Цель знания — не запоминание огромного фактического материала в мельчайших подробностях, а способность легко и быстро ориентироваться в этой области, которую когда-то изучал.
А. Н. Теренин.
Во ФГОС сказано, что в результате обучения ребёнок должен:
‒ владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
‒ быть готовым к самостоятельному поиску методов решения практических задач, к применению различных методов познания.
Этим обусловлено увеличение активных методов обучения, обеспечивающих глубокое проникновение в сущность изучаемой проблемы, повышающих личное участие каждого обучающегося и его интерес к учению. Значит, необходима организация учебного процесса, который будет направлен на системно-деятельностный подход в обучении, на развитие внутренних мотивов познавательной деятельности учащихся.
Системно-деятельностный подход — это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом учителю важно самоопределение учащегося в процессе обучения.
Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, что результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий.
Данный подход к обучению позволяют реализовать современные педагогические технологии:
‒ метод проектов
‒ учебное исследование
‒ проблемное обучение
‒ кейс-технологии.
В своей работе нам хотелось бы остановиться на методе проектов.
Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей.
Цель проектного обучения— это создание условий для освоения новых типов деятельности в социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека.
Использование данной технологии предполагает кардинальное изменение, как формы организации образовательного процесса, так и роли учителя в нём. Учитель должен стать организатором проектной деятельности.
Роль учителя — создать условия для проявления удетей интереса кпознавательной деятельности, самообразованию иприменению полученных знаний на практике.
‒ создать мотивацию, образовательную среду
‒ определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы
‒ уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений
‒ организовать работу (в группах, индивидуально)
‒ владеть способами организации обсуждения в группах, методами исследования
‒ консультировать
‒ создавать условия для ситуации успеха
Роль ученика также меняется. Ученик — активный участник, субъект деятельности.
Проявляется изменение ролей участников учебного процесса вспециально организованном учителем и самостоятельно выполняемом учащимися комплексе действий по разрешению значимой для учащегося проблемы, икак результат появляется проект.
Проект — как технология предусматривает обязательное наличие проблемы, требующей исследования и являющейся значимой для каждого ученика. Этот процесс должен быть достаточно технологически проработан, с тем чтобы создать для учащихся ситуацию, которая стимулирует их к совместной поисково-познавательной деятельности.
Какие виды учебных проектов существуют в образовательной практике?
Рассматривая классификацию проектов, мы пришли к общему мнению о том, что их использование должно быть выстроено как принято в педагогике от простого к сложному, что выражается в распределении ролей учителя и ученика
- По уровню творчества
‒ Исполнительский
Проект выполняется при непосредственном руководстве учителя, учащиеся последовательно осуществляют рекомендации педагога о порядке действий. Выполнение таких проектов целесообразно при работе со слабыми учащимися, так как у школьников недостаточно опыта для самостоятельного поиска. На данном этапе ребята могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы учителю желательно иметь «банк проектов», состоящих из реально выполняемых заданий, сгруппированных по сферам интересов и подготовленности учащихся. Педагог предлагает варианты для обсуждения совместных действий, раскрывая логику построения проектной деятельности, проходя с учащимися весь путь создания проекта.
‒ Конструктивный (учащиеся способны самостоятельно выполнить проект, обсудив с учителем тему, проблему, план действий)
‒ Творческий (учащиеся работают полностью самостоятельно)
- по характеру деятельности:
‒ Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
‒ Ролевой /игровой/ проект.
‒ Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика, например, изготовление учебного пособия для кабинета математики. Этот вид проектов будет наиболее интересным для работы не очень успешных учащихся.
‒ Исследовательский проект включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
‒ Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
- по предметно-содержательной области:
‒ монопроект, в рамках одной области знаний
‒ межпредметный проект, на стыке различных областей
- по характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира)
- по количеству участников проекта
‒ групповой
‒ парный
‒ индивидуальный.
Большую роль мы отводим групповым проектам. Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Значит, надо организовать работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не было страшно получить неудовлетворительную оценку. Этому способствует групповая форма работы. Участников проекта можно разбить на группы от 3 до 5 человек в зависимости от количества учеников в классе. Дети в группы организованы сразным уровнем сформированности познавательных УУД. В каждой группе распределяются роли: например, генератор идей, презентатор, дизайнер, критик, энциклопедист, секретарь и др. Все группы получают задания. Задание для группы распределяется между ее участниками, при этом идет обсуждение, помощь друг другу, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т. д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый ребенок поднимается на ступеньку выше. От успеха каждого в отдельности зависит успех всего проекта. Это очень важно! Это огромный стимул к активной познавательной деятельности, к прочному усвоению знаний и поиску новой информации.
- по продолжительности проекта
‒ мини-проект (на 1 урок)
‒ краткосрочный (4–6 уроков)
‒ длительный (месяц, четверть, учебный год и т. п.)
Мы рассмотрим пример работы над краткосрочным проектом.
Краткосрочный проект — это проект, создаваемый на уроке, в течение нескольких уроков или при прохождении одной темы. Возможно, часть работы перенести на домашнее задание или внеурочную работу.
При использовании метода проектов учитель заранее тщательно готовиться к таким урокам. Это не «ежедневные» технологии. В начале учебного года желательно выделить те темы, вопросы, разделы программы конкретного курса, по которым желательно было бы провести проект. Таких достаточно крупных проектов по каждому предмету может быть в течение года 2–3. Каждый проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит ряд ступеней развития, образуя «жизненный цикл проекта». Степень активности учителя и учеников может быть разной. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень их самостоятельности зависит от сформированности умений проектной деятельности.
Алгоритм реализации проекта
Проект — это «пять П»
- Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы — нет деятельности.
- Обязательное планирование действий.
- Поиск информации — обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают интернет-ресурсы. Нельзя забыть также библиотеку и опрос родителей или взрослых. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.
- Результат работы — продукт. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта — презентабельной и убедительной, а предложенные решения — полезными для решения выбранной социально значимой проблемы
Формы продуктов проектной деятельности
‒ Web-сайт
‒ Сборник ключевых задач
‒ Учебное пособие, конспект, памятка по методам решения задач
‒ Видеофильм
‒ Выставка
‒ Газета, журнал, справочник
‒ Постановка, праздник
‒ Экскурсия, поход и т. д.
5. Презентация результатов — представление готового продукта. Каждая группа вправе решать сама, какую форму презентации и оформления результатов своей проектной деятельности она изберёт, какую систему, и средства доказательств она представит.
Результаты работы над проектом могут быть
‒ Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике.
‒ Внутренний результат— опыт деятельности — станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность является метапредметным результатом, поэтому составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению, готовность к самообразованию и самовоспитанию.
Регулятивные универсальные учебные действия
самостоятельное планирование достижения целей, установка целевых приоритетов,
оценивание правильности выполнения действия и необходимых корректив, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели и функции участников, способов взаимодействия; планирования общих способов работы.
Познавательные универсальные учебные действия установление причинно-следственных связей, сравнение и классификация, самостоятельный выбор оснований и критериев для логических операций
Работа над проектом ученикам дает возможность для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:
‒ развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки;
‒ формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
‒ воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;
‒ благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.
Кроме того, ученики получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.