В статье анализируется возможности улучшения качества образования на основе применения облачных технологий и системы электронного обучения для контроля основных направлений деятельности студентов в учебном заведении. Также рассмотрены преимущества применения электронного образования на разных этапах учебного процесса.
The article analyzes the possibilities of improving the quality of education on the basis of the use of cloud technologies and the system of e-learning to monitor the main activities of students in an educational institution. The advantages of using electronic education at different stages of the educational process are also considered.
В образовательных учреждениях Республики Узбекистан уделяется много внимания образовательной, идеологической и воспитательной работе со студентами. Одной из актуальных проблем системы образования в нашем регионе является качество образования: уровень профессиональных и общих знаний и умений студентов.
Анализ проблемы позволяет выделить ряд причин ее возникновения и сгруппировать их следующим образом: слабая мотивация получения знаний, недостаток времени, индивидуальные и типологические особенности студентов, неразвитость умений и навыков познавательной деятельности, неэффективная организация образовательного процесса со стороны преподавателя, вуза.
В своей работе хочу поставить вопрос о системной оптимизации учебного процесса, об использовании новых программ, более эффективных форм, методов, средств и технологий обучения, так как от этого зависит качество подготовки специалистов. В связи с развитием новых технологий, появлением новых научных направлений система образования постоянно сталкивается с необходимостью введения новых учебных программ или изменения системы подготовки высококвалифицированных специалистов.
Задачи учебных заведений должны быть сформулированы так, чтобы был ясным предполагаемый итог процесса обучения, т. е. то, к чему вуз должен стремиться, а не то, как он собирается решать поставленные задачи. Другой составляющей при отборе программ и приоритетов являются внешние и внутренние показатели и потребности. Из всех показателей наиболее важным является уровень качества преподавателей. Уровень педагогического мастерства преподавателей может оцениваться количеством опубликованных научных работ, объемом финансирования научных исследований, количеством патентов и авторских свидетельств, наградами, научными званиями, качеством педагогической деятельности.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам преподавателя, к методическим и организационным аспектам использования в обучении информационных и коммуникационных технологий. Сегодня у любого преподавателя имеется в распоряжении много возможностей для применения в процессе обучения средств ИКТ — это информация из Интернета, многочисленные электронные учебные пособия, словари и справочники, презентации, программы, автоматизирующие контроль знаний, новые виды коммуникации — чаты, форумы, электронная почта, телеконференции и многое другое [2]. Благодаря этому актуализируется содержание обучения, возможен интенсивный обмен между участниками образовательного процесса.
В целях развития конкурентоспособности многие учебные заведения стран СНГ выходят на новый этап своего развития и занимаются решением задачи повышения использования электронного сервиса. Облачные технологии и система электронного обучения, на мой взгляд, как раз и представляет пользователю те услуги, которые ему нужны: студенту — учебные материалы, преподавателю — управление и контроль деятельности студентов, куратору — общение, обсуждение и обмен информацией с учебной группой или их родителями.
Суть электронных и облачных технологий заключается в использовании удаленных вычислительных ресурсов посредством веб-интерфейса браузера. К ним относятся такие облачные сервисы, как электронная почта, офисные программы, виртуальные облачные столы, операционные системы, хранилище данных [1].
Работа куратора учебной группы представляет собой комплекс мероприятий, направленные на индивидуальное развитие личности и формирование коллектива в группе. Кроме этого, от куратора часто требуется оперативное информирование группы студентов, либо возникает необходимость обсудить срочные вопросы как индивидуально со студентом, так и с группой, при этом нет возможности сделать это при очной встрече в аудитории. Студенты вправе выбирать удобные для них источники получения и обсуждения информации от куратора в том случае, когда они находятся не на территории учебного заведения.
Опыт работы в качестве куратора учебных групп позволяет выделить наиболее часто используемые источники информации: социальные сети (В контакте, Facebook), электронный почтовый ящик, мессенджеры (Telegram, Messenger). При всей свободе выбора со стороны получателей, отправитель нуждается в возможности отправки методом «одного клика» сообщений большому числу получателей через различные веб — сервисы.
На сегодняшний день с внедрением новых технологий можно предложить облачные сервисы или системы электронного обучения Moodle [5]. Основные функциональные возможности этих технологий:
– загрузка информации о студентах и их учетных записях в социальных сетях, в почтовых и облачных сервисах;
– формирование списка получателей путем поиска и сопоставление учетных записей с загруженными записями о студентах;
– формирование групп получателей по определенным признакам: принадлежность к одной учебной группе, группы студентов, обучающихся на платной/бюджетной основе и т. п.;
– составление и отправка групповых либо индивидуальных сообщений студентам выбранной группы;
– получение уведомлений о наличии ответов на сообщения, оправленные с помощью приложений [6];
Предполагается, что данные технологии позволят усовершенствовать работу куратора, прежде всего, в плане общения, обсуждения и своевременного информирования студентов.
Рис. 1. Создание форума в системе Moodle
Все перечисленные функции электронной системы обучения и облачных сервисов хранения данных позволяют преподавателям вузов не только хранить всю удобную и методическую документацию в «облаке», но и организовывать совместный доступ к облачным хранилищам для студентов и преподавателей, оперативно контролировать ход и результаты учебного процесса студентов, а также это одна из перспективных возможностей расширить доступный инструментальный набор средств преподавателя и управления им, независимо от территориальной удаленности друг от друга [3].
Таким образом, моя работа показала, что возможности системы Moodle и облачные сервисы весьма полезны в процессе очного обучения. К основным достоинствам электронных технологий следует отнести сосредоточение различной информации, относящейся к учебному процессу (учебных материалов, проверочных работ, файлов с программами, переписки с преподавателями и т. д.), в одном месте и простоту неоднократного обращения к ней.
Также следует отметить, что студенты, заинтересованные в получении знаний, смогли получить их в большем объеме, поскольку большее количество информации (примеры программ, правильные решения с подробными пояснениями и т. д.) удалось сделать доступными путем ее размещения в системе. Студенты же, пропустившие занятия, получили возможность не отрываться от учебного процесса и быстрее нагонять группу, так как имели доступ ко всем материалам, которые давались на учебном занятии, могли, при необходимости, задавать вопросы преподавателям.
Литература:
- Фогарти К. Облачные вычисления: определения и решения [Электрон. ресурс] // Директор информационной службы. — 2011. — № 3. — URL: http://www.osp.ru/cio/2011/03/13007508 (дата обращения: 18.09.2014)
- IDC Reveals Datacenter Predictions for 2015 [Электрон. ресурс]. — URL: http://www.idc.com/research/container_error.jsp (дата обращения: 09.2014)
- Шевчук М. В. Облачные сервисы хранения как эффективный инструмент для организации единой информационной образовательной среды [Электрон. ресурс] // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 8. –URL: http://cyberleninka.ru/article/n/oblachnye-servisy-hraneniya-kak-effektivnyyinstrument-dlya-organizatsii-edinoy-informatsionnoy-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 10.2014)
- Белоус В. В., Смирнова Е. В. Электронное обучение. Платформы и системы // Инженерный вестник. 2013. N 7.
- Белозубов А. В., Николаев Д. Г. Система дистанционного обучения Moodle: Учебно-методическое пособие. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий механики и оптики, 2007.
- Мещерякова, И. Н. Возможности электронного обучения в развитии познавательной активности студента. Учебно-методическое пособие / И. Н. Мещерякова, М.: Флинта — 2014–60 с.