Человек в силу различных причин с давних пор придумывал устройства, которые бы обеспечивали продажу товаров без участия продавца. Например, описание автоматической продажи «священной» воды и омовения рук в храмах встречается у Герона Александрийского [1] в I веке н. э. — греческого математика и механика, который первым начал создавать программируемые устройства.
С торговыми автоматами знаком практически каждый человек, однако нельзя сказать, что развитие самой вендинговой отрасли идет в ногу со временем, и не только в России.
Опираясь на данные о количестве торговых аппаратов в мире [2]: Европа — 5млн, США — 8 млн, Япония — 6 млн штук, становится неоспоримым прогноз перспективы увеличения количества торговых автоматов в России — на миллионы штук!
Но вопрос в другом — какие будут эти аппараты, что они будут продавать.
Сегодняшней отличительной особенностью российского вендингового рынка является ситуация, когда большинство торговых автоматов работают без применения эквайринговых терминалов по приему платежей с банковских карт [3],.
Между тем, использование банковских карточек в оплате покупок в России растет. Темпы роста в 2016г, 2017г — не менее 10млн штук в год. Увеличение оборота — за 2016, 2017г — не менее 10 трлн рублей в год [4].
Согласен, что банковские технологии и условия электронной торговли развиваются слишком стремительно; в сравнении с ними техника, действительно, отстает. Если совсем недавно в публикациях употребляли понятие «умного вендингового аппарата» — это торговый автомат с системой телеметрии, то есть подключенный к сети Интернет и способный передавать информацию по сети на сервер для мониторинга и анализа, то сегодня отсутствие подключения торгового аппарата к интернету, современному предпринимателю должна показаться существенным недостатком.
В результате, складывается такое положение дел на рынке, когда владельцы вендингового бизнеса не хотят тратить деньги на переоборудование имеющихся аппаратов — покупать модемы, онлайн-кассы, эквайринговые терминалы, платить за обновление программного обеспечения, а продавцы вендинговых аппаратов не готовы предложить комплексное решение, удовлетворяющее запросы современного вендингового бизнеса.
Вышеописанная ситуация приводит к падению спроса на торговые автоматы — по данным J’son & Partners Consulting, с 2015 года в России объем рынка вендинговых автоматов в денежном выражении снижается [5].
Введение онлайн-касс должно подтолкнуть рынок вендинга к модернизации имеющегося оборудования — подключение к интернету (с одномоментным введением онлайн-касс) и установка эквайрингового терминала (предположительно — сразу бесконтактного).
Должно развиваться такое направление вендингового рынка как изготовление торговых автоматов под заказ для конкретного потребителя. Например, в Японии существуют автоматы по продаже живых омаров. То есть, превращение вендинга в дополнительный канал сбыта продукции любых участников рынка. Так, в публикациях [6] отмечается, что с 2016 года наблюдается интеграция рынков различного направления с вендинговым рынком — некоторые онлайн ритейлеры ставят вендинговые аппараты для увеличения числа точек продаж. Это должно способствовать развитию, в особенности, отечественного производителя вендинговых автоматов, которые смогут быстро и доступно выполнить индивидуальный заказ клиента; на рынке уже появляются варианты российских «облегченных» моделей SM MINI от Вендшоп и Космос от Расавтоматторг [7], торговые автоматы от Ин-Венд [8].
Попробуем проанализировать предлагаемые на рынке снековые автоматы — как одного из наиболее продаваемых видов торговых автоматов (таблица № 1).
Таблица 1
Параметры предлагаемых на рынке снековых автоматов
Марка/производитель |
Страна производства |
Наименование |
Цена |
Высота, м |
Ширина, м |
Глубина, м |
Занимаемая площадь, м2 |
Занимаемый объем, м3 |
Вес, кг |
Видов товара, шт |
Unicum |
Россия |
Торговый автомат Necta MiniSnakky |
176 000 |
1,08 |
0,94 |
0,58 |
0,54 |
0,59 |
125 |
24 |
Unicum |
Россия |
Торговый автомат Unicum Food Box |
236 785 |
1,08 |
0,98 |
0,78 |
0,76 |
0,82 |
300 |
30 |
Bianchi |
Италия |
Торговый автомат Bianchi BVM 672 |
221 829 |
1,63 |
0,82 |
0,70 |
0,57 |
0,94 |
200 |
36 |
FAS |
Италия |
Торговый автомат Fas Krystal 175 |
243 000 |
1,77 |
0,90 |
0,77 |
0,69 |
1,22 |
200 |
36 |
FAS |
Италия |
Торговый автомат FAS FAST 1050 |
320 000 |
1,80 |
1,05 |
0,80 |
0,84 |
1,51 |
330 |
60 |
Jofemarr |
Испания |
Торговый автомат Coffeemar Easy Combo |
306 000 |
1,83 |
0,94 |
0,80 |
0,75 |
1,37 |
320 |
30 |
Necta |
Италия |
Торговый автомат Necta Snakky 6–30 |
238 000 |
1,70 |
0,85 |
0,70 |
0,60 |
1,02 |
200 |
36 |
Росавтоматторг |
Россия |
Торговый автомат «Космос» |
140 000 |
1,30 |
0,86 |
0,20 |
0,17 |
0,22 |
78 |
7 |
Ин-Венд |
Россия |
Элемент |
158 000 |
1,92 |
1,20 |
0,48 |
0,58 |
1,11 |
170 |
32 |
Вендшоп |
Россия |
SM MINI |
47 000 |
0,60 |
0,22 |
0,22 |
0,05 |
0,03 |
30 |
5 |
В результате можно сделать вывод, что на рынке выбор критериев для покупателя торгового автомата весьма ограничен: среднестатистический снековый торговый автомат — это шкаф 0,9 на 0,7 м; высотой 1,7 м; масса 200–300 кг; видов товара 30–36; общее количество товара — 360–600 штук; стоимость — около 250 тысяч рублей.
Эти показатели оценивает покупатель при выборе торгового автомата и сопоставляет их с прогнозом продаж и уровнем затрат на обслуживание.
При соответствующем варианте развития вендингового рынка (на примере Германии), эти торговые аппараты удобны для транснациональных компаний — Coca-Cola, Nestle, Mars, чьи бренды и продукты не нуждаются в пристальном изучении при покупке [9].
Однако, если у покупателя торгового автомата возникает потребность в расширенном ассортименте товара; в предоставлении информации о товаре; либо отсутствует необходимость в большом запасе, — данные запросы либо не удовлетворяются, либо требуют значительных финансовых затрат. (фактически, расширение ассортимента достигается приобретением нескольких торговых аппаратов или модулей расширения).
Экономичность — это основная характерная черта вендинга. Так же, на сегодняшний день он является одним из бизнесов с самым маленьким старт-апом. Но, для оценки эффективности каждого аппарата как бизнеса, недостаточно учитывать только его абсолютную стоимость; существуют иные стоимостные параметры, которые в зависимости от характера товара и условий продаж повлияют на финансовый результат:
‒ Размер инвестиций на одну ассортиментную единицу продаваемого товара;
‒ Размер инвестиций в оборотные средства для создания запаса одной ассортиментной единицы товара;
‒ Стоимость затрат в месяц исходя из потребностей по загрузке каждой ассортиментной единицы товара
Сопоставимость указанных величин и потребностей организуемого бизнеса — залог эффективности торгового аппарата и его привлекательности для покупателя.
В этом случае речь идет о развитии вендинга как бизнеса по оказанию услуг, требующего собственное производство торговых автоматов, разработку новых услуг, их внедрение в новые отрасли, что в результате даст разнообразие операторов и рыночных ниш различного объема [10].
Этому будут способствовать новые функции и внешний вид торговых автоматов — оснащение сенсорными экранами, аудио и видео, превращение их из средства продажи в средство развлечения, привлечения внимания, рекламы.
Литература:
- Википедия. [В Интернете] [Цитировано: 19 05 2018 г.] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/.
- Перспективы вендинга России в 2018 году. Век вендинга. [В Интернете] 23 02 2018 г. [Цитировано: 19 05 2018 г.] URL: https://veq.ru/catalog/kolonka-redakciy/doc/5647.
- Тренд 2018: вендинг-эквайринг! Век вендинга. [В Интернете] [Цитировано: 19 05 2018 г.] URL: https://veq.ru/catalog/kolonka-redakciy/doc/5664.
- Рост бесконтактных платежей. Век Вендинга. [В Интернете] [Цитировано: 19 05 2018 г.] URL: https://veq.ru/catalog/technology-news-vending/doc/5682.
- Обзор рынка вендинга в России и мире. cfo-russia. [В Интернете] 08 05 2017 г. [Цитировано: 19 05 2018 г.] URL: https://www.cfo-russia.ru/issledovaniya/index.php?article=28170.
- Рынок вендинга в 2015–2016 году. Век Вендинга. [В Интернете] [Цитировано: 19 05 2018 г.] URL: https://veq.ru/catalog/vending-interview/doc/4848.
- Росавтоматторг. [В Интернете] 2017 г. [Цитировано: 19 05 2018 г.] URL: http://www.rosavtomattorg.ru/.
- Торговые аппараты от Ин-Венд. [В Интернете] 2017 г. [Цитировано: 19 05 2018 г.] URL: http://in-vend.ru/torgovye-apparaty/131-element.
- Главный вопрос российского вендинга. vendingbusiness. [В Интернете] 05 2007 г. [Цитировано: 19 05 2018 г.] URL: http://www.vendingbusiness.ru/article/vending-business/56-rossiyskiy-vendingovyy-rynok-glazami-analitika.html.
- Главные тренды мирового рынка торговых автоматов. vendoved. [В Интернете] 17 04 2017 г. [Цитировано: 19 05 2018 г.] URL: http://www.vendoved.ru/glavnye-trendy-mirovogo-rynka-torgovyh-avtomatov/.
- За вендингом будущее. Век Вендинга. [В Интернете] 23 02 2018 г. [Цитировано: 19 05 2018 г.] URL: https://veq.ru/catalog/technology-news-vending/doc/5860.