В статье рассказывается о развитии Арктической зоны через государственное регулирование развития территории, политике, которая применяется по отношению к северным регионам России. Рассмотрены проблемы Арктической зоны в пределах Архангельской области и обозначены векторы к их минимизации. Предложено переосмысление принципа индустриализации Архангельской области и описана многовариантность государственного регулирования территориального развития.
Ключевые слова: Арктическая зона РФ, стратегическое планирование, проект Белкомур, демография, государственное регулирование развития территории, Архангельская область
Необходимость написания статьи на данную тему обусловлена непосредственной близостью Арктической зоны на частях территории Архангельской области. В недалеком прошлом, ученые и промышленники задумывались над возможностью целенаправленного освоения северных территорий. Проекты и стратегии, реализованные в СССР в приарктических субъектах, включенных в Арктическую зону РФ, безусловно, и по сей день, явлются посильной опорой, для развития и улучшения условия проживания жителей этих территорий.
С принятием закона об Арктической зоне РФ разговоры о больших природных запасах и важности северного морского пути обрели новый вектор. Многие специалисты-полярники задумались над стратегией устойчивого развития данных территорий. Большой материал собранный, в том числе на безе Северного (Арктического) Федерального Университета им. М.В. Ломоносова является уникальным и основополагающим для вдумчивого и постепенного выполнения принятых законодательных актов.
Политики, проживающие на северных территориях, тоже с огромной радостью восприняли федеральный порыв к развитию вменённых им территорий, надеясь на рост бюджетных инвестиций и реализацию мега-проектов, на которых можно заработать и обеспечить работой проживающее на севере население депрессивных городов и районов. Однако не всё из запланированного удаётся исполнить. Кризисные явления в Российской экономике являются затормаживающим элементом развития АЗ РФ.
На протяжении последних лет, некоторые мега-проекты, такие как освоение Штокмановского месторождения в Баренцевом море и другие были отложены, из-за нерентабельности, ведь при сегодняшней конъюнктуре рынка нефте-газа нет смысла в убыточной добыче сырья. Такие ключевые инициативы на территории Архангельской области как: строительство глубоководного порта в городе Архангельске и строительство железной дороги «Белкомур» тоже приостановлены, что говорит об их небольшой важности
при реализации стратегии развития АЗ РФ. Безусловно, Архангельская область старается возродить эти проекты, в надежде на их успех. Так, на ПМЭФ-2018 Председателем правления Евразийского банка развития (ЕАБР) тов. Бельяниновым и генеральным директором «Белкомура» тов. Щегловым было подписано «соглашение о намерениях» где значится, что ЕАБР готов рассмотреть возможность о финансировании проекта строительства железнодорожной магистрали, в том числе в качестве организатора синдиката по финансированию 278 млрд. руб. необходимых для реализации проекта. Возможно, принятие закона развития АЗ РФ ускорит реализацию этих мега-проектов. [1]
Указ «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации», о необходимости которого спорили многие годы, говоря об отступлении от отраслевого подхода и регулирования территории российской Арктики особым образом, был принят 2 мая 2014 года Президентом России В.В. Путиным, в целях реализации основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. [2] Таким образом, государство определило объект управления. Образованная, крупнейшая в мире, Арктическая зона имеет обширную площадь континентальной суши — 4,9 млн. км. Острова занимают площадь 0,2 млн. км. Шельфовые и внутренние моря АЗРФ достигают площади 4 млн. кв. км. [3] Девять субъектов, частично или полностью вошедших в АЗ РФ образуют макрорегион вокруг Северного морского пути.
В составе территории Арктической зоны в границах Архангельской области оказались 7 муниципальных образований: 3 городских округа: Архангельск, Северодвинск, Новодвинск и 3 муниципальных района: Онежский, Приморский, Мезенский, а также административно-территориальная единица: Новая Земля. Руководством области и муниципальных образований данная новость была воспринята позитивно и обозначалась как новый импульс развития Поморья. [4] Усмотрев в указе положительные стороны, депутаты Архангельской области задумались расширить АЗ РФ и поспешили предложить включить в макрорегион — Арктическую зону РФ, ещё два муниципальных района: Пинежский и Лешуконский сославшись на то, что обеспечивать социально экономическое развитие и стратегическое планирование со статистическим наблюдением в Архангельской области станет проще. [5] Стоит отметить, что Пинежский и Лешуконский муниципальные районы не граничат непосредственно с морем, имеют на своей территории лишь впадающие в Белое море реки: Кулой, Мезень. Возможность включения данных районов области в АЗ РФ будет рассмотрена на 54-й конференции парламентской ассоциации Северо-Запада России. [6]
Архангельская область на протяжении веков и без всяких законов участвовала в деятельности в Арктике: осваивала новые территории, на которых расселялись люди, создавала на побережье и островах инфраструктуру. Предприятия производили различные вещи: оборудование, транспорт для освоения новых «высот». Сейчас ситуация остаётся практически такой же, как и до принятия закона об АЗ РФ.
Проблемы развития Арктической зоны в границах Архангельской области, на мой взгляд, связаны, во-первых, с убылью населения из «арктических» муниципалитетов (рис.1).
Рис. 1. Численность населения муниципальных образований Архангельской области входящих в Арктическую зону РФ (без НАО).
Во-вторых, с малой заселенностью территории муниципальных образований, где основная часть населения сконцентрирована в трех городах: Архангельске, Северодвинске, Новодвинске и деревнях, поселках Приморского района в непосредственной близости от трассы М8 «Холмогоры» и аэропортов «Талаги», «Васьково».
В-третьих, не развитость инфраструктуры: например, к городу Онега нет асфальтированной дороги, в малых деревнях, селах и поселках нет мобильной связи. А ведь
проехать к образованной 16 марта 2018 г. Постановлением Д.А. Медведева ТОСЭР «Онега» весной и осенью из-за размытых грунтовых дорог не просто. По планам в ТОСЭР должно быть реализовано 5 крупных проектов, привлечено около 265 миллионов рублей тем самым создав более 90 рабочих мест. [7]
В-четвертых: вся территория Архангельской области характеризуется как энерго-дефицитный регион. Пинежский, Мезенский и Лешуконский районы абсолютно зависимы от топливо-поставок для локальных электростанций. Только представьте, себестоимость выработки 1 кВт/час 64 рубля. Следовательно, себестоимость производимой продукции на территории Мезени будет выше, чем в других районах.
В-пятых, с многовариантностью государственного регулирования развития территории АЗ РФ через: особые экономические зоны, опорные зоны, территории опережающего развития, территории опережающего социально-экономического развития (для моногородов), свободные порты, зоны территориального развития, инновационные территориальные кластеры, промышленные парки, технопарки, туристические кластеры, промышленные кластеры, особо охраняемые природные зоны, национальные парки, наукограды и другие. Добавлю, что, по всей видимости, новые концепции государственного регулирования территориального развития АЗ РФ формировались постепенно, по мере создания законодательной и нормативной базы, экономической необходимости, поэтому только на федеральном уровне их шестнадцать и они имеют некоторые сходства.
Если стратегически взглянуть на будущее в условиях технологической революции, то в Архангельской области потребуется принимать политические решения, направленные на уход от лозунга, выбитого на Обелиске Севера (установленного 07 ноября 1930 года возле здания правительства Архангельской области на Троицком проспекте в честь
объединения в 1929 году нынешних Архангельской и Вологодских областей, Ненецкого автономного округа и республики Коми в единый Северный край): «…край суровый и отсталый превратим в индустриальный новый Север». [8] Так как сейчас идёт цифровая трансформация всего в условиях агрессивной неопределенности, то неплохой вариант поменять смысл лозунга и превратить край суровый и отсталый в индустриальный сервер. Для этого потребуется и увеличение энергетических мощностей, возможно с помощью новых плавучих АЭС, создание инновационных центров, технопарков, кластеров не только на базе предприятий судостроения и обороны, но и в гражданских отраслях. Главное, чтобы решения по государственному регулированию территориального развития принимались в тесном взаимодействии между федеральным центром, регионами и обществом, иначе мы получим архангельский Морской-Речной вокзал в виде иллюстрации того, что творится, когда решения принимаются людьми, не живущими на Севере и наплевательски относящимися к его проблемам.
В политике бюджетного федерализма финансирование окраин — по остаточному принципу. А значит, государственное регулирование устойчивого развитие АЗ РФ в кризисных экономических условиях возможно только по отдельным государственным программам и через механизмы государственного регулирования территориального развития (ОЭЗ, ОЗ, ТОР, ТОСЭР, ЗТР, ИТК, СП, промпарки, технопарки, туркластеры, прокластеры и др.), а также в рамках закона о стратегическом планировании № 172-ФЗ.
С середины 2016 года в Архангельской области ведется разработка «Стратегии 2035». [9] Стратегия необходима для понимания того, куда области необходимо
стремиться в будущем, что нужно развивать, куда инвестировать ресурсы, и что должно получиться в результате. Без понимания цели и без четкого формирования образа будущего все действия по государственному регулированию территориального развития становятся хаотичными и не способны достигать масштабных эффектов в долгосрочной перспективе.
Архангельская область должна стать конкурентоспособным динамично развивающимся регионом с высоким качеством жизни, созданными условиями для самореализации и развития каждого жителя региона. Благодаря государственному регулированию территориального развития эти цели возможно осуществить.
Литература:
- Проект Федерального закона "О развитии Арктической зоны Российской Федерации" (не внесен в ГД ФС РФ) [Электронный ресурс], URL: http://base.garant.ru/56733035/ (Дата обращения 30.05.2018)
- Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу [Электронный ресурс], URL: https://rg.ru/2009/03/30/arktika-osnovy-dok.html (Дата обращения 30.05.2018)
- Образовательный портал «АРКТИКА БЕЗ ОПАСНОСТИ» [Электронный ресурс], URL: http://arctica.igps.ru/ (Дата обращения 30.05.2018)
- Тайные войны за севера [Электронный ресурс], URL: https://xn----7sbhwjb3brd.xn--p1ai/news/murmanskaya-oblast-arktika/taynye-voyny-za-severa (Дата обращения 30.05.2018)
- В ближайшем будущем Арктика может раздвинуть свои границы до Лешуконья и Пинежья [Электронный ресурс], URL: http://www.news29.ru/novosti/obschestvo/V_blizhajshem_buduschem_Arktika_mozhet_razdvinut_granicy_do_Leshukonja_i_Pinezhja_/71920 (Дата обращения 30.05.2018)
- Российская Арктика может расширить территорию [Электронный ресурс], URL: http://pro-arctic.ru/15/03/2018/news/30907 (Дата обращения 30.05.2018)
- Онега — первая в области территория опережающего социально-экономического развития [Электронный ресурс], URL: https://region29.ru/2018/03/23/5ab4e98a12f17b0ba651ee02.html (Дата обращения 30.05.2018)
- «...край суровый и отсталый превратим в индустриальный новый Север» [Электронный ресурс], URL: http://www.dvinainform.ru/ society/2014/11/07/29602.html (Дата обращения 30.05.2018)
- Разработка Стратегии социально-экономического развития региона 2035 [Электронный ресурс], URL: https://strategy29.ru/about-strategy/ (Дата обращения 30.05.2018г.).