В статье раскрывается понятие толерантности. Описывается опытно-экспериментальная работа с подростками. Делается вывод, что коррекционно-развивающая программа свидетельствует о своей эффективности в воспитании толерантности у подростков.
Ключевые слова: толерантность, диагностика, образовательный процесс, опытно-экспериментальная работа, воспитание толерантности, формирование толерантности, подросток.
Проблема толерантности была актуальна всегда, но в последние годы она приобретает особенно большую значимость. Поскольку сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития.
Современный культурный человек это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки. Задача школы в том, чтобы из ее стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции [1].
Подростковый возраст является наиболее подходящим периодом для воспитания толерантности. Его особенностями являются как положительная динамика поведенческих и личностных изменений, так и возникновение деструктивных проявлений вследствие нарушений в сфере отношений к другим и себе, процессов социализации и адаптации, усвоения социокультурных норм и ценностей, образцов поведения. Все перечисленные изменения требуют организации деятельности, определения способов, принятия мер снижения влияния негативных факторов, как на личность, так и на социальное окружение подростка.
Школа, как социальный институт, имеет большие возможности для организации целенаправленного и систематического воспитания толерантности учащихся. Задачу воспитания толерантной личности, а соответственно и профилактики бытового расизма, ксенофобии, экстремизма можно признать одной из важнейших в современной российской школе.
В теоретических и научно-практических исследованиях исследуемая нами проблема освещена в достаточном объеме. Единого подхода к пониманию феномена толерантности мы не обнаружили. Так же нами не были определены конкретные эффективные способы воспитания толерантности в условиях общеобразовательных учреждений, что определяет потребность в их выявлении и целесообразность проведения исследования в рассматриваемой области [2].
В исследовании Н. И. Элиасберг, Г. А. Сунгуровой, Д. А. Нерознак предлагаются следующие определения толерантности:
– способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнение;
– готовность и способность без протеста воспринимать личность или явление;
– взаимопонимание;
– уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов;
– уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности [3].
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа по воспитанию толерантности подростков на базе лицея № 2 г. Дюртюли, Республики Башкортостан. Для выявления уровня толерантности ребят нами была использована «Методика изучения толерантности детей» Доминика Де Сент Марса.
Методика состоит из трех серий: «Толерантность в кругу друзей», «Толерантность и окружающий мир», «Толерантность у себя дома». В каждой серии детям необходимо завершить по 8 незаконченных предложений. После каждого предложения предлагалось 2 варианта ответа, из которых нужно было выбрать наиболее подходящий для них. Ответы оценивались в баллах, что позволило определить высокий, средний и низкий уровни сформированности эмоционального компонента толерантности.
Нами было обследовано 25 подростков 7А класса, возраст от 13 до 14 лет. После проведения исследования мы получили следующие результаты: 10 чел. (40 %) — это дети с высоким уровнем эмоционального компонента толерантности, это говорит о готовности детей к дружественным и приятельским отношениям с представителями других национальностей. Средний уровень развития эмоционального компонента толерантности имеют 8 чел. (32 %). Они обладают такими способностями как сопереживание и формирование адекватной самооценки; деятельностью, дающей возможность реализовать повышенную поведенческую активность и потребность в самореализации. У 28 %, 7 чел. был выявлен низкий уровень. Они продемонстрировали свое агрессивное отношение и к дружбе, и к представителям других национальностей. Можно предположить, что в данном классе возможны конфликты на национальной почве, если вовремя не начать профилактическую деятельность.
На наш взгляд, наиболее благоприятной для формирования толерантности является коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личное отношение к более широкому кругу людей и сверстников.
На основе анализа психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, изучения опыта работы по теме исследования и данных эксперимента, мы разработали и реализовали социально-педагогическую программу «Между нами больше общего, чем мы думаем».
Цель программы — формирование у подростков толерантного отношения и навыков бесконфликтного взаимодействия с представителями других национальностей.
Задачи программы:
- Сформировать у подростков способности к проявлению толерантности.
- Развить способность подростков ценить и уважать права, свободу и достоинство всех людей, не зависимо от национальной принадлежности, принимать их индивидуальность.
- Привить подросткам принципы толерантности, научить следовать им в повседневной жизни.
- Сформировать у подростков навыки предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов.
- В ходе деятельности применять разнообразные методы по формированию толерантности: беседа, упражнения, видеоролики.
Программа включает 9 занятий, по 1 занятия в неделю продолжительностью 45 минут. Программа может быть использована как в полном объеме, так и частично, в зависимости от стоящих задач.
На заключительном этапе экспериментальной работы было проведено повторное исследование, целью которого стала проверка эффективности реализованной программы «Между нами больше общего, чем мы думаем».
«Методика изучения толерантности детей» Доминика Де Сент Марса.
В ходе итоговой диагностики для выявления уровня сформированности толерантности нами были получены следующие результаты (Таблица 1).
Таблица 1
Уровень сформированности толерантности
|
Исходная диагностика |
Итоговая диагностика |
||||
Уровень |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Проценты (%) |
40 |
32 |
28 |
48 |
36 |
16 |
Количество человек |
10 |
8 |
7 |
12 |
9 |
4 |
По окончанию эксперимента нами была проведена контрольная диагностика, показавшая положительную динамику роста уровня сформированности толерантности.
Таким образом, на основании полученных данных по сравнительному анализу опытно-экспериментальной работы мы пришли к выводу о том, что, несмотря на краткосрочность, реализуемая программа «Между нами больше общего, чем мы думаем» свидетельствует о своей эффективности в воспитании толерантности у подростков в условиях лицея.
Литература:
- Иванова Н. М. Толерантность как проблема воспитания/ Н. М. Иванова //Тендерные основания механизмов и профилактика девиантного поведения личности в малых группах в XXI веке: материалы международного симпозиума 27–28 октября, Кострома. — Кострома, 2014. — С. 119–122.
- Клепцова, Е. Ю. Психология и педагогика толерантности /Е. Ю. Клепцова. — М.: Акад. Проект, 2004. — 174 с.
- Элиасберг Н. И., Сунгурова Г. А., Нерознак Д. А. К толерантности — шаг за шагом: учебное пособие для учащихся основной школы — 2-е изд., перераб. — Санкт-Петербург: Перспектива: Союз, 2008. — 203 с.