В статье рассматривается категория детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, испытывающая определенные трудности в процессе социальной адаптации. Раскрываются основные особенности постинтернатных проблемы детей данной категории, и их потребность в мерах социальной поддержки.
Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения, социальное сиротство, детский дом, постинтернатное сопровождения, социальная адаптация, социальные проблемы.
Первое место в мире по числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимает Россия. Это один из антирекордов нашей страны. Данное явление — одно из наиболее острых общественных проблем современной России. Неспособность семьи как социального института обеспечить воспитание и содержание детей является одним из основных факторов возникновения категории детей-сирот.
По данным Минобрнауки РФ в 2017 году в федеральном банке данных числилось 57 290 тыс. детей-сирот, при этом статистика утверждает, что это меньше, чем в 2015–2016 годах. В 2016 году на начало года в федеральном банке данных было 71,2 тыс. детей-сирот, а уже, наконец, 2016 это число составило 59,1 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [5].
По данным на этот же год, в России было более 90 тыс. замещающих семей, в них воспитывалось более 148 тыс. детей (всего в российских семьях было более 400 тыс. приемных детей, в том числе под опекой) [2].
По статистике из всех детей, оставшихся без опеки родителей, только 5 % являются сиротами, а у остальных детей родителей лишили прав по тем или иным причинам, составляя тем самым группу так называемых социальных сирот. Острое явление — «социальное сиротство» (дети остаются без опеки при живых родителях) сегодня становится все более распространенным, так как растет число детей из неблагополучных семей и семей с низким уровнем жизни. Существует также категория так называемых «скрытых сирот», к которой относятся безнадзорные дети, положение которых скрыто от государства, и они не получают помощи и поддержки в течение длительного времени.
В современной России из года в год из-за отказа матерей более 10 тысяч новорожденных становятся социальными сиротами впервые часы своей жизни. По данным Росстата, наконец, 2016 года начало 2017 численность детей, родители которых лишены родительских прав, составила 41 302 тыс. детей. А также 10 736 тыс. детей, родители которых ограничены в своих правах [4].
Ведущей причиной, по которой дети лишены родительской опеки, — это лишение родительских прав. В целом, основными причинами возникновения детей-сирот в нашей стране являются: отказ ребенка в роддоме, смерть или неизлечимая болезнь родителей ребенка, а также лишение родительских прав родителей ребенка в связи со злостным невыполнением своих обязанностей.
Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носят социальный, медицинский, психологический и педагогический характер. Главный источник проблем социального характера является социальный статус ребенка-сироты в детском доме или интернатном учреждении — он «ничьей». Пренебрежительное отношение к таким детям, детьми из обычных семей и самих родителей только усложняет ситуацию. Ребенок-сирота испытывает дефицит внимания со стороны взрослых, поскольку в детских домах внимание воспитателей, педагогов и специалистов по социальной работе сосредоточено на группе детей. Дети привыкают к такому отношению со стороны взрослых — у них формируется иждивенчество и низкий индекс самостоятельности. При выходе из детского дома такие дети сами по себе не могут решить многие жизненные проблемы.
Реальная статистика отрицательна — 90 % детей-сирот, после детского дома, никогда не адаптируются к нормальной взрослой жизни — алкоголизм, наркомания и самоубийства этому причина. Ну и первопричина, конечно же, это — сиротство [3, c.85].
Воспитанники интернатных учреждений в самостоятельной жизни не научены решать проблемы: социально-бытовые, коммуникационные, экономические, социально-психологические.
Детский дом — это государственное учреждение, которое должно заменить ребенку семью до его совершеннолетия. С помощью педагогов дети учатся адаптироваться к социальной жизни, в которую они вступят после того, как им исполнится 18 лет. Адаптация ребенка в детском доме является одним из компонентов социальной защиты и поддержки.
В современном российском обществе не существует эффективного механизма решения проблем сиротства, являющегося крупным социальным явлением, в частности интернатного и постинтернатного сопровождения детей-сирот, оказание эффективных и наиболее необходимых мер социальной поддержки таким детям в условиях детского дома.
После выхода из детского дома у детей-сирот встает острый вопрос о выборе будущей профессии. Выпускникам детских домов очень трудно определить свои планы на будущее. У выпускников слишком мало информации об актуальных предложениях на рынке труда. Отсутствие информации о своих правах, льготах, возможностях, не дает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, взаимодействовать с социальными структурами. Именно поэтому выпускники детских домов и интернатов отличаются низкой социальной активностью.
Основополагающая причина данных проблем — отсутствие в жизни воспитанника детского дома педагога-наставника, который бы общался с ним, помогал решать проблемы, мог дать совет в трудной жизненной ситуации, поддержать.
После выпуска из детского дома для детей-сирот встает ряд значительных трудностей: это жилищно-бытовая не устроенность, материальные трудности, отсутствие мотивации к достижению успеха, неумение строить отношения в социуме, несформировавшиеся социальные навыки. Часто отсутствие хорошего образования, трудности в планировании своей жизни, а также психологические проблемы не дают интегрировать выпускника во взрослую жизнь. Таким детям сложно привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, удержаться на рабочем месте. Они по-прежнему испытывают потребность в опеке, стремятся жить в группе среди «своих», подчиняя свои интересы интересам группы. Неразвитый социальный интеллект приводит к не знанию и непониманию законов и правил человеческого общежития. Такие дети с одинаковой легкостью могут быть как жертвами, так и участниками преступлений.
Детям-сиротам после выпуска из учреждения необходимо пройти процесс социальной адаптации, сформировать позитивное отношение к окружающим, обрести способность принимать решения и нести за них ответственность, научиться вести хозяйство, планировать бюджет, подготовиться к созданию семьи и воспитанию детей.
По словам председателя КРОМО «Равновесие» Александра Гезалова, «у Министерства образования до сих пор, начиная с Дзержинского, нет четких, обоснованных программ подготовки сирот к самостоятельной жизни. Если внимательно изучить то, что предлагается детям, оказывается, что в данных рекомендациях представлены взгляды взрослых на семейную жизнь, которые основаны на собственном опыте. В лучшем «советском стиле» описано, что произойдет после того, как воспитанник узнает детали этой жизни и совершенно не учитывается, что у детей уже есть особый психологический «внутриинтернатный» опыт общения» [1].
Кроме того, как отмечает А. Гезалов, «в отчетах об адаптации дети не имеют никакого значения, имеют значение только технологии и отчет о проделанной работе. И все же определенные технологии уже есть. У воспитанников детского дома, уже находящихся в учреждении, есть возможность «выбирать» профессию — в детских домах это называется профориентацией. Другими словами, в традиции детского дома включен прием воспитанников в профессионально-технические училища, и редко когда учреждение может предложить воспитанникам поступление в Вуз».
Вышедшие из детского дома, примерно 97 % детей, всегда идут в ПТУ. В федеральном бюджете закладываются большие суммы на предвузовскую подготовку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только пользуются данными правами немногие, основная масса поступает в ПТУ, после которого, окончательно утратив школьные знания, уже никто не думает и не планирует высшее образование.
Также выпускнику детского дома обязаны выдать: денежную помощь, документы об образовании, справки. И тогда начинается «самостоятельная жизнь». После этого он без экзаменов поступает в ПТУ, получает койко-место в общежитии, получает полное государственное обеспечение. После окончания ПТУ юноши идут в армию, а девушки чаще всего встают на учет на бирже занятости и получают пособие безработице в течение полугода. Многие после такой обеспеченной жизни уже никогда не будут работать за меньшие деньги. Есть и еще ряд льгот, не полезных для становления детей-сирот, так как они порождают пожизненное иждивенчество».
Но и отменять эти льготы, по словам А. Гезалова, «нельзя, ведь дети-сироты совершенно не готовы жить самостоятельно, их этому не учили. Замкнутый круг. Иногда можно услышать мнение, что детям-сиротам все дается бесплатно. Но все это дается ребенку для того, чтобы искусственно поддержать его до 23 лет. Потом эти дети просто исчезают из общественной жизни» [1].
Остро стоит проблема закрепления жилья, в котором невозможно проживать. Чаще всего за детьми закрепляются жилые помещения, в которых проживали их родители, в частности, лишенные родительских прав. Для получения ребенком другого жилого помещения необходимо получить судебный отказ в принудительном обмене жилого помещения, что вступает в противоречие с положением ст. 91 ЖК РФ о выселении из жилого помещения (а не обмене) лиц, лишенных родительских прав. При этом необходимо учитывать, что норма о выселении практически не применяется на практике. Кроме того, принудительный обмен невозможен, если жилое помещение находится в собственности, а не на праве найма.
В практике встречаются случаи, когда закрепленные жилые помещения, принадлежат по договору социального найма или находятся в собственности третьих лиц, которые не пускают детей для проживания в закрепленном помещении. Встречаются ситуации, когда за детьми было закреплено жилое помещение, которое принадлежало на праве собственности организации, впоследствии такие жилые помещения передавались по договору специализированного найма работникам этой организации и приватизировались ими в будущем.
Должным образом не отлажен механизм обеспечения сохранности закрепленных за детьми, оставшимися без попечения родителей, жилых помещений. Это приводит к утрате детьми прав на закрепленные жилые помещения, их незаконному захвату сторонними лицами, вселению новых членов семьи без учета интересов ребенка, к разрушению и порче жилых помещений ввиду их бесхозяйного использования и содержания, нерешенности вопроса о распределении расходов по содержанию и сохранению закрепленных за детьми жилых помещений.
Отсутствует законодательная регламентация вопроса об учете жилья, находящегося в собственности или пользовании лиц из числа детей-сирот на территории иностранного государства. На этом основании сироты получают отказ в предоставлении жилья на территории РФ и вынуждены переезжать в другое государство. Однако проверить качество предоставляемого в иностранном государстве жилья не представляется возможным, так как отсутствует порядок проверки качества такого жилья.
В 95 % случаев дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей вынуждены в судебном порядке отсуживать квартиры у государства. Рассмотрев результаты проверки, коллегия Счетной палаты РФ выявила, как тратились бюджетные деньги в 2015–2016 годах и с начала 2016 года, на обеспечение жильем детей-сирот. Количество детей-сирот, нуждающихся в жилье, выросло за последние два года на 15,5 %. Теперь их почти 230 тыс. Но лишь треть из них на сегодняшний день обеспечены квартирами. Остальные 150 тыс. еще ждут своей очереди. Как прогнозируют эксперты, для решения данной проблемы требуются более 142 млрд. рублей [7.c.14].
В последние годы проблемами жилья для детей-сирот занимаются местные власти. Разногласий много, как на местном, так и на федеральном уровнях. Не существует единых подходов к тому, как именно сиротам должно выделяться жилье. Распределяются в каждом регионе квартиры по-разному. Например, в некоторых регионах, не разбираясь в жилищной ситуации каждого ребенка, выделяют квартиры просто в хронологическом порядке в порядке живой очереди.
Таким образом, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, испытывают ряд трудностей не только в процессе социализации и адаптации, но и самое главное после выхода из него, что вызывает в последующем определенные социальные проблемы. В свою очередь профессиональная социальная работа содействует разрешению этих проблем, организуя процесс различных мер социальной поддержки данной категории детей, которые принесут положительный эффект только при наличии адаптации детей сирот к будущей самостоятельной жизни.
Литература:
- Гезалов А. Чужие среди своих (Равновесие) [Электронный ресурс]. — URL. http://www.index.org.ru/journal/22/gezal22.html (Дата обращения 20.04.2018).
- Коммерсант. ру. Статистика детских домов и сирот в России 2017 [Электронный ресурс]. — URL. https://www.kommersant.ru/doc/3414174 (Дата обращения 12.04.2018).
- Овчарова, Р. В. Истоки трудного детства. Учебное пособие. — М.: Издательство МПСУ, 2014. — 256 с.
- Росстат. Семья, материнство и детство [Электронный ресурс]. — URL.http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/motherhood/#. (Дата обращения 12.04.2018).
- Сирот в России много, а усыновить их трудно [Электронный ресурс]. — URL. http://www.kp.ru/daily/26571/3587406/ (Дата обращения 18.04.2018).
- Счетная палата РФ: Проблему с жильем для детей-сирот в ближайшее время не решить [Электронный ресурс]. — URL. https://sm-news.ru/news/analitika/schetnaya-palata-rf-problemu-s-zhilem-dlya-detey-sirot-v-blizhayshee-vremya-ne-reshit/ (Дата обращения 21.04.2018).
- Унарова, Л. Д. К проблеме социальной уязвимости детей — воспитанников детских домов // В сборнике: Обучение и воспитание: методики и практика 2016/2017 учебного года Сборник материалов XXXI Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С. С. Чернова. — 2017. — С. 13–17.