В статье рассматриваются особенности развития воли младших школьников. Представлены теоретические аспекты развития воли в младшем школьном возрасте. По результатам практического исследования показаны особенности развития воли младших школьников, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса.
Ключевые слова: воля, развитие воли, чувства, мотивы поведения, механизм послушания.
Проблеме развития воли в младшем школьном возрасте посвящены фундаментальные теоретические исследования психологов XX века — С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьев, а также труды ученых — Н. Ф. Добрынина, В. К. Калинина, А. Ц. Пуни, П. А. Рудик, в которых указывалась значимость эмоционально-волевой сферы в формировании гармоничной личности ребенка и его дальнейшей социализации в обществе.
Изучение феномена воли и ее развития является актуальным и сегодня, поскольку современное общество постоянно развивается и усложняется, заставляя людей приспосабливаться к новым условиям существования. Важную роль в процессе адаптации играют разные качества личности, среди которых особое место отводится таким качествам воли как: настойчивость, уверенность в себе, терпение, выдержка и т. п. Так, любая жизненная проблема человека решается при участии воли. Поэтому становится важным формирование задатков активных волевых качеств у детей с раннего возраста, развивая их при помощи разных методов во время обучения в начальной школе.
Отметим, что уровень развития волевых качеств будет оказывать влияние на всю оставшуюся жизнь. Поэтому учителям и родителям необходимо заботиться о развитии воли ребенка, чтобы дальше он не пугался трудностей и был уверен в себе и в своих силах.
В период младшего школьного возраста происходит интенсивное формирование и воспитание волевых качеств ребенка. Зачастую, в своей волевой деятельности младшие школьники руководствуются только ближайшими целями, так как пока не могут выдвигать отдаленные цели, которые требует для их достижения промежуточных действий. Поэтому при воспитании и развитии воли необходимо уделять внимание устойчивой целеустремленности, выдержке, инициативности, самостоятельности и решительности.
В младшем школьном возрасте в волевых поступках большую роль играют чувства, которые нередко становятся мотивами поведения. Развитие воли и чувств на этом этапе проходит в постоянном взаимодействии. В одних случаях чувства способствуют развитию воли, в других — тормозят. Так, например, бурное развитие нравственных чувств под влиянием школьного коллектива (чувства долга, товарищества и др.) становится к III классу мотивом волевых поступков учащихся. Сначала эти эмоциональные побуждения определяются личными мотивами. Ученик I —II класса на вопрос, почему он не пошел гулять, отвечает так: «Мама будет ругаться», «Боюсь, завтра «двойку» получу», и т. д. К III классу чувства становятся более социальными: «Надо выучить урок, а то схвачу «двойку», класс подведу» [1].
С поступлением в школу на ребенка действует большое количество разнообразных сильных раздражителей. В процессе учебной деятельности он должен уметь сосредоточиться и под руководством учителя осознанно выбрать главное, существенное для своей деятельности [2].
При этом очень важна для младшего школьника доступность целей [1]. Деятельность, направленная на решение доступных для ученика задач, приобретает целенаправленность. Разрешимая задача, создавая объективную возможность успеха, заставляет ребенка мобилизовать силы для достижения цели, проявить организованность, терпение, настойчивость. Для начинающего школьника разрешимость задачи часто определяется не только тем, в какой мере он владеет средствами для ее решения, но и тем, насколько ему видна цель. Поэтому ребенку небезразлично, где начало и конец задания. С точки зрения волевой регуляции поведения и деятельности младшего школьника, важно давать задачи (задания) оптимальной сложности. Это обеспечивает переживание успеха вначале, делая тем самым цель более доступной, что, в свою очередь, активизирует дальнейшие усилия. Слишком трудные задания могут вызвать отрицательные переживания школьника, отказ от усилий. Слишком легкие задания так же не способствуют развитию воли, так как учащийся привыкает работать без особых усилий [3].
В нашей исследовательской работе мы поставили перед собой цель выявить особенности развития воли в младшем школьном возрасте и показать, что воля в этот период развивается комплексно, т. е. развитие одного волевого качества приводит к развитию другого волевого качества.
В исследовании принимали участие 40 учащихся вторых классов в возрасте 8 лет Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 5 г. Урая.
Учащимся были предложены тест самоконтроля и произвольности, методика «Неразрешимая задача» Н. И. Александрова, Т. И. Шульга и анкета на определение уровня сформированности ответственности у младших школьников.
В тесте самоконтроля и произвольности детям предлагалось рассмотреть по очереди картинки, описав ситуации, изображенные на них, и предложив свои варианты решения проблем. Тест определяет уровень развития умения оценивать себя и контролировать свои действия.
Результаты теста показали, что около половины учащихся имеют средний уровень сформированности самоконтроля и произвольности — 55 %. При этом у значительной части группы отмечается низкий уровень — 32,5 %. Это может быть связано с тем, что дети только начинают формировать умения контролировать себя и организовывать свои действия в соответствии с определенной ситуацией.
Уровень сформированности самоконтроля оказывает влияние на развитие других важных волевых качеств: дети, показавшие высокий уровень (12,5 %) самоконтроля и произвольности проявляют свои волевые черты характера во всех своих действиях.
Методика «Неразрешимая задача» включает в себя решение задачи, которая изначально является нерешаемой, но дети об этом не знают. Экспериментатор предлагает собрать картинку из мозаики. После выполнения задания отмечается время его выполнения. Далее ребенку предлагают собрать вторую картинку, которая так же не имеет решения, засекая время от начала сбора и до отказа ребенка выполнять задание. Время, которое было потрачено на решение этой задачи, является показателем упорства. Данная методика диагностирует степень развития упорства.
По результатам методики было выявлено, что высокий уровень упорства сформирован лишь у 15 % учащихся. В основном дети проявляли свое упорство на среднем уровне — 60 %, но есть и те, у кого сформированность упорства находится на низком уровне — 25 %. Такое положение говорит, что упорство у них развито достаточно слабо, но они могут проявлять его в деятельности, которая их интересует.
Анкета, определяющая уровень сформированности ответственности у младших школьников, состояла из 17 вопросов. В соответствии с ключом к опроснику подсчитывалось количество баллов.
Высокий уровень сформированности такого волевого качества как ответственность у детей младшего школьного возраста практически не наблюдается. Только 7 % учащихся получили высокие баллы.
На среднем уровне сформированности находятся 50 % детей. Остальные дети показывают низкие результаты (43 %). Это говорит о том, что ответственность, как волевое качество, оказалось наименее развитым.
Таким образом, полученные результаты говорят нам о том, что ответственность прямо пропорционально связана с развитием самоконтроля. Дети, показавшие низкие результаты по первому тесту, так же получали низкие баллы при прохождении анкетирования на уровень сформированности ответственности.
Интересным моментом в диагностике было то, что по всем трем методикам, которые позволили нам определить уровень развития волевых качеств младших школьников, более высокие результаты показывали девочки. Такое положение, на наш взгляд, можно объяснить тем, что зачастую девочки имеют больше обязанностей с самого детства.
Как мы можем видеть, учащиеся характеризуются не равномерным уровнем сформированности волевых качеств. Преобладающее количество детей находятся на среднем уровне развития, также большой процент группы респондентов занимают учащиеся, находящиеся на низком уровне сформированности волевых качеств. Не значительный процент составляют дети с высоким уровнем сформированности волевых качеств.
Наиболее сформированным волевым качеством оказалось упорство, так как чаще всего оно связано с одномоментным приложением волевых усилий, также упорство детей увеличивается, если деятельность кажется им значимой и интересной. Наименее сформированным оказалось такое качество как ответственность, так как оно включает в себя развитие таких волевых качеств как самоконтроль, организованность и др.
Таким образом, проведенное исследование развития волевых качеств у детей младшего школьного возраста позволило сделать вывод, что у них отмечается недостаточная сформированность послушания, слабая выраженность позиции «Я сам», начал волевых качеств: самостоятельности, ответственности, целеустремленности.
Полученные результаты позволяют говорить о том, что уже у ребенка дошкольного возраста необходимо создавать условия для формирования трудолюбия, что послужит важнейшей предпосылкой успешного обучения в дальнейшем.
Опираясь на отечественные традиции воспитания, следует отметить, что важным условием развития воли, а вместе с тем и преодоления пассивности, формирования готовности к труду считается, на наш взгляд, формирование послушания.
Послушания проявляются в поведении (выполнение нравственных норм, правил) и в деятельности (выполнение поручений). Механизм послушания — развитие волевого усилия. Следует отметить, что этот механизм не имеет ничего общего с безусловным повиновением, когда ребенку не оставляют возможности собственного убеждения в правоте дела.
Пассивность ребенка, несамостоятельность, безответственность, низкий уровень целеустремленности во многом обусловливают недостаточную активность будущей учебной деятельности и сдерживают личностное развитие ребенка. Своевременно сформированное положительное отношение к труду, становление волевой регуляции ребенка станет условием самоактуализации взрослого человека.
Таким образом, дети, получившие низкие результаты в ходе диагностики нашего исследования, нуждаются в дополнительной работе по развитию волевых качеств личности.
Литература:
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М., 1990. — 140 с.
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учеб. пособ. / Университет Российской академии образования. — М.; Изд-во УРАО, 1998. — 175 с.
- Детская психология: Учеб. пособие / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др.; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. Мн.: Университетское, 1988. — 399 с.