалифицированными кадрами резидентам территорий опережающего социально-экономического развития необходимо разрабатывать систему подбора кадров.
Резиденты территорий опережающего социально-экономического развития при подборе кадров сталкиваются с определенными проблемами: тенденция сокращения численности трудоспособного населения; несоответствие территориального размещения вакантных рабочих мест и незанятой части экономически активного населения; высокий уровень безработицы в отдельных муниципальных районах (особенно в северных и сельскохозяйственных); несбалансированность между наличием свободных рабочих мест и качеством трудовых ресурсов, в том числе с учетом уровня квалификации; ограниченность трудовой мобильности рабочей силы, трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы; низкая мотивация отдельных категорий безработных граждан к труду.
Одним из важнейших элементов при подборе кадров для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития является рынок труда.
Рынок труда регулирует воспроизводство ключевого ресурса современной экономики — человеческого капитала. Поскольку от эффективности применения ключевого ресурса зависит эффективность использования всех остальных видов ресурсов, общество заинтересовано в том, чтобы, с одной стороны, сделать рынок труда максимально гибким, чутко реагирующим на изменение потребностей экономики в количестве, структуре и качестве ключевого ресурса, а с другой стороны, общество заинтересовано в том, чтобы максимально адекватно сложившейся ситуации компенсировать недостатки рынка труда, поскольку они имеют место и не устранимы на данном этапе развития экономики и общества [6, с. 113].
Рынок труда определяется как экономическая среда, в рамках которой, в итоге конкуренции между хозяйствующими субъектами посредством механизма спроса и предложения определяется объем занятости и уровень оплаты труда, а также формируется произведение отношений, взаимодействий [1, с. 48].
Базовые элементы рынка труда — это субъекты рынка труда, правила и нормы (нормативные правовые акты), которые регламентируют отношения субъектов на рынке труда, конъюнктуру, спрос и предложение, конкуренцию, мобильность на рынке труда, инфраструктуру рынка труда [2, с. 85].
Под субъектами рынка труда подразумеваются работодатели (объединения и союзы работодателей), наемные работники (профсоюзы, другие объединения работников) и государство в лице его уполномоченных органов власти различного уровня [7, с. 504].
В ходе исследования формирующихся в сфере занятости процессов используется статистическая классификация, в рамках которой общее население разделяется на две крупные группы: экономически активного населения (рабочей силы) и экономически неактивного населения [3, с. 67].
Под экономически активным населением понимают долю населения, которая обеспечивает предложение рабочей силы для производства товаров и услуг [4, с. 65].
Под населением экономически неактивным понимают долю населения, не входящую в общий состав рабочей силы, к работающим и безработным: это обучающиеся в образовательных учреждениях пенсионеры, домохозяйки, лица, которые ухаживают за своими детьми или больными родственниками и т. п.
Инфраструктура рынка труда — это государственные учреждения, а также негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и организаций, общественные организации и фонды и др., которые обеспечивают результативные взаимоотношения на рынке труда между спросом и предложением [5, c. 38].
Большинство научных работ в настоящее время посвящено решению организационно-экономических задач в процессе управления трудовыми ресурсами и кадровым потенциалом. Проблеме информационно-статистического обеспечения уделяется гораздо меньше внимания.
Литература:
- Былков В. Г. Управление регионом на основе пространственного распределения трудовых ресурсов / Былков В. Г., Балханов А. М. // Вестник Забайкальского государственного университета. — 2016. — Т. 22. — № 3. — С. 85–92.
- Вакуленко, Е. С. Гибкость реальной заработной платы в России: сравнительный анализ /Е. С. Вакуленко, Е. Т. Гурвич // Журнал новой экономической ассоциации. — 2016. — № 3. — С. 67–92.
- Варшавская, Е. Я. Российские работники с высшим образованием: анализ образовательных специальностей / Е. Я. Варшавская // Вопросы статистики. — 2016. — № 9. — С. 65–74.
- Васильев, А. А. Система муниципального управления: учебник / А. А. Васильев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: КНОРУС, 2016. — 734 с.
- Гришина А. С. Рынок труда как экономическая категория / Гришина А. С. // Наука и образование сегодня. — 2017. — № 2 (13). — С. 39–40.
- Карпухин Д. Н. Достижение достойного труда при создании и модернизации рабочих мест. М.: ИЭ РАН, 2014. — 100 с.
- Круглов И. В. Проблемы социальной защищенности населения в современных условиях/ Круглов И. В. // Инновационная наука. — 2016. — № 8–1. — С. 75–78.
1