Двадцатые годы прошлого века связаны с проведением Новой экономической политики. Одним из правовых «инструментов», призванных нормативно обеспечить реализацию данной политики, стал Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. (далее — ГК 1922 г.). Перед авторами рассматриваемого Кодекса стояли противоречивые задачи. С одой стороны, существовала необходимость сохранить революционные завоевания; с другой — дать возможность развиваться частной инициативе в тех пределах, которые допускаются интересами государства [7, с. 50].
Подобные требования эпохи отразились и в круге субъектов, участвующих в гражданских правоотношениях: по сравнению с законодательством предшествующего периода в ГК РСФСР 1922 г. более четко определен правовой статус юридических лиц.
В ГК 1922г. содержится дефиниция юридического лица (ст.13). Отметим, что это первое из легальных определений данного субъекта правоотношений. В имперском законодательстве это определение не было дано, хотя сам термин неоднократно встречался. Категория «юридическое лицо» была определена в проекте Гражданского уложения (1905 г.), однако этот законопроект не был принят.
В ГК 1922 г. под юридическими лицами понимаются «объединения лиц, учреждения или организации, которые могут, как таковые, приобретать права по имуществу, вступать в обязательства, искать и отвечать на суде» [3]. (ст.13). Д. В. Азаров отмечает ряд технико-юридических недостатков данной нормы. Приведем некоторые его аргументы. Во-первых, «неопределенность используемых в ней понятий «объединение лиц», «учреждение», «организация», а также лексического оборота «как таковые» [5, с.198–199]. Во-вторых, он указывает на уязвимость оборота «приобретать права по имуществу, вступать в обязательства». По его мнению, законодатель не охватывает всего объема правоспособности данного субъекта правоотношений.
Отметим, что сущность юридического лица раскрывается путем перечисления его видов. С. Н. Ландкоф, комментируя ГК РСФСР 1922 г. в части «лица», отмечает, что «закон наш не дает определения юридического лица … вместо определения понятия перечисляет лишь три вида юридических лиц» [6, с. 30].
В целом же, основываясь на приведенной легальной дефиниции, можно отметить: под юридическим лицом понимается отличный от физического лица субъект права, обладающий рядом имущественных прав и потенциальной возможностью «искать и отвечать» на суде. Общее содержание правового института представлено, в первую очередь, статьями 13–19. Остановимся на отдельных аспектах правового регулирования деятельности данных субъектов.
В ст.14 определяются учредительные документы юридического лица. Указывается, что юридическое лицо должно иметь утвержденный, а в надлежащих случаях зарегистрированный устав или положение. Товарищества вместо вышеприведенных документов могли иметь товарищеский договор.
В монографии Т. Е. Новицкой отмечается, что данная статья вызвала обсуждения в комиссии ВЦИК в процессе подготовки законопроекта. В первоначальном варианте единственным учредительным документом мог служить устав. Такая категоричность объяснялась просто: комиссия решила выделить в отдельный кодекс нормы торгового права, а потому исключила из закона все нормы о товариществах. Следовательно, необходимость указывать товарищеский договор в числе учредительных документов юридических лиц отпала. Жесткие требования об уставе, напротив, соответствовали объективным условиям. Среди юридических лиц были и частные организации, государство стремилось максимально их контролировать. Зарегистрированный в надлежащем органе устав проще позволял осуществлять данный контроль [7, с. 45].
Из этой статьи также следует, что закон признает две известные цивилистике формы возникновения юридических лиц. Первая — свободное образование, не требующее признания со стороны государства. Вторая заключается в необходимости признания правоспособности со стороны государства. С. Н. Ландкоф, комментируя ГК РСФСР 1922 г., указывает, что «партийные и профессиональные организации пользуются правами юридического лица в порядке свободного образования», а «все остальные, выступающие в гражданском обороте, юридические лица возникают на основании признания их таковыми со стороны государства» [6, с. 40]. Автор подчеркивает, что такое признание, согласно рассматриваемой ст.14 ГК 1922 г., возможно в двух формах: «а) либо путем утверждения устава или положения, (разрешительная система — прим. авт.) б) либо путем регистрации юридического лица (т.н. явочная система — прим. авт.)» [6, с. 42].
А. В. Габов приводит следующие примеры регистрации юридических лиц явочным и разрешительным образом. В качестве иллюстрации распорядительного порядка регистрации автор указывает постановление СНК «О коммунальных и акционерных ломбардах» [2]. Такие ломбарды учреждаются городскими советами и местными исполкомами при отделах коммунального хозяйства.
Разрешительный подход создания юридических лиц наблюдаем в Положении о добровольных обществах и союзах (утверждено постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10.07.1932 г.) [1]. При регистрации указанных хозяйствующих субъектов государство определяет целесообразность создания того или иного юридического лица [9, с. 58–59].
Юридические лица, согласно ГК 1922 года, наделялись не общей, а специальной правоспособностью. Это вытекает из ст.18, где указано, что отклонение от предусмотренной уставом цели может прекратить существование юридического лица. Правоспособность по ГК возникала в момент утверждения устава (положения) или государственной регистрации.
Отдельно стоит отметить некоторые ограничения, которые накладывались на юридические лица. Так, по общему же правилу хозяйствующие субъекты участвовали во внешнеторговых отношениях через государство в лице Народного комиссариата внешней торговли.
Государственные предприятия, переведенные на хозрасчет, с точки зрения составителей кодекса, являются вполне самостоятельными для участия в гражданском обороте. В ст.19 указано, что они не связаны с казной и отвечают за свои долги имуществом, находящимся в их свободном распоряжении. На наш взгляд, данное положение стимулировало предприятия более рачительно и эффективно осуществлять свою хозяйственную политику, участвовать в гражданском обороте. Эту идею закладывал законодатель. В докладе о ГК 1922 г. один из его составителей А. Г. Гойхбарг отмечал следующее: «Государство потому и разрешило ей (крупной промышленности — прим. авт.) объединиться в отдельные части, чтобы все государство целиком не несло ответственность за отдельные ошибки и промахи различных отраслей промышленности» [4, с. 10]. С другой стороны, норма об ответственности хозрасчетных предприятий собственным имуществом способствовала стабильной работе социалистического сектора экономики, ведь невозможно было наложить взыскания на основной фонд предприятий. Таким образом исключался переход национализированной собственности в руки частников [7, с. 68].
В настоящей работе мы в самом общем виде охарактеризовали правовой статус юридических лиц по Гражданскому кодексу РСФСР 1922 г. Анализ положений Кодекса позволяет установить наличие преемственности его разработчиков положениям, выработанным дореволюционной гражданско-правовой наукой. Неслучайно кодификация гражданского законодательства в период НЭПа оказала влияние на постсоветский период развития гражданского права, в том числе и в ходе нынешней реформы положений действующего Гражданского кодекса РФ [8, с. 53]. Указанное обстоятельство определяет необходимость дальнейшего исследования института юридического лица в современном праве с целью поиска путей совершенствования нынешнего ГК РФ.
Литература:
- Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июля 1932 года «Об утверждении положения о добровольных обществах и союзах» // СУ РСФСР. -1932. — № 74. — Ст. 331.
- Постановление СНК РСФСР от 17 июля 1928 г. «О коммунальных и акционерных ломбардах» // СУ РСФСР. — 1928 г. — № 112. — Ст. 694.
- Постановление ВЦИК от 11.11.1922 г. «О введении в действие Гражданского кодекса РСФСР» (вместе с «Гражданским кодексом РСФСР») // СУ РСФСР. -1922. -№ 71. — Ст.904.
- IV сессия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета IX созыва: [Стенографический отчет]. — Бюллетень № 3. / РСФСР. — М., 1922. — 20 с.
- Азаров Д. В. Эволюция понятия юридического лица в советский и постсоветский периоды Российской истории // Вестник Брянского государственного университета. — 2015. — № 2. — С.198–201.
- Ландкоф С. Н. Субъекты права (лица). — М., 1928. — 63 с.
- Новицкая Т. Е. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года: История создания. Общ. характеристика. Текст. Приложения. — Москва: Зерцало-М, 2012. — 223 с.
- Памятники российского права. В 35 т. Т.30. Гражданские кодексы РСФСР: учебно-научное пособие /под общ.ред. Р. Л. Хачатурова, В. Д. Рузановой. — М.: Юрлитинформ, 2017.- 568 с.
- Юридические лица в российском гражданском праве: монография: в 3 томах. Том 1: Общие положения о юридических лицах / Габов А. В., Гутников О. В., Доронина Н. Г.; Под ред. Синицын С. А. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 384 с.