Сегодня одним из самых популярных жанров в литературе (и не только) является фэнтези. Этот жанр относительно молод. Его история насчитывает всего около 100 лет. В этой статье будет рассмотрен феномен популярности данного жанра на рубеже веков, на примере нескольких самых ярких произведений конца 20-начала 21 века.
Фэнтези-произведения — это всегда остросюжетная история, которая увлекает читателя в новый, волшебный мир. Это реальность, где герои чаще всего обладают сверхсилой (будь то физическая сила, в несколько раз больше человеческой, или же волшебная, магическая сила), имеют какие-либо волшебные вспомогательные предметы, волшебных животных и мистических существ, не ограничены рамками законов и порядков, или же легко их нарушают, в силу своего бесстрашного и решительного характера. Т. е. это миры, куда читатель с удовольствием уйдет с головой, в поисках интересной истории.
В данной работе мы проследим историю успеха таких произведений, как «Игра Престолов [1]», «Гарри Поттер [2]» и «Сумерки [3]».
Начать стоит с «Игры Престолов», так как это произведение увидело свет раньше всех вышеупомянутых. Еще в далеком 1991 году американский писатель Джордж Рэймонд Ричард Мартин задумал создать трилогию под названием «Песнь Льда и Огня». Это были фэнтезийные, очень эпичные и во многом не похожие на все остальные романы, которые вышли за рамки трилогии. На сегодняшний день опубликовано уже пять книг из данного цикла («Игра Престолов», «Битва королей», «Буря мечей», «Пир стервятников», «Танец с драконами») и планируется выпустить еще две. После ошеломляющего успеха книг, в 2011 году, студия HBO купила права на создание сериала, по мотивам данного произведения [4]. Сериал также имеет невероятный успех. Съемки продолжаются параллельно написанию книг. Статистические данные за 2015 год показывают, что было продано свыше 60 миллионов экземпляров книг, они были переведены на 45 языков, получили множество наград и премий.
По сюжету, действия данного романа разворачиваются в несуществующем мире, в период средневековья. Большой акцент делается на временах года, которые отличаются от тех времен года, к которым мы привыкли. А именно: зима и лето здесь очень затяжные, длятся часто десятилетиями. События в книгах происходят в момент, когда заканчивается лето и должна наступить беспощадная, очень долгая зима: «Что ты знаешь о страхе? Страх бывает зимой, мой маленький лорд, когда снег заносит стены на сотню футов, а ледяной ветер с воем вырывается с севера. Страшно бывает долгими ночами, когда солнце прячет свой лик на годы и годы, и маленькие дети рождаются, живут и умирают во тьме, а лютоволки тощают и голодают, и Белые Ходоки расхаживают по лесам».
В самой первой книге умирает король Железного трона — главного престола семи королевств — престола Вестероса, Роберт Баратеон. После этого начинается борьба за этот трон между самыми сильными и влиятельными семействами, которая переходит в гражданскую войну. Следующая сюжетная линия романа — это сверхъестественные существа — Иные (больше известные, как «Белые ходоки»), которые должны появиться с началом зимы. От ходоков жителей семи королевств защищает лишь огромная стена. Но и она не сможет удерживать эту опасность постоянно. Один из главных героев, бастард Неда Старка — Правителя Севера, брат «Ночного Дозора» — Джон Сноу. Именно он становится главной противодействующей силой «Белых ходоков». Еще одной важной частью истории являются единственные оставшиеся в живых три дракона и их хозяйка (а точнее их мать) — Дейнерис Таргариен, которая является законной наследницей Железного Трона. Когда-то изгнанная из Вестероса Робертом Баратеоном. Она собирает себе армию союзников, чтоб вернуться и взойти на престол.
Что же сделало этот фэнтезийный цикл таким популярным? Попробуем вычислить ответ на этот вопрос.
Естественно — это интересный и насыщенный сюжет. Огромное количество очень хорошо продуманных, ярко и детально описанных персонажей, которые логически связаны между собой. Несмотря на то, что «Игра престолов» — это фэнтези, компонентов, которые дают право относить это произведение к данному жанру не так уж много (как уже говорилось выше — это сверхсила, волшебные существа, предметы и. т.д). Здесь в центре повествования люди: их отношениях друг к другу, любовные переживания, политические интриги, анализ моральных ценностей. На наших глазах персонажи меняются: раскрываются, развиваются. Нам не дают одного главного героя, за чьей жизнью мы следим в течении всего повествования. Нет, вместо этого нам предоставлено множество главных героев, с разными человеческими качествами, которые отличаются друг от друга и в то же время очень похожи друг на друга. С уверенностью нельзя указать пальцем в какого-то одного персонажа и сказать, что это главный злодей или же, что это самый верный, самый честный герой. На протяжении всех книг автор удивляет, шокирует читателя, держит его в напряжении. Главной отличительной чертой романов этого цикла от почти всех остальных произведений — это особая жестокость автора к своим героям. Неважно насколько важным и необходимым вы считали персонажа, ведь возможно в следующей книге, главе или же даже на следующей странице его поджидает смерть, часто очень жестокая и кровавая. До самого конца невозможно угадать кто выживет, а кто погибнет. И главная загадка — кто же в итоге займет Железный трон, так и останется загадкой до самого конца, пока последняя книга не увидит свет.
Дальше на рассмотрение мы берем «Гарри Поттера» [5]. История о молодом волшебнике, который сражается с силами зла, покорила миллионы сердец читателей. Цикл романов из семи книг пользуется популярностью не только у детей и подростков, но и у взрослой аудитории. Свою историю «Гарри Поттер» начинает в июне 1997 года, когда была опубликована первая книга Джоан Кэтлин Роулинг — «Гарри Поттер и философский камень». Произведение достаточно быстро становится популярным, тиражи растут в геометрической прогрессии. Начиная с четвертой части — «Кубка Огня», все последующие книги бьют мировые рекорды по продажам. Книги становятся бестселлерами и являются ими по сей день. Сегодня мы имеем целое поколение, которое выросло вместе с Гарри Поттером. На наших глазах Поттер превратился в отдельный культурный феномен. Книги переведены на 67 языков и количество проданных экземпляров перевалило за полмиллиарда.
Эта история о мальчике — Гарри, который в очень раннем возрасте лишился своих родителей, по вине главного антагониста истории — Лорда Волан — де- Морта. Потеряв колоссально много своих сил на убийство молодой семьи, темный лорд вынужден много лет скрываться от мира, в надежде, что однажды вся былая мощь вернется к нему. В первых трех книгах Гарри удачно мешает самому опасному волшебнику всех времен обрести тело и силу, но в четвертой книге Волан-де-Морт возвращает себе все свое могущество. Цель жизни главного героя — это спасти мир от хаоса и страданий, которые несет с собой злодей. При помощи и поддержке своих друзей, наставников и всех небезразличных волшебников, неся при этом колоссальные потери, Гарри Поттер выигрывает эту войну.
Что привлекло так сильно читателей в этой истории? Естественно — это опять же очень интересный сюжет. Целый новый мир, новый лексикон, который на сегодняшний день уже привычен очень многим людям, огромное количество сказочных, магических животных, и сила, которая отличает магов от маглов (обычных людей). Чтение «Гарри Поттера» — это очень приятный, не напрягающий, но при этом интересный побег от реальности, который привлекателен для многих возрастных групп. Дети, читая Поттера, восхищаются именно силой героев — как физическим превосходством (сила от обладания волшебными предметами, существами), так и силой их духа, решительностью, которой порой не хватает им в реальной жизни. Для более взрослых людей — это способ ненадолго уйти от ежедневных проблем, забот и ответственности, ненадолго забыться и вернуться в детство. В этой истории достаточно четко понятно, где добро, а где зло. Редко, когда герои кардинально меняются, переходя из одной категории в другую. Но при этом до последней книги так же присутствует интрига, подогревается интерес читателей неожиданными поворотами в истории. (как пример можно взять факт того, что Гарри Поттер являлся одним из семи крестажей — частичкой души Волан-де-Морта).
И последним разберем серию романов американской писательницы Стефани Майер — «Сумерки». Первая из четырех книг — «Сумерки» была выпущена осенью 2005 года [6]. Книга моментально стала бестселлером. На волне успеха, в последующие несколько лет Майер выпустила еще три книги, которые не уступали популярности друг другу.
История любви самой обычной девушки — подростка Беллы и вампира Эдварда в первую очередь была предназначена для подростковой аудитории. Но, как это часто бывает, читательская публика данных произведений вышла за пределы изначально поставленных рамок.
Повествование в первых трех и половине четвертой книги ведется от имени школьницы Изабеллы Свон, которой пришлось покинуть привычную ей зону комфорта, свой дом в Финиксе и переехать жить в один из самых пасмурных и дождливых штатов — Форкс, к своему отцу шерифу. Девушка, не привыкшая и не очень любящая внимание к своей персоне, становится главной новостью в школе, что усложняет ее и так уже нелегкую для нее новую жизнь. Там она знакомится с таинственным незнакомцем –Эдвардом Калленом и его не менее таинственной семьей. В первой книге главная героиня пытается понять в чем же секрет ее нового друга, в которого она очень скоро влюбляется. Остальные части истории — это попытка Беллы влиться в семью, стать такой же как они, стать вампиром.
Истории о вампирах не новы: леденящий кровь Носферату, жуткий Дракула, если брать более современные истории, то вампиры из Блейда, которых ненавидишь с самого начала повествования. «Сумерки» — это совсем новый формат вампиров. Тут главный акцент делается уже не на их безграничной силе или же жуткой сущности, а на их безупречной внешности. Главный герой — это молодой парень, с идеальной внешностью, загадочным характером, который отличается от всех окружающих. И тот факт, что влюбляется он в самую заурядную девушку, является одной из главных причин популярности саги. Девочки — подростки, для которых писались эти книги, да и девушки, женщины постарше, часто проецируют данную ситуацию на себя: «А вот что если бы это была я…». Несложный язык, которым написаны книги, эпичность некоторых действий, романтичность героев, внешний лоск всего, что связано с этим миров — это все является рецептом огромного успеха данной «Саги».
И напоследок нельзя не сказать о том, что экранизации данных произведений произвели такой же сильный фурор, как и сами книги. Популярность каждого последующего фильма и сезона сериала была намного больше, чем у предыдущих, и росла с каждым годом. Фильмы в прокатах собирали огромные сборы, а сериал бил все рейтинги.
Литература:
- Мартин, Дж. Игра Престолов / М: АСТ 2006. 768 с.
- Роулинг, Дж. Гарри Поттер и Философский камень / Дж. Роулинг. М.: РОСМЭН 2001. 399 с.
- Майер, С. Сумерки / С. Майер. М: АСТ 2009. 458 с.
- https://www.hbo.com/game-of-thrones (дата обращения 17.05.2018)
- http://www.kaverin.ru/spetsialistam/stati-stsenarii/1207-fenomen-detskogo-bestsellera (дата обращения 17.05.2018)
- http://www.thetwilightsaga.com/ (дата обращения 17.05.2018)