Ключевые слова: учебная дисциплина информационное право, образовательный процесс, юрист в сфере информационной безопасности
Keywords: information law as scientific discipline, teaching in University, education process, lawyer of information security
Современный процесс развития в России правовой системы и системы гражданского общества обусловливает потребность в подготовке и переподготовке юридических кадров на фундаментальной юридической основе с учетом как традиционного, так и инновационного российского и зарубежного опыта, вследствие этого, одним из первоочередных направлений модернизации российского образования должна стать необходимость развития и совершенствования юридического образования.
Нельзя не отметить, слова Президента ФПА Юрия Пилипенко, который, выступая перед молодыми юристами 2–3 декабря в Москве на IV Международный образовательном форуме «Молодые юристы России — 2017» поделился с аудиторией мнением о качестве российского образования. По его словам, юридическое образование — одно из лучших, которые только может получить современный человек. «Будущий юрист может заниматься любой профессией, в частности стать президентом страны», — сказал президент ФПА РФ. При этом он отметил, что большое количество юридических вузов рождает высокую конкуренцию, что способствует повышению уровня профессионализма в профессии [1].
Однако, одной из главных остается проблема регулирования рынка по оказанию качественных юридических услуг и оказание бесплатной квалифицированной юридической помощи гражданам России в свете реформы рынка квалифицированной юридической помощи.
Актуальной также же остаётся проблема подготовки высокопрофессиональных кадров для судебной системы, правоохранительных органов, органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и повышения правовой культуры всего населения, особенно проведения молодёжной политики в этой сфере.
Немаловажное значение приобретает вопрос подготовки юристов в сфере информационной безопасности личности, государства, общества.
Вместе с тем, Федеральные государственные образовательные стандарты по направлению и специальностям юридического образования не должны служить препятствием развитию научных и педагогических школ, их творческого потенциала.
Содержание профессионального юридического образования формируется не только в традиционном учебном процессе. Постоянными составляющими обучения должны стать учебно-профессиональные тренинги, практические выезды, нетрадиционные формы проведения аудиторных занятий, диалоговые кружки, работа по освоению различных профессиональных видов деятельности, включение в реальную юридическую практику.
Таким образом, совершенствование юридического образования на современные вызовы общества и государства, требует, более эффективного сочетания разных форм и методов обучения и рационального использования научно-педагогических кадров.
Как показывает исследование статистических данных, «за последние четыре года наблюдается почти шестикратное увеличение преступлений, совершаемых в сфере информации и телекоммуникации: с 11 тысяч в 2013 году до 66 тысяч в 2016 году». Этот рост обусловлен не только тем, что на сегодняшний день отсутствует чёткое законодательное разграничение преступлений в сфере информационных технологий и преступлений, совершаемых с помощью информационных технологий, как раз и составляющих основную долю мошенничеств, но и доступностью программных средств, позволяющих даже слабоподготовленным пользователям совершать достаточно сложные киберпреступления [2].
На наш взгляд, на сегодняшний день наблюдается нехватка кадров для правоохранительных органов: органов внутренних дел, таможенных органов, следственных органов в сфере информационной безопасности. Остро стоит вопрос о подготовки будущих юристов и претендентов претендующих на должности судей для судебной системы. Так, например, сегодня отсутствует единый судебный орган по разрешению информационных споров, нет единого органа, отвечающего за информационную безопасность. Решением вышеизложенной проблематики могли бы восполнить образовательные организации и научные организации органов внутренних дел.
Образовательный процесс получения знаний, должен быть ориентирован на новые вызовы информационного общества, что предполагает отход от традиционной организации процесса обучения. Поэтому для достижения поставленных целей необходимо усилить информационную составляющую подготовки специалистов в области юриспруденции, введения новых дисциплин в сфере информационной безопасности, информационного права.
Примером мог бы стать, Российский государственный университет правосудия, в котором учебная дисциплина «информационное право» читается с 2001 г. для студентов старших курсов различных форм обучения [3], с 2018 года открывается магистерская программа «Юрист в сфере информационной безопасности» [4].
Практика её преподавания показывает, что знания, полученные в ходе изучения данной дисциплины профессионально применяются выпускниками в разных сферах деятельности.
Анализируя вышеизложенную ситуацию, следует особо подчеркнуть, что подготовка юристов должна нести в себе фундаментальную основу и вестись исключительно на основе Федеральных Государственных образовательных стандартов по направлениям соответствующей подготовки.
Достижение названных целей возможно на основе новейших информационных технологий, технических средств связи и инновационных формах, и методах педагогического мастерства.
Литература:
- http://fparf.ru/news/all_news/news/45058/
- А.Мошков. Работать на опережение. // Полиция России.-2017.-№ 8.-с.9
- Информационное право как учебная дисциплина: сб.науч.тр.-вып. //Информационные отношения и право // под ред.В. В. Ершова, Д. А. Ловцова.М.:РАП,2006.с.190
- Полякова Т.А, Танимов О. В. «Юрист в сфере информационной безопасности» в Российском государственном университете правосудия. // Информационное право.-2017.-№ 3.-с.44–47.