Труд человека в настоящее время приобретает творческий характер. В трудовой деятельности большую часть занимает интеллектуальное начало, то есть чем выше уровень интеллекта, тем успешнее человек решает свои проблемы.
Творчество — это сложный и многовариантный процесс. Главное в творчестве — это способность создавать новые предметы сначала в идеальном виде, то есть в виде идей, замыслов, идеальных устройств, а затем способность материально воплотить эти идеи и замыслы в конкретных условиях [1].
Очевидно, что для решения технических задач необходимы такие личные качества человека, как творческий склад ума, нацеленность на итоговый результат, готовность решать возникающие технические трудности.
В наши дни многие преподаватели придерживаются мнения, что техническому творчеству можно научить любого человека, развивая его способности с детских лет.
Большой опыт работы многих преподавателей школ, которые преподают в предметной области «Технология», говорит о том, что ученики с удовольствием занимаются творчеством как на уроках по технологии, так и на занятиях по декоративно-прикладному искусству. При этом они приобретают новые знания, овладевают навыками обработки материалов, занимаются моделированием и конструированием различных устройств.
Занятия техническим творчеством способствуют удовлетворению интереса к техническим видам творчества, углублению полученных в школе знаний. Техническое творчество доступно как детям, так и ученикам старших классов, поэтому направлений технического творчества может быть, сколько угодно. Это и создание учебно-наглядных пособий, изделий культурно-бытового назначения, разработка транспортных средств, изготовление предметов декоративно-прикладного назначения, создание различных приборов.
К наглядным пособиям относятся различные стенды, плакаты, макеты различных устройств, модели машин и механизмов и т. п., которые используются в учебном процессе.
К учебному оборудованию можно отнести: мебель, классные доски, плакаты, муляжи, наглядное демонстрационное оборудование.
Учитывая широкое поле творческой деятельности, к педагогам в образовательной области «Технология» предъявляются высокие требования, как в знаниях технических и экономических дисциплин, так и в методике обучения и воспитания, которые являются неотъемлемой частью дисциплины «Основы творческо-конструкторской деятельности».
Основы творческо-конструкторской деятельности помогают будущим учителям технологии решать одну из важных задач — творческий подход к техническому творчеству, определенной смелости в организации учебных учреждений технического творчества, умению грамотно решать творческие технические задачи и уверенно руководить различными направлениями в техническом творчестве молодежи.
В техническом творчестве моделирование играет большую роль. В научных исследованиях модель — это объект, созданный человеком, отображающий основные свойства реального объекта. При исследовании модели, человек получает новые знания о реальном объекте.
Изучение работоспособности объекта на моделях называется моделированием. В детском моделировании не ставится задача изучения сложных физических или других явлений, происходящих в предметах исследования. В основном, задача детского технического творчества — это разбудить в ученике заинтересованность в технических знаниях. Поэтому в детском техническом творчестве вызывает особый интерес изготовление технических моделей и устройств, которые наиболее близки развитию школьника и соразмерны его мышлению. К таким моделям относятся модели самолетов, кораблей и автомобилей, космической техники.
Эти модели принимают участие в соревнованиях различного вида вплоть до участия в соревнованиях мирового вида. В этих соревнованиях оценивают внешний вид модели по определенной системе баллов, а также фиксируются достижения и рекорды, в том числе и мировые, по каждому классу моделей [2].
Создание новых машин и механизмов является трудоемким процессом, который содержит четыре этапа:
‒ инженерное прогнозирование в него входит формулировка технического задания и изучение научно-технической литературы, которая позволяет аргументировать поставленную техническую задачу, а также найти пути для решения поставленной задачи. На данном этапе проводят научно-исследовательскую работу для того чтобы получить недостающую информацию, которая доказывает необходимость создания данного устройства;
‒ аналитическое проектирование, в котором разрабатывается математическая модель объекта и изучение объекта при помощи модели. Обычно для этого применяют компьютерные технологии. Эти технологии позволяют получать расчетные технические характеристики и параметры создаваемого объекта при требуемых нагрузках и предполагаемых условиях эксплуатации;
‒ конструирование — процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением проектов и расчётов. При конструировании технического устройства используют следующие стадии:
‒ разработка технического задания;
‒ разработка эскизного проекта;
‒ разработка технического проекта;
‒ разработка рабочего проекта [4].
Процесс изготовления моделей транспортных средств вызывает особый интерес для обучающихся в процессе обучения на уроках технологии, так как эти модели являются примерами полноценных машин со всеми техническими характеристиками: двигателями, передаточными механизмами, рабочими органами, несущими конструкциями и основными функциями.
Обычно разработка модели начинается с интереса к какому-либо классу машин или с потребности сделать машину для практического применения.
При разработке моделей необходимо помнить, что могут быть использованы различные виды энергии: энергия воды, энергия ветра, энергия пара (паровая машина — пароход, паровоз), подъемная сила воздуха и свободное движение по ветру — воздушные шары и другие [2].
Особенность электрической энергии, заключается в её способности переходить из одного вида энергии в другой вид, таких как механическая энергия, а также возможность накопления ее в химических источниках, например аккумуляторы, гальванические элементы.
При разработке механизма управления моделью необходимо иметь общие понятия об управлении техническими устройствами. Представлять возможности систем автоматического управления объектами, в которых используется принцип обратной связи, а также познакомиться с системами дистанционного управления.
Взаимное расположение деталей и узлов модели на несущей конструкции (шасси), закрепление их на определенных местах, обеспечение необходимых движений модели и определение окончательной формы модели называется процессом компоновки.
Таким образом, функциональное назначение деталей определяет их расположение на несущей конструкции, формой установочных поверхностей и крепежными элементами. При определении формы надо учитывать взаимодействие человека и модели при ее эксплуатации (эргономику), возможности изготовления в условиях школьных мастерских, приобретения отдельных деталей. При разработке образца модели разумно использовать такие материалы как: бумага, картон, пластилин, глина. Следует проработать несколько вариантов и выбрать наилучший из них [3].
При разработке эскиза модели надо помнить не только о технической стороне, но и об эстетической стороне. Хорошо работающая модель, которая к тому же и эстетично выполнена, вызывает удивление и восхищение. Моделисту-конструктору необходимо знать основные законы технического конструирования, дизайна и применять их на практике при изготовлении моделей или технических устройств вызывающих интерес окружающих.
Необходимую помощь при определении формы и выборе цвета изделия могут оказать цветные фотографии, слайды, диапозитивы изделий, близких по назначению к создаваемой модели. Для этого необходимо работать со следующими источниками информации: соответствующими методическими рекомендациями и материалами, научными журналами, специальными периодическими изданиями [1].
Таким образом, процесс технического творчества обучающихся в образовательных учреждениях мы определяем как специально организованный целенаправленный процесс реализации технического потенциала школьников посредством проведения внеклассных мероприятий по техническому творчеству. Необходимыми компонентами данного процесса являются: организаторы, обучающиеся и их взаимодействие.
Литература:
- Барташевич А. А. Основы художественного конструирования. Учеб. для вузов. Мн.: Вышэйш. шк., 1984.
- Володькина Т. А., Казарин В. Е. Техническое творчество сегодня — вдохновение для успеха в профессии завтра // Молодой ученый. — 2015. — № 12.2. — С. 14–16. — URL https://moluch.ru/archive/92/20329/ (дата обращения: 28.05.2018).
- Симоненко В. Д., Матяш Н. В. Технология: учеб. для 11 кл. общеобразоват. Учр. — М.: Вентана-графф, 2000. — 192 с.
- http://referat.mirslovarei.com/d/485877/?page=14./ (дата обращения: 28.05.2018).