Ключевые слова: студенты, хронические заболевания, физические упражнения, индивидуальный подход, лечебная физкультура, гимнастические упражнения, восстановление здоровья.
Тенденция — это возможность тех или иных событий развиваться в одном направлении. Хотелось бы поговорить конкретно о тенденции развития в физическом воспитании уже в высших учебных заведениях.
В настоящее время очень актуальны проблемы физического воспитания студентов, у которых имеются отклонения в состоянии здоровья.
Несмотря на то, что отечественная, зарубежная медицина, и наука развивается очень быстрыми шагами, молодое поколение, к сожалению, не становится здоровее. В мире продолжает возрастать численность инвалидов и людей с хроническими заболеваниями.
Так как инвалиды и больные люди относятся к наиболее уязвимым слоям общества, то демократические государства обращают все больше и больше внимания на них. Это проявляется, прежде всего, в разработке многочисленных программ, систем, методик и др., которые позволяют людям с ослабленным здоровьем находиться на равном социальном положении со здоровым населением. Данные разработки уже активно внедряются в практическую деятельность таких социальных групп.
В основном данные программ базируются на принципе от «простого к сложному». По нему происходит адаптация организма к возрастающей нагрузке. Постепенно добавляются новые упражнения, более сложные, интенсивные, увеличивается их объем. Но так как у каждого обучение, привыкание и адаптирование происходит по-разному, то преподаватели находят индивидуальный подход к каждому студенту, всегда относятся с пониманием и поддерживают при трудных ситуациях.
Все чаще стала применяться лечебная физкультура или же сокращенно ЛФК. Благодаря ей студенты могут развивать и укреплять свой организм. Происходит формирование и усовершенствование определенных навыков. В ЛФК входят гимнастические упражнения, воздействующие позитивно на организм, также восстанавливают основные двигательные качества человека (ловкость, мускулатура и т. п.). Могут быть использованы самые разные методики, например, специальные тренировки вестибулярного аппарата и дыхания, упражнения без отягощения (наиболее простые), упражнения, осложненные снарядами.
Самым известным упражнением является ходьба, которая доступна практически каждому. Благодаря ей происходит влияние на нервные процессы, дыхательную систему, кровообращение, улучшается обмен веществ, мышечный тонус.
Студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях, могут иметь хронические заболевания, поэтому они должны знать и понимать характер и симптомы своих недугов. Вследствие чего человек определяет свой образ жизни и тренирует себя, используя при этом разнообразные естественные природные средства воздействия. В данном аспекте особо важным является подбор и выделение определенной дозы оптимальных воздействий для каждого человека.
Ведущую роль играет этот самых уровень знаний человека, благодаря которому он сам определяет для себя индивидуальную дозу физических, психических и других воздействий для укрепления здоровья. Если же оказывается недостаточно таких знаний, то он может обратиться к врачам, как внутривузовским, так и на городском уровне, которые всегда окажут методическую и практическую помощь. Ведь все хотят и стремятся быть здоровыми.
В повседневной жизни человеку, независимо от его социального статуса, возраста, половой принадлежности приходится прилагать усилия и противостоять определенным негативным явлениям и болезненным состояниям. Например, студенческая жизнь очень актива и очень часто бывает не сбалансирована и со сбитыми режимами. Это в конечном итоге приводит к нерегулярному питанию, которое идет параллельно неустроенному быту, психоэмоциональным перегрузкам, проблемам межличностных отношений со сверстниками. у некоторых же даже возникает необходимость подрабатывать по вечерам в силу сложившихся обстоятельств отрицательно. Это все, естественно, неблагополучно сказывается на их здоровье, происходит ослабление организма.
Все лечебные гимнастики, индивидуальные тренировки, подходы, методики направлены, прежде всего, на восстановление здоровья или отдельных функций организма, на поддержание соответствующего уровня жизнеспособности. Каждый человек, независимо от того есть ли у него отклонения или нет, должен заботиться о своем организме, а если у него и имеются какие-либо дефекты, то тем более, он должен еще более пристальное внимание уделять на их устранение или, если такое невозможно, то предпринимать все возможные меры на то, чтобы не усугублять свое положение.
Литература:
- Айвазова Е. С. Физическое воспитание студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Учебно-методическое пособие. Ростов н/Д.: Изд-во ЮРИУФ РАНХиГС, 2016. 122 с.