В статье рассматривается взаимная обусловленность детско-родительских отношений и школьной тревожности подростков. Представлены теоретические аспекты проявления тревожности в подростковом возрасте. По результатам эмпирического исследования показана взаимозависимость возникновения тревожности подростков и способствующее этому враждебное и непоследовательное отношение в семье.
Ключевые слова: тревожность, школьная тревожность, стиль детско-родительских отношений, внутренний конфликт.
Проблема школьной тревожности и ее взаимосвязи с детско-родительскими отношениями является одной из важных проблем современной науки. Изучением школьной тревожности занимались такие исследователи как: Р. Мэй, Д. Бернс, Б. Филипс и другие. В исследованиях А. Я. Варги, А. А. Бодалева были раскрыты вопросы развития детско-родительских отношений, в работах Н. К. Радина, С. Г. Якобсона и П. Я. Якобсона выявлено влияние детско-родительских отношений на развитие личности, а также до сих пор анализируются данные о причинах нарушения отношений между родителями и детьми и их последствиях (М. И. Буянов, А. И. Захаров).
Эмоциональное благополучие подростков — один из объектов пристального внимания школьных психологов и педагогов. Подростковый возраст, или отрочество — переходный период между детством и взрослостью [1]. Это один из самых напряженных этапов взросления личности, когда за короткое время подросток проходит большой путь в своем развитии через внутренние конфликты с собой и другими, через срывы и восхождения к обретению своего «Я».
Одним из условий, влияющих на появление тревожности у подростков, является психологический микроклимат семьи. Как считали Е. К. Лютова и Г. Б. Монина, тревожность развивается у детей при наличии внутреннего конфликта, который провоцируется внешними переменными — завышенные требования взрослых и их желание поставить ребенка в зависимое положение, отсутствие единой системы требований или, как крайний вариант, эмоциональное выгорание самих родителей. В этом случае получается, что ребенок находится в постоянном напряжении от ожидания неприятностей и проблем [1].
Целью проведения исследовательской работы было выявление характера зависимости школьной тревожность от стиля детско-родительских отношений, т. е. из-за каких неверных родительских действий страдает эмоциональная сфера подростков. Сейчас это как никогда важно, потому что количество подростков с нарушениями эмоциональной сферы постоянно увеличивается и является серьезным препятствием для их социальной адаптации.
В исследовании принимали участие 25 учащихся 7А класса в возрасте 13 лет Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 5 г. Урая.
Учащимся было предложено пройти методику диагностики уровня школьной тревожности Б. Н. Филлипса и опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е. Шафер).
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса состоит из 58 вопросов, на которые надо однозначно ответить «Да» или «Нет». Тест выявляет уровень и характер тревожности, связанный со школой у детей среднего школьного возраста.
Анализируя результаты исследования тревожности подростков, мы выявили, что 20 % учащихся (5 человек) имеют повышенную тревожность и 80 % (20 человек) — имеют низкую тревожность.
Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е. Шафер) включает в себя 39 утверждений, характеризующие различные воспитательные принципы отца или матери, которые оцениваются подростками, как присущие их семье или нет.
Данный опросник весьма полезен для отражения тех факторов семейного воспитания, которые оказываются скрытыми как от врачей и психологов (педагогов), так и от самих родителей.
По результатам исследования стиля детско-родительских отношений мы выявили, что высокий позитивный интерес в семьях по отношению к ребенку отметили 40 % учащихся (10 человек), средний уровень позитивного интереса характерен для 32 % учащихся (8 человек), а низкий уровень — для 28 % (7 человек).
Шкала позитивного интереса представляет собой склонность к проявлению внимания и интереса к подростку со стороны родителей, стремление достигнуть его расположения, завоевать авторитет в глазах подростка. Психологическое принятие родителями подростка, основанное, прежде всего, на доверии. Уважительное отношение к мнению подростка, отсутствие грубой силы и нераздельной власти в отношениях с ним [2].
Высокий уровень директивности присущ 12 % (3 человека) учащихся, средний уровень директивности — 28 % (7 человек), низкий уровень — 60 % (15 человек).
Директивность в отношениях с подростком со стороны родителей, стремление к лидерству, путем завоевания авторитета, основанного на фактических достижениях и доминантном стиле общения. Направленность на проявление своей власти над подростком, управление и своевременную коррекцию его поведения [2].
В результате исследования также было выявлено, что высокий уровень враждебности по отношению к подросткам выявился в 24 % (6 человек) семей учащихся данного класса. Средний уровень враждебности получили родители 28 % (7 человек) учащихся и 48 % (12 человек) оценили низким уровнем враждебность своих родителей.
Шкала враждебности характеризуется жестокостью в отношениях с подростком, склонностью к суровому обращению с ним, проявлению недовольства, скептического отношения к его достижениям. Повышенной требовательностью к подростку, стремлением воспитать его в соответствии с общепринятым мнением о том, каким должен быть идеальный ребенок. Подросток может постоянно находится в состоянии тревожного ожидания, низкой оценки его деятельности и наказания родительским отвержением со стороны родителей [2].
Проанализировав результаты исследования, мы получили следующие показатели по шкале автономности:
‒ высокий уровень автономности детско-родительских отношений у 52 % подростков;
‒ средний уровень автономности детско-родительских отношений у 36 % подростков;
‒ низкий уровень автономности детско-родительских отношений у 12 % подростков;
Автономность родителей в отношениях с подростком, формальное отношение к его воспитанию, излишняя беспристрастность в процессе общения. Пониженный интерес к увлечениям подростка, кругу его знакомств, учебе в школе, его проблемам и переживаниям. Как правило, родители слишком заняты собой, чтобы вникать в жизнь подростка, и «замечают» его только тогда, когда он что-нибудь натворил или обращается к родителям с просьбой помочь или посоветоваться в том или ином вопросе [2].
По шкале непоследовательности в воспитании получили следующие результаты:
‒ высокий уровень непоследовательности родительского поведения — у 36 % семей;
‒ средний уровень непоследовательности родительского поведения — так же у 36 % семей;
‒ низкий уровень непоследовательности родительского поведения — у 28 % семей учащихся класса.
Непоследовательность выражается в непредсказуемости для подростка реакций родителей на ту или иную ситуацию, событие — подвергнут ли подростка суровому наказанию за мелкие проступки или слегка пожурят за что-нибудь существенное, просто приняв заверения последнего в том, что это больше не повторится [2].
Изучив полученные результаты и сопоставив их, мы обнаружили, что у тревожных подростков ярче всего выражены показатели шкал директивности, враждебности и непоследовательности в семейных отношениях.
Сопоставив полученные результаты по двум методикам, мы выявили взаимосвязь между школьной тревожностью подростков и характером родительских отношений в семье: в семьях, в которых преобладает позитивный интерес и автономность, наблюдается низкий уровень тревожности.
В результате проведенного исследования, мы пришли к выводу, что стиль детско-родительских отношений («Позитивный интерес», «Директивность», «Враждебность», «Автономность», «Непоследовательность») действительно влияет на тревожность подростков. Если отношения в семье свободные и доброжелательные, то и сам ребенок будет проявлять спокойствие и уравновешенность. Следовательно, если в семейных отношениях преобладают негативные эмоции, выражающиеся во враждебности, директивности или непоследовательности по отношению к подростку, то подросток будет чувствовать себя незащищенным и постоянно переживать о том, чтобы все сделать правильно — в этом и выражается повышенная тревожность у учащихся.
Литература:
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб, 2001.
- https://sites.google.com/site/test300m/ador