В статье представлены особенности использования технологии росписи по ткани, определены возможности технологии в педагогической работе.
Ключевые слова: батик, роспись по ткани, многоцветная художественная роспись, педагогическая работа
Стремительные перемены в современном мире и во всех областях жизни коснулись и такой важной сферы культурной деятельности общества, как образование. Решению этой проблемы в условиях общеобразовательной школы мешают объективные трудности: снижение заинтересованности в обучении, перегруженность содержания образования, нарушение межпредметных связей и т. п. Задачи, которые ставит перед человеком современная ситуация предопределены отсутствием или недостаточной широтой знаний, умений и навыков в практической и творческой деятельности, которые подчас требуют продуктивных методов деятельности, нестандартных решений, обеспечить которые может развитое творческое воображение. Решению этих задач призвана художественная школа как учреждение дополнительного образования, где каждому ребенку предоставляется возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей, где учащиеся настроены заниматься исключительно изобразительным творчеством.
Целью статьи является определение возможности технологии росписи по ткани в педагогической работе художественной школы.
На протяжении всей истории человечества, народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Общеобразовательная школа, используя разнообразные формы трудового обучения и воспитания, призвана помочь не только сохранению богатства и традиций народного декоративно-прикладного искусства, но и его развитию. Занятия технологией не только формируют эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые технические и технологические знания, развивают трудовые умения и навыки.
Любой творческий процесс опирается на законы композиции, которые надо хорошо знать. Основа любой композиции строится на законах равновесия основных масс на плоскости. Эти законы особенно наглядно можно почувствовать на основе тоновых пятен.
Таким образом, декоративно-прикладное искусство — это специализированная и высшая форма эстетического освоения действительности, продуктом которой является художественное произведение по проекту новых чувств, волевых импульсов, мыслей и миросозерцаний
Художественное образование предполагает воспитание у обучающихся способности к полноценному восприятию «прекрасного» в жизни, обществе, природе, искусстве, науке, и т. д. Оно призвано развивать эмоционально-чувственную сферу личности, посредством формирования чувства прекрасного, изящного; оказывать влияние на умственные и волевые качества; обогащать духовный мир человека.
Основанная и созданная на многовековом опыте декоративная деятельность дает широкие возможности для развития творческого потенциала. Декоративно-прикладное искусство посредством приобщения обучающихся к созидательной деятельности вырабатывает и развивает творческие способности обучающихся.
В процессе изучения разнообразных видов декоративного искусства, смыслового значения декоративных произведений происходит формирование духовно-нравственных качеств личности. В процессе овладения декоративными техниками и технологиями происходит формирование мировоззрения, а также профессиональных навыков и знаний.
В процессе обучения традиционным и современным видам декоративно-прикладного искусства воспитываются такие важные черты личности, как трудолюбие, усидчивость, инициатива, организованность, способность доводить начатое до конца. Приобщение к декоративно-прикладному искусству активизирует самостоятельную творческую деятельность студентов, делает ее эмоционально окрашенной. Все это способствует выработке творческой активности, желания применить свои знания и умения и навыки на практике.
Роспись ткани (батик) — это вид декоративно-прикладной деятельности, которая обладает специфичным художественным языком, уникальность которого состоит в многообразии содержания декоративного образа. Согласно Р. А. Гильман, она соединяет особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств: акварели, пастели, графики, витража, мозаики, позволяя создавать эксклюзивные изделия [4].
Освоение художественной росписи ткани проходит в рамках изучения предмета «Декоративная композиция» в детской художественной школе. Ю. А. Антипова подчеркивает, что занятия художественной росписи ткани помогают сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности, пополнить представления о декоративно-прикладном искусстве, его видах, задачах, знакомит с закономерностями построения композиции и колорита, приемами стилизации, закономерностями создания декоративной композиции [1]. На занятиях художественной росписи ткани подростки овладевают принципами декоративного обобщения (преобразуя индивидуальную конкретность реальных форм в символические знаки, уходя от изображения к его обозначению), а также закономерностями построения орнамента, основами декоративной композиции. В основе композиции данной сферы изобразительного искусства, отмечает М. Е. Велтистов, действуют законы: целостности восприятия, контрастов форм и цветов, выразительности линий и объемов. Используя технические и художественные приемы, работе можно придать различное настроение — движение, покой, динамику, статичность, свежесть, радость, свет, тепло [3].
При разработке композиционной схемы учитывается принцип условности изображения форм в плоскости, условности использования цвета и обобщения характера формы. Выбор цветовой гаммы и подчинение общего колористического решения этой гамме позволяет осмысленно осуществлять выполнение отобранного эскиза в нужном тоне и цвете. Независимо от того, что вы хотите изобразить, будь то цветочный мотив для шали, абстрактная композиция для вечернего платья или многофигурная, с элементами архитектуры и пейзажа станковая композиция, все строится по законам текстильной графики: плоскостное решение; отсутствие планов; сочетание орнамента и декоративной живописи; сочетание графического пятна и линии.
Отличительной особенностью техники холодного батика является наличие контура, выполняющего функцию разделения цветовых пятен. Контур наносится специальным резервирующим составом, который пропитывает ткань и предотвращает растекание краски за границы рисунка.
Техника горячего батика подразумевает использование расплавленного воска при выполнении росписи. Рисунок наносится на ткань горячим воском, после застывания которого ткань окрашивается. Сложность в применении данного вида батика в работе с детьми дошкольного возраста заключается в первую очередь в соблюдении техники безопасности как при нанесении расплавленного воска, так и при удалении воска с уже готовой работы.
Техника узелкового батика предполагает окрашивание ткани, которую предварительно складывают, завязывают определенным способом, в результате ткань прокрашивается в разной степени и возникает неповторимый узор.
Техники между собой можно сочетать, это придает изделию неповторимую своеобразность.
Роспись ткани — увлекательное занятие, которое наполняет жизнь ребенка радостью творчества, открывает широкое поле для реализации идей по дизайну. Современные материалы (ткани, краски, резервы и пр.) позволяют использовать данный вид декоративно-прикладного искусства. Дети, как настоящие художники, пишут свои картины на ткани, предварительно выполнив эскизы. Рисование по сырому, смешение красок и создание нового оттенка привлекают ребенка своей таинственностью и новизной. Рисуя, ребенок становится не только творцом, но и исследователем.
Рисование на ткани, в отличие от рисования на бумаге, основывается на плавных переходах одних красок в другие. Роспись сырой поверхности ткани дает возможность смело использовать в работе несколько цветов красок, которые красиво растекаются на поверхности, смешиваются между собой, создавая новые, порой неожиданные цветовые оттенки.
Свободная роспись подобна акварельной технике, где работа выполняется акварельными красками по мокрой бумаге, с той разницей, что вместо бумаги используется ткань, натянутая на раму. Технику свободной росписи лучше использовать на начальном этапе обучения, чтобы дети имели возможность увидеть, как взаимодействуют краски с водой и тканью, какие цвета образуются при смешивании красок, как изменяется насыщенность цвета при высыхании.
Расписывая фон в свободной технике по сырой ткани, дети получают возможность при работе с красками выполнить сложную и ответственную задачу — создать цветовой строй композиции. А от того, какой он, насыщенный или приглушенный, локальный или со множеством оттенков, во многом зависит результат работы.
Если роспись ткани совмещать с другими техниками рисования и использовать для более выразительной передачи образов различный бросовый материал, это позволит развивать у детей воображение, фантазию и творческий потенциал [5].
Занятия росписью по ткани способствуют формированию у детей психологической устойчивости, богатства эмоциональных переживаний, образно-ассоциативного мышления. Эти качества взаимосвязаны и формируются на основе эстетического восприятия предметов и явлений окружающего мира детьми и закрепляются в активных формах деятельности [2].
Таким образом, педагогу при решении задач эстетического воспитания, которое является одним из факторов всестороннего развития личности, необходимо искать новые пути их решения. Искусство батика является средством решения этих задач, т. к. его использование в образовательном процессе формирует у школьников стремление и умение строить свою жизнь «по законам красоты».
Литература:
- Антипова Ю. А. Развитие художественно-практических умений детей на занятиях дополнительного образования при выполнении изделий в технике «батик» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://educontest.net/STORAGE_1/FILES/article/17490/konkurs %20- %2089.doc. — Загл. с экрана.
- Баева Л. В. Мастер-класс «Роспись по ткани (холодный батик)» // Технолого-экономическое образование. — 2016. — № 6. — С. 62–68.
- Велтистов М. Е. Подготовка учителя к развитию творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. — М., 2007. — 20 с.
- Гильман Р. А. Художественная роспись тканей. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 159 с.
- Кочкина Н. А., Телятьева Е. В., Телова Е. В. Батик как средство развития творческих способностей дошкольников // Детский сад от А до Я. — 2011. — № 1 (49). — С. 126–134.