Куда идет вендинг в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 04.06.2018

Статья просмотрена: 434 раза

Библиографическое описание:

Лосев, Д. В. Куда идет вендинг в России / Д. В. Лосев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 418-420. — URL: https://moluch.ru/archive/208/51069/ (дата обращения: 18.12.2024).



Человек в силу различных причин с давних пор придумывал устройства, которые бы обеспечивали продажу товаров без участия продавца. Например, описание автоматической продажи «священной» воды и омовения рук в храмах встречается у Герона Александрийского [1] в I веке н. э. — греческого математика и механика, который первым начал создавать программируемые устройства.

С торговыми автоматами знаком практически каждый человек, однако нельзя сказать, что развитие самой вендинговой отрасли идет в ногу со временем, и не только в России.

Опираясь на данные о количестве торговых аппаратов в мире [2]: Европа — 5млн, США — 8 млн, Япония — 6 млн штук, становится неоспоримым прогноз перспективы увеличения количества торговых автоматов в России — на миллионы штук!

Но вопрос в другом — какие будут эти аппараты, что они будут продавать.

Сегодняшней отличительной особенностью российского вендингового рынка является ситуация, когда большинство торговых автоматов работают без применения эквайринговых терминалов по приему платежей с банковских карт [3],.

Между тем, использование банковских карточек в оплате покупок в России растет. Темпы роста в 2016г, 2017г — не менее 10млн штук в год. Увеличение оборота — за 2016, 2017г — не менее 10 трлн рублей в год [4].

Согласен, что банковские технологии и условия электронной торговли развиваются слишком стремительно; в сравнении с ними техника, действительно, отстает. Если совсем недавно в публикациях употребляли понятие «умного вендингового аппарата» — это торговый автомат с системой телеметрии, то есть подключенный к сети Интернет и способный передавать информацию по сети на сервер для мониторинга и анализа, то сегодня отсутствие подключения торгового аппарата к интернету, современному предпринимателю должна показаться существенным недостатком.

В результате, складывается такое положение дел на рынке, когда владельцы вендингового бизнеса не хотят тратить деньги на переоборудование имеющихся аппаратов — покупать модемы, онлайн-кассы, эквайринговые терминалы, платить за обновление программного обеспечения, а продавцы вендинговых аппаратов не готовы предложить комплексное решение, удовлетворяющее запросы современного вендингового бизнеса.

Вышеописанная ситуация приводит к падению спроса на торговые автоматы — по данным J’son & Partners Consulting, с 2015 года в России объем рынка вендинговых автоматов в денежном выражении снижается [5].

Введение онлайн-касс должно подтолкнуть рынок вендинга к модернизации имеющегося оборудования — подключение к интернету (с одномоментным введением онлайн-касс) и установка эквайрингового терминала (предположительно — сразу бесконтактного).

Должно развиваться такое направление вендингового рынка как изготовление торговых автоматов под заказ для конкретного потребителя. Например, в Японии существуют автоматы по продаже живых омаров. То есть, превращение вендинга в дополнительный канал сбыта продукции любых участников рынка. Так, в публикациях [6] отмечается, что с 2016 года наблюдается интеграция рынков различного направления с вендинговым рынком — некоторые онлайн ритейлеры ставят вендинговые аппараты для увеличения числа точек продаж. Это должно способствовать развитию, в особенности, отечественного производителя вендинговых автоматов, которые смогут быстро и доступно выполнить индивидуальный заказ клиента; на рынке уже появляются варианты российских «облегченных» моделей SM MINI от Вендшоп и Космос от Расавтоматторг [7], торговые автоматы от Ин-Венд [8].

Попробуем проанализировать предлагаемые на рынке снековые автоматы — как одного из наиболее продаваемых видов торговых автоматов (таблица № 1).

Таблица 1

Параметры предлагаемых на рынке снековых автоматов

Марка/производитель

Страна производства

Наименование

Цена

Высота, м

Ширина, м

Глубина, м

Занимаемая площадь, м2

Занимаемый объем, м3

Вес, кг

Видов товара, шт

Unicum

Россия

Торговый автомат Necta MiniSnakky

176 000

1,08

0,94

0,58

0,54

0,59

125

24

Unicum

Россия

Торговый автомат Unicum Food Box

236 785

1,08

0,98

0,78

0,76

0,82

300

30

Bianchi

Италия

Торговый автомат Bianchi BVM 672

221 829

1,63

0,82

0,70

0,57

0,94

200

36

FAS

Италия

Торговый автомат Fas Krystal 175

243 000

1,77

0,90

0,77

0,69

1,22

200

36

FAS

Италия

Торговый автомат FAS FAST 1050

320 000

1,80

1,05

0,80

0,84

1,51

330

60

Jofemarr

Испания

Торговый автомат Coffeemar Easy Combo

306 000

1,83

0,94

0,80

0,75

1,37

320

30

Necta

Италия

Торговый автомат Necta Snakky 6–30

238 000

1,70

0,85

0,70

0,60

1,02

200

36

Росавтоматторг

Россия

Торговый автомат «Космос»

140 000

1,30

0,86

0,20

0,17

0,22

78

7

Ин-Венд

Россия

Элемент

158 000

1,92

1,20

0,48

0,58

1,11

170

32

Вендшоп

Россия

SM MINI

47 000

0,60

0,22

0,22

0,05

0,03

30

5

В результате можно сделать вывод, что на рынке выбор критериев для покупателя торгового автомата весьма ограничен: среднестатистический снековый торговый автомат — это шкаф 0,9 на 0,7 м; высотой 1,7 м; масса 200–300 кг; видов товара 30–36; общее количество товара — 360–600 штук; стоимость — около 250 тысяч рублей.

Эти показатели оценивает покупатель при выборе торгового автомата и сопоставляет их с прогнозом продаж и уровнем затрат на обслуживание.

При соответствующем варианте развития вендингового рынка (на примере Германии), эти торговые аппараты удобны для транснациональных компаний — Coca-Cola, Nestle, Mars, чьи бренды и продукты не нуждаются в пристальном изучении при покупке [9].

Однако, если у покупателя торгового автомата возникает потребность в расширенном ассортименте товара; в предоставлении информации о товаре; либо отсутствует необходимость в большом запасе, — данные запросы либо не удовлетворяются, либо требуют значительных финансовых затрат. (фактически, расширение ассортимента достигается приобретением нескольких торговых аппаратов или модулей расширения).

Экономичность — это основная характерная черта вендинга. Так же, на сегодняшний день он является одним из бизнесов с самым маленьким старт-апом. Но, для оценки эффективности каждого аппарата как бизнеса, недостаточно учитывать только его абсолютную стоимость; существуют иные стоимостные параметры, которые в зависимости от характера товара и условий продаж повлияют на финансовый результат:

‒ Размер инвестиций на одну ассортиментную единицу продаваемого товара;

‒ Размер инвестиций в оборотные средства для создания запаса одной ассортиментной единицы товара;

‒ Стоимость затрат в месяц исходя из потребностей по загрузке каждой ассортиментной единицы товара

Сопоставимость указанных величин и потребностей организуемого бизнеса — залог эффективности торгового аппарата и его привлекательности для покупателя.

В этом случае речь идет о развитии вендинга как бизнеса по оказанию услуг, требующего собственное производство торговых автоматов, разработку новых услуг, их внедрение в новые отрасли, что в результате даст разнообразие операторов и рыночных ниш различного объема [10].

Этому будут способствовать новые функции и внешний вид торговых автоматов — оснащение сенсорными экранами, аудио и видео, превращение их из средства продажи в средство развлечения, привлечения внимания, рекламы.

Литература:

  1. Википедия. [В Интернете] [Цитировано: 19 05 2018 г.] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/.
  2. Перспективы вендинга России в 2018 году. Век вендинга. [В Интернете] 23 02 2018 г. [Цитировано: 19 05 2018 г.] URL: https://veq.ru/catalog/kolonka-redakciy/doc/5647.
  3. Тренд 2018: вендинг-эквайринг! Век вендинга. [В Интернете] [Цитировано: 19 05 2018 г.] URL: https://veq.ru/catalog/kolonka-redakciy/doc/5664.
  4. Рост бесконтактных платежей. Век Вендинга. [В Интернете] [Цитировано: 19 05 2018 г.] URL: https://veq.ru/catalog/technology-news-vending/doc/5682.
  5. Обзор рынка вендинга в России и мире. cfo-russia. [В Интернете] 08 05 2017 г. [Цитировано: 19 05 2018 г.] URL: https://www.cfo-russia.ru/issledovaniya/index.php?article=28170.
  6. Рынок вендинга в 2015–2016 году. Век Вендинга. [В Интернете] [Цитировано: 19 05 2018 г.] URL: https://veq.ru/catalog/vending-interview/doc/4848.
  7. Росавтоматторг. [В Интернете] 2017 г. [Цитировано: 19 05 2018 г.] URL: http://www.rosavtomattorg.ru/.
  8. Торговые аппараты от Ин-Венд. [В Интернете] 2017 г. [Цитировано: 19 05 2018 г.] URL: http://in-vend.ru/torgovye-apparaty/131-element.
  9. Главный вопрос российского вендинга. vendingbusiness. [В Интернете] 05 2007 г. [Цитировано: 19 05 2018 г.] URL: http://www.vendingbusiness.ru/article/vending-business/56-rossiyskiy-vendingovyy-rynok-glazami-analitika.html.
  10. Главные тренды мирового рынка торговых автоматов. vendoved. [В Интернете] 17 04 2017 г. [Цитировано: 19 05 2018 г.] URL: http://www.vendoved.ru/glavnye-trendy-mirovogo-rynka-torgovyh-avtomatov/.
  11. За вендингом будущее. Век Вендинга. [В Интернете] 23 02 2018 г. [Цитировано: 19 05 2018 г.] URL: https://veq.ru/catalog/technology-news-vending/doc/5860.
Основные термины (генерируются автоматически): торговый автомат, россия, FAS, MINI, автомат, италия, рынок, аппарат, ассортиментная единица товара, торговый аппарат.


Задать вопрос