В данной статье раскрывается характеристика социально-педагогических услуг, получаемые педагогически несостоятельными семьями, как со стороны государства, так и со стороны родового объединения «Хъабиба».
Проблема, которую мы изучаем была рассмотрена в ходе обучения курсу «социальная педагогика», которая дала основы для дальнейшего его исследования.
За основу исследования взята родословная объединения «Хъабиба» поселка Кубачи Дахадаевского района. В пример приводится педагогически несостоятельная конфликтная семья: описывается помощь, которую она получает в действительности, и услуги, на которые она имеет право претендовать.
Ключевые слова: семья; воспитание, педагогическая несостоятельность, социально-педагогические услуги, помощь, родовое объединение, Тухум «Хъабиба», религия Ислам.
This article discloses the characteristics of socio-pedagogical services received by pedagogically insolvent families both from the state and from family.
The problem that we are studying was considered in the course of teaching the course «social pedagogy», which provided the basis for further research.
The genealogy of family «Khabib» of Kubachi village of Dahadayevsky district was taken as a basis for the study. An example is a pedagogically incompetent conflict family: it describes the assistance that it receives in reality, and the services for which it has the right to claim.
Key words: family; Upbringing, pedagogical bankruptcy, social and pedagogical services, help, family «Khabiba», religion Islam.
Говоря о педагогически несостоятельной семье, задаешься вопросом, в чем же проявляется ее несостоятельность?
Семья является главным институтом для ребенка, в которой он проходит свою социализацию: эмоциональное, психическое и в целом социальное развитие. Это персональная среда жизни и развития детей, которая во многом определяется качеством образования родителей, их грамотностью, умением проявлять мудрость и налаживать контакт с детьми.
Основная цель статьи заключается в определении видов социально-педагогических услуг семьям, характеризующимся педагогической несостоятельностью родителей.
Под категорию педагогически несостоятельной семьи попадает большое разнообразие семей, но главная ее особенность, ключевая позиция проявляется, прежде всего, в воспитании детей.
Семейное воспитание начинается с любви к ребенку.
Педагогически целесообразная родительская любовь — это любовь к ребенку во имя его будущего, в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств. Слепая, неразумная родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям. Дети должны расти в благополучной атмосфере, где родители совместно обсуждают способы воспитания, обучения, проявляют уважение друг к другу и к своим детям. Многие родители за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. К. Д. Ушинский указывал, что страх — самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, угодничество возникают на основе страха). [7]
«В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это — самый правильный путь семейного воспитания». [1]
В проведенном нами исследовании показало, что на Кавказе, куда относится поселок Кубачи в том числе, структура социальной помощи и поддержки семьи построена несколько иначе, чем, например, в центральной России.
Кубачи является одним из крупнейших на Кавказе традиционных центров художественной обработки металла, а также резьбы по камню и дереву. Основная масса населения сосредоточена именно в селе, и сегодня ее численность составляет более трех тысяч человек. С древнейших времен известна занятость всего селения основами Кубачинского искусства, которая как форма малого бизнеса способствует развитию предпринимательской среды.
Исследование показало, что родители начинают обучать своих детей навыкам искусства с раннего возраста. Этой специальностью успешно овладевают и девушки. Трудовая деятельность практически всей массы селения Кубачи носит предпринимательский характер и это является основной занятостью, которая формирует их экономическое положение. [4]
Также ее особенностью является то, что исповедуемая здесь религия Ислам в своей сущности является социально направленной, она педагогичная, воспитывающая, она не допускает того, чтобы бедная семья, одинокие, пожилые люди могли остаться без помощи, крова, пропитания, здесь на помощь в первую очередь приходит родовое объединение каждого. Обусловлено это тем, что основой воспитания в Дагестанских семьях, в частности в родовом объединении «Хъабиба» являются ценности Ислама, которые передаются из поколения в поколение.
Для более подробного изучения данного вопроса, было составлено родословное древо и проведен анализ социального паспорта родословной «Хъабиба», численность которой составила 488 человек. По этническому составу основную массу составили даргинцы (кубачинцы) и некоторое количество русских, вследствие миграции в Россию и в дальнейшем постоянного проживания (5 человек). Проведенный анализ позволилраскрыть очень много моментов — социальных, оказалось, что немало педагогически несостоятельных семей, которые скрывают свои проблемы, не обращаются в центры социальных служб, а некоторые и вовсе не знают о государственной социальной помощи.
Для проведения дальнейшего исследования, нами была выделена конфликтная педагогически-несостоятельная семья из числа многодетных. К таковой она относится, поскольку глава семейства ведет аморальный (выпивает, конфликтует с членами семьи, пугает детей своим поведением), не соответствующий мусульманину образ жизни; не выполняет важные функции семьи (воспитательную, экономическую), а мать не в состоянии самостоятельно растить детей. Такая семья определяется как педагогически-запущенная.
Проведенное нами исследование показало, что экономическое положение семьи запущено: отец — ювелир по специальности, но не желает заниматься кубачинским искусством, высшего образования нет и поэтому, не имеет возможности, в том числе и желания, трудоустраиваться. Мать — учитель младших классов, заработная плата, которой не может в полной мере удовлетворить все потребности семьи. В семье трое несовершеннолетних детей: одна дочь и два мальчика.
Помощью для семьи служат действующие в селении Кубачи дополнительные кружки, где обучают всех желающих детей с 5 лет основам кубачинского ремесла, вышиванию, вязанию, шитью. На примере этой семьи, постараемся далее изучить, какие услуги семья может получить со стороны государства и какую помощь приносит ей родственники.
Родственников, в некотором роде можно назвать местным самоуправлением, где ее глава обсуждает и решает возникшие вопросы внутри своего родства.
Семье осуществляется помощь со стороны родственников: они покупают им одежду, продукты, все, что могут, частично решают проблемы и так далее. Детей очень часто берут к себе дяди и обучают их кубачинскому искусству. Это очень важный момент, то есть семья не одинока, она чувствует поддержку родственников, это способствует укреплению духовного, морального самочувствия человека.
Родственники являются не только объектом оказания помощи семье, но еще и субъектом, поскольку посредством оказания ей помощи, она способствует развитию внутри родства милосердия, отзывчивости, доброты, благодарения за свою жизнь.
Любая семья в соответствии с Конституцией РФ вправе рассчитывать на поддержку со стороны государства. К сожалению, они не знают о многих видах услуг, льгот, пособий, субсидий, которые могли бы быть им положены.
Основными социально-педагогическими услугами, организуемые работниками социальных служб по отношению к их клиентам, в том числе и к педагогически несостоятельной семье являются:
‒ Организация досуга;
‒ Социально-педагогическое консультирование по различным вопросам отношений между родителями и детьми, методике семейного воспитания, налаживание межличностных и внутрисемейных отношений, преодоления семейных конфликтов;
‒ Консультирование граждан с целью формирования ответственного родительства и повышения педагогической грамотности;
‒ Педагогическая помощь родителям в вопросах преодоления педагогической запущенности или педагогических ошибок с учетом особенностей возрастного индивидуального развития детей, их характера и наклонностей; [6]
‒ Социально-педагогический патронаж;
‒ Социально-педагогические услуги одиноким матерям с несовершеннолетними детьми и женщинам из неполных семей (оказание педагогической помощи в воспитании детей, коррекции их педагогической запущенности, предупреждении и преодолении педагогических ошибок);
‒ Социально-педагогические услуги женщинам испытывающим трудности в супружеских отношениях или трудности, связанные с девиантным поведением ребенка, его школьными проблемами;
‒ Социально-педагогические услуги несовершеннолетним «группы риска» из асоциальных семей, в том числе содействие в восстановлении (при необходимости) нарушенных связей со школой, в формировании позитивного отношения к учебе. [10]
Сейчас в России наиболее активно реализуется материальная помощь семьям, находящимся в трудных жизненных ситуациях. Очевидно, что этого недостаточно.
Правильно организованная социально-педагогическая поддержка, будь то от государства, либо от своего окружения способствует преодолению проблем внутри нуждающейся семьи.
Государство обеспечивает минимальную социальную поддержку всех своих граждан.
Для мусульман, помощь социального работника, как бы она не получала престиж в последнее время, отступает на второй план, ибо всегда могут рассчитывать на помощь своих родственников. По сути, социальный работник — это человек, который должен войти в колею проблем своего клиента, понять его, поддержать, оказать в большей степени моральную поддержку, сопроводить клиента в решении проблем. А для мусульманина является долгом и честью оказать всю вышеперечисленную помощь своему ближнему.
Литература:
- Макаренко А. С. «О воспитании в семье» — М., 1955г — 320с
- Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. — М., 2004.
- Рамазанов М.Б, Рамазанова Б. Ш. Курс социальной педагогики в тезисах и логических схемах (рукопись, материал и лекции) — Махачкала, 2014.-51 с.
- Рамазанов М. Б. «Педагогические основы формирования социально-экономической активности школьников в процессе трудовой деятельности». Монография — Махачкала 1997. — 173–175с.
- Рамазанов М.Б Социальный паспорт Тухума (рукопись, материал и лекции) — Махачкала, 2014.
- Стандарт РФ от 27.12.2007 г. № ГОСТ Р 52885–2007 «социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье».
- Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. — Издательство: ФАИР-ПРЕСС. 2004. — 576 с.
- http://cyberleninka.ru/article/n/preodolenie-razryva-mezhdu-sotsialno-pedagogicheskoy-praktikoy-i-zakonom
- http://studme.org/56701/pedagogika/sotsialno-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_podderzhka_semi_situatsiya_obuslovlena_pedagogicheskoy
- http://old.dagmintrud.ru/news_img