Техническое творчество на внеклассной работе по технологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 04.06.2018

Статья просмотрена: 2320 раз

Библиографическое описание:

Галанов, Д. А. Техническое творчество на внеклассной работе по технологии / Д. А. Галанов, В. В. Галанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 306-308. — URL: https://moluch.ru/archive/208/51101/ (дата обращения: 17.10.2024).



Труд человека в настоящее время приобретает творческий характер. В трудовой деятельности большую часть занимает интеллектуальное начало, то есть чем выше уровень интеллекта, тем успешнее человек решает свои проблемы.

Творчество — это сложный и многовариантный процесс. Главное в творчестве — это способность создавать новые предметы сначала в идеальном виде, то есть в виде идей, замыслов, идеальных устройств, а затем способность материально воплотить эти идеи и замыслы в конкретных условиях [1].

Очевидно, что для решения технических задач необходимы такие личные качества человека, как творческий склад ума, нацеленность на итоговый результат, готовность решать возникающие технические трудности.

В наши дни многие преподаватели придерживаются мнения, что техническому творчеству можно научить любого человека, развивая его способности с детских лет.

Большой опыт работы многих преподавателей школ, которые преподают в предметной области «Технология», говорит о том, что ученики с удовольствием занимаются творчеством как на уроках по технологии, так и на занятиях по декоративно-прикладному искусству. При этом они приобретают новые знания, овладевают навыками обработки материалов, занимаются моделированием и конструированием различных устройств.

Занятия техническим творчеством способствуют удовлетворению интереса к техническим видам творчества, углублению полученных в школе знаний. Техническое творчество доступно как детям, так и ученикам старших классов, поэтому направлений технического творчества может быть, сколько угодно. Это и создание учебно-наглядных пособий, изделий культурно-бытового назначения, разработка транспортных средств, изготовление предметов декоративно-прикладного назначения, создание различных приборов.

К наглядным пособиям относятся различные стенды, плакаты, макеты различных устройств, модели машин и механизмов и т. п., которые используются в учебном процессе.

К учебному оборудованию можно отнести: мебель, классные доски, плакаты, муляжи, наглядное демонстрационное оборудование.

Учитывая широкое поле творческой деятельности, к педагогам в образовательной области «Технология» предъявляются высокие требования, как в знаниях технических и экономических дисциплин, так и в методике обучения и воспитания, которые являются неотъемлемой частью дисциплины «Основы творческо-конструкторской деятельности».

Основы творческо-конструкторской деятельности помогают будущим учителям технологии решать одну из важных задач — творческий подход к техническому творчеству, определенной смелости в организации учебных учреждений технического творчества, умению грамотно решать творческие технические задачи и уверенно руководить различными направлениями в техническом творчестве молодежи.

В техническом творчестве моделирование играет большую роль. В научных исследованиях модель — это объект, созданный человеком, отображающий основные свойства реального объекта. При исследовании модели, человек получает новые знания о реальном объекте.

Изучение работоспособности объекта на моделях называется моделированием. В детском моделировании не ставится задача изучения сложных физических или других явлений, происходящих в предметах исследования. В основном, задача детского технического творчества — это разбудить в ученике заинтересованность в технических знаниях. Поэтому в детском техническом творчестве вызывает особый интерес изготовление технических моделей и устройств, которые наиболее близки развитию школьника и соразмерны его мышлению. К таким моделям относятся модели самолетов, кораблей и автомобилей, космической техники.

Эти модели принимают участие в соревнованиях различного вида вплоть до участия в соревнованиях мирового вида. В этих соревнованиях оценивают внешний вид модели по определенной системе баллов, а также фиксируются достижения и рекорды, в том числе и мировые, по каждому классу моделей [2].

Создание новых машин и механизмов является трудоемким процессом, который содержит четыре этапа:

‒ инженерное прогнозирование в него входит формулировка технического задания и изучение научно-технической литературы, которая позволяет аргументировать поставленную техническую задачу, а также найти пути для решения поставленной задачи. На данном этапе проводят научно-исследовательскую работу для того чтобы получить недостающую информацию, которая доказывает необходимость создания данного устройства;

‒ аналитическое проектирование, в котором разрабатывается математическая модель объекта и изучение объекта при помощи модели. Обычно для этого применяют компьютерные технологии. Эти технологии позволяют получать расчетные технические характеристики и параметры создаваемого объекта при требуемых нагрузках и предполагаемых условиях эксплуатации;

‒ конструирование — процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением проектов и расчётов. При конструировании технического устройства используют следующие стадии:

‒ разработка технического задания;

‒ разработка эскизного проекта;

‒ разработка технического проекта;

‒ разработка рабочего проекта [4].

Процесс изготовления моделей транспортных средств вызывает особый интерес для обучающихся в процессе обучения на уроках технологии, так как эти модели являются примерами полноценных машин со всеми техническими характеристиками: двигателями, передаточными механизмами, рабочими органами, несущими конструкциями и основными функциями.

Обычно разработка модели начинается с интереса к какому-либо классу машин или с потребности сделать машину для практического применения.

При разработке моделей необходимо помнить, что могут быть использованы различные виды энергии: энергия воды, энергия ветра, энергия пара (паровая машина — пароход, паровоз), подъемная сила воздуха и свободное движение по ветру — воздушные шары и другие [2].

Особенность электрической энергии, заключается в её способности переходить из одного вида энергии в другой вид, таких как механическая энергия, а также возможность накопления ее в химических источниках, например аккумуляторы, гальванические элементы.

При разработке механизма управления моделью необходимо иметь общие понятия об управлении техническими устройствами. Представлять возможности систем автоматического управления объектами, в которых используется принцип обратной связи, а также познакомиться с системами дистанционного управления.

Взаимное расположение деталей и узлов модели на несущей конструкции (шасси), закрепление их на определенных местах, обеспечение необходимых движений модели и определение окончательной формы модели называется процессом компоновки.

Таким образом, функциональное назначение деталей определяет их расположение на несущей конструкции, формой установочных поверхностей и крепежными элементами. При определении формы надо учитывать взаимодействие человека и модели при ее эксплуатации (эргономику), возможности изготовления в условиях школьных мастерских, приобретения отдельных деталей. При разработке образца модели разумно использовать такие материалы как: бумага, картон, пластилин, глина. Следует проработать несколько вариантов и выбрать наилучший из них [3].

При разработке эскиза модели надо помнить не только о технической стороне, но и об эстетической стороне. Хорошо работающая модель, которая к тому же и эстетично выполнена, вызывает удивление и восхищение. Моделисту-конструктору необходимо знать основные законы технического конструирования, дизайна и применять их на практике при изготовлении моделей или технических устройств вызывающих интерес окружающих.

Необходимую помощь при определении формы и выборе цвета изделия могут оказать цветные фотографии, слайды, диапозитивы изделий, близких по назначению к создаваемой модели. Для этого необходимо работать со следующими источниками информации: соответствующими методическими рекомендациями и материалами, научными журналами, специальными периодическими изданиями [1].

Таким образом, процесс технического творчества обучающихся в образовательных учреждениях мы определяем как специально организованный целенаправленный процесс реализации технического потенциала школьников посредством проведения внеклассных мероприятий по техническому творчеству. Необходимыми компонентами данного процесса являются: организаторы, обучающиеся и их взаимодействие.

Литература:

  1. Барташевич А. А. Основы художественного конструирования. Учеб. для вузов. Мн.: Вышэйш. шк., 1984.
  2. Володькина Т. А., Казарин В. Е. Техническое творчество сегодня — вдохновение для успеха в профессии завтра // Молодой ученый. — 2015. — № 12.2. — С. 14–16. — URL https://moluch.ru/archive/92/20329/ (дата обращения: 28.05.2018).
  3. Симоненко В. Д., Матяш Н. В. Технология: учеб. для 11 кл. общеобразоват. Учр. — М.: Вентана-графф, 2000. — 192 с.
  4. http://referat.mirslovarei.com/d/485877/?page=14./ (дата обращения: 28.05.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): техническое творчество, модель, детское техническое творчество, несущая конструкция, особый интерес, разработка, творческо-конструкторская деятельность, техническое задание, устройство.


Задать вопрос