Ключевые слова: психоанализ, сон, влечения.
Толкование сновидений есть Via Regia (царская дорога) к познанию бессознательного, самое определённое основание психоанализа и та область, в которой всякий исследователь приобретает свою убеждённость и своё образование. Когда меня спрашивают, как можно сделаться психоаналитиком, я всегда отвечаю: с помощью изучения своих собственных сновидений [1, с. 6].
В своих рассуждениях Фрейд опирался на труды Аристотеля («О сновидении и толковании сновидений»), Артемидора («Символика сновидений»), работы австрийских и иностранных психоаналитиков и философов, ученых других областей. Метод, которым Фрейд пользовался для толкования сновидений, можно назвать ассоциативным: после того, как ему сообщали содержание сновидения, Фрейд задавал вопрос: что рассказчику приходит в голову относительно этого элемента, когда он думает о нём? От человека требовалось сообщать все мысли, которые приходят ему в голову, невзирая на то, что некоторые из них могут казаться нелепыми, не относящимися к делу или непристойными.
Обоснование этого метода состоит в том, что психические процессы строго детерминированы, и, если у человека, когда его просят сказать, что приходит ему в голову относительно данного элемента сновидения, возникает некая мысль, она никак не может быть случайной, но непременно будет связана с данным элементом. Таким образом, психоаналитик не толкует сам чьё-то сновидение, но скорее помогает в этом сновидцу. Здесь во внимание принимается не только содержание сновидения, но и личность и жизненные условия самого грезящего, так что один и тот же элемент сновидения имеет иное значение для богача, женатого и оратора, чем для бедного, холостого и купца. Наиболее существенно в этом методе то, что толкование обращается не на сновидение в целом, а на каждый элемент последнего в отдельности, как будто сновидение является конгломератом, в котором каждая часть обладает особым значением. К созданию этого метода послужили поводом, очевидно, бессвязные, сбивчивые сновидения. [2, с. 252].
Относительно самого процесса сна психоаналитик полагал, что биологический его смысл — отдых организма, а психологический — отдых той структуры, которую мы называем умом: во сне человек прекращает воспринимать внешний мир, его рецепторы больше не реагируют на раздражения, он возвращается на время во внутриутробное состояние, в котором ему «тепло, темно и ничто не раздражает».
Однако это состояние закрытости от внешнего мира и невосприимчивости к нему — лишь внешняя сторона сна, как мы сейчас знаем. Сон не только способствует восстановлению иммунитета, деинтоксикации и приспособлению организма к освещенности, но и способствует переработке и хранению, лучшему закреплению информации. Это Фрейд и обнаружил, исследуя свои и чужие сновидения: они — результат деятельной работы мозга, «искажённый заместитель чего-то другого, бессознательного». Кроме явного сновидения существует бессознательное скрытое сновидение, которое проявляется в сознании в виде явного сновидения. Предположение же более очевидное, о том, что сны — реакция психики на внешние соматические раздражители, Фрейд счел вполне правомерно недостаточным, поскольку в сновидении присутствуют и элементы, никак с внешней средой не связанные, что приводит к выводу о том, что кроме внешних и соматических раздражителей, есть ещё раздражители, имеющие психическую, хотя и бессознательную природу, которые воздействуют на спящего человека, порождая в его сознании сновидения.
Сновидения являют собой визуализацию явных и скрытых желаний. В работе Фрейд приводит множество примеров сновидений и анализирует их, раскрывая их смысл с позиции психоанализа: «Перед прогулкой я рассказывал детям, что Галльштатт лежит у подножия Дахштейна. Прогулке они радовались. Из Галльштатта мы прошли в Эшернталь, который привел детей в восхищение своими сменяющимися пейзажами. Только один мой пятилетний сын стал вдруг капризничать; как только мы видели новую гору, он тотчас, же спрашивал: «Это — Дахштейн?» Я вынужден был отвечать: «Нет». Предложив несколько раз этот вопрос, он замолчал недовольный. К водопаду он совсем отказался идти. Я подумал, что он устал. На следующее утро он пришел ко мне с сияющим лицом и заявил: «Сегодня ночью мне снилось, что я был на Симонигютте». Я понял его: он ожидал, что по дороге в Галльштатт мы увидим гору, о которой дети так много слышали. Когда он затем понял, что горы он не увидит и ему придется удовлетвориться небольшим холмом и водопадом, он испытал разочарование. Сновидение вознаградило его за это. Я стал его расспрашивать о подробностях сновидения. Но он сообщил мне очень мало. Как он слышал, «туда нужно идти шесть часов» [2, с. 319].
Из приведенного фрагмента «Толкования сновидений» видно, что в снах часто содержатся не только закодированные фрагменты жизни из прошедшего дня, наших занятий в течение его, но и альтернативные варианты развития некоторых событий, воплощение наших не сбывшихся в реальности желаний или выражение удовлетворения актуальных соматических потребностей, например, когда спящий, страдающий от жажды, видит во сне, как он пьет.
Теория Фрейда говорит о том, что все сны, даже негативные, основаны на бессознательных и сознательных желаниях, являются сатисфакцией за отсутствие их воплощения в настоящем, ощущение же бессмысленности сновидений — это защита психики от негативного подтекста, нежелание самоанализа и его последствий. Таким образом становится понятно, почему в снах информация, которую мы не хотим знать, то есть осознавать, предстает в «закодированном» виде: в виде образов, вымышленных ситуаций и т. д. Это — цензура сновидения, фильтрующая неприемлемые желания, не устраняющая их, но искажающая до такой степени, что они проходят безболезненно для не рефлексирующего ума.
Фрейд приводит механизм перехода скрытых сновидений в явные через 2 этапа: сгущение и смещение (впоследствии он дополнил эту концепцию еще двумя, но в более поздней работе «Лекции по введению в психоанализ»). Действие сгущения проявляется в том, что несколько элементов скрытого сновидения в явном сновидении воплощаются в одном:
Из своих собственных сновидений вы без труда вспомните о сгущении различных лиц в одно. Такое смешанное лицо выглядит как А, но одето как Б, совершает какое-то действие, какое, помнится, делал В, а при этом знаешь, что это лицо — Г [1, с. 238].
Работа механизма смещения выражается в замене элемента скрытого сновидения намёком. Видевший сон извлекает (определённую, знакомую ему) даму из-под кровати. Он сам открывает смысл этого элемента сновидения первой пришедшей ему в голову мыслью. Это означает: он отдает этой даме предпочтение. Другому снится, что его брат застрял в ящике. Первая мысль заменяет слово ящик шкафом, а вторая дает этому толкование: брат ограничивает себя [2, с. 117].
В снах же выражаются и скрытые психические состояния: подавленные неврозы, истерии, другие расстройства, и Фрейд приводит достаточное количество примеров в подтверждение: «сновидение одного из моих приятелей, вместе со мной окончившего гимназию», «другое сновидение более мрачного характера было мне сообщено одной моей пациенткой тоже в виде протеста против моей теории осуществления желаний»., «даме приснилось, что ее единственная 15-летняя дочь умерла и лежит перед ней в большой коробке». и т. д. Эти случаи выявляют закономерность «сновидение=желание» даже при рассмотрении кошмаров: «все они имеют своим содержанием неосуществление желания или же наступление нежелательного явления — я вижу, что их можно свести к двум принципам, из которых один не был мною еще упомянут, хотя, как в жизни, так и в сновидениях людей он играет видную роль; одною из причин этих сновидений является желание того, чтобы я оказался неправ. Эти сновидения наблюдаются постоянно во время моего лечения, когда пациент, так сказать, противится мне, и я почти всегда могу вызвать искусственно такие сновидения, разъясняя подробно пациенту свою теорию осуществления желаний. Аналогичные сновидения неоднократно сообщались мне моими слушателями-студентами: они представляют собою несомненную реакцию на их знакомство с моей «теорией осуществления желании».
Таким образом даже сновидения о неосуществлении желания, осуществлении желания, не могущего никак возникнуть, связано с глубокой неосознаваемой установкой. Мы учтем все, что дал нам анализ неприятных сновидений, если следующим образом изменим нашу формулу, выражающую сущность сновидения: сновидение представляет собою (скрытое) осуществление (подавленного, вытесненного) желания. [1, с. 399]. Сновидение всегда находит форму для выражения, содержит в себе остатки второстепенных переживаний, подвергнутых сознательной цензуре, работа сновидения повинуется необходимости соединить в одно целое все его источники.
Итак, общий смысл работы сводится к следующим положениям. Сновидение — продукт работы нашего бессознательного, оно воспроизводит скрытые желания, подавленные общественными нормами либо определенными обстоятельствами, неблагоприятными для их осуществления и вытесненными в неконтролируемую сознанием сферу психики. В сновидениях присутствуют как позитивные, так и негативные желания, исполнения которых, однако, мы хотим в равной степени. Также и психопатологические состояния, такие, как неврозы, истерии, навязчивые состояния и прочие, проявляются в латентных формах во снах, что свидетельствует о несознательной мыслительной деятельности.
Фрейд не отвечает на вопрос о практической пользе применения своей теории сновидений, однако вполне понятно, что она открывает большое поле для интерпретаций и исследований феномена, чем и занимается современная нам наука онейрология. Теория, разумеется, не бесспорна, но имеет место быть в определенном масштабе и подкорректированной форме в современном психоанализе. Если рассматривать работу «Толкование сновидений» вне практического применения, она, несомненно, представляет интерес как научное размышление и интерпретация, поэтому книга может быть рекомендована к прочтению всем читателям, даже не имеющим специальной психологической или психоаналитической подготовки.
Литература:
- Фрейд З. Толкование сновидений. М.: Харвест, 2004. — 684 с.
- Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. М., 2013. — 246 с.