Статья посвящена актуальным проблемам выбросов в окружающую среду. Автором исследованы основные источники, влияющие на состояние окружающей среды, а также выявлены основные проблемы, не позволяющие окружающей среде быть экологически чистой. Автором приведено распределение выбросов вредных веществ в России и мире и на основании зарубежного опыта, предложен набор первоначальных мер по формированию стратегии защиты окружающей среды от выбросов.
Ключевые слова: экология, выбросы ГН (государственные нормы), ПДК (предельно допустимая концентрация), ПДУ (предельно допустимые уровни), окружающая среда.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящий момент многими авторами (.Л.И Леонов [1], Ю.С, Юсфин [2], П. И Черноусов [3] и др.), в научных трудах исследуются проблемы выбросов в окружающую среду. Так по мнению Ю. Пшенника [4] в результате углубления противоречий между обществом и природой экологические проблемы становятся все более опасными. Е. И. Павлова [5] отмечает, что «экологические проблемы, возникшие сегодня, — следствие не только длительного пренебрежения природоохранными факторами в развитии хозяйственной и иной деятельности, большую роль сыграло «устойчивое представление о неисчерпаемости природы».
В. Ф. Протасов [6] проводя анализ о состоянии окружающей среды показывает, что данная ситуация связана с длительным функционированием российской экономики в условиях принятия большинства экономических решений при игнорировании общепринятых в других странах экологических требований.
Экологическая ситуация в России является более неблагоприятной, чем во многих ведущих странах, при этом заявленные в области охраны окружающей среды планы реализуются не в полной мере.
По данным BP Statistical Review of World Energy 2017 (далее — ВР), совокупный объем выбросов углекислого газа в мире в 2016 году достиг 33,4 млрд т. Это всего на 0,1 % выше уровня 2015 года, что является большим достижением для мира. Россия занимает 4-е место в мире по выбросам углекислого газа (1,5 млрд. т в 2016 году). В 2016 году у Китая по-прежнему наибольшие объемы выбросов CO2 в мире (27,3 % от совокупного объема), на втором месте остаются США (16,0 %), далее идут Индия (6,8 %), Россия (4,5 %) и Япония (3,6 %) [7]
Среди основных международных тенденций выделяются [8]:
‒ снижение выбросов в 2017 году в Китае — главном источнике выбросов на планете;
‒ устойчивое снижение выбросов в США (за счет перехода с угля на газ) и в Европе (менее заметное);
‒ быстрый рост объема выбросов в развивающихся странах (в частности, Индии);
‒ суммарный прирост выбросов развивающихся стран пока перекрывает снижение в развитых странах;
‒ стабильность выбросов в Японии и России.
По сравнению с 1990 годом — базовым годом Рамочной конвенции по изменению климата ООН (РКИК ООН) и Киотского протокола, — совокупные выбросы в России значительно снизились: на 45,7 % с учетом сектора ЗИЗЛХ, и на 29,6 % — без его учета. С 1990 по 1998 год в России выбросы парниковых газов снижались во всех секторах в связи с тяжелым кризисом в экономике страны в целом и в промышленности в особенности. За период экономического роста 1999–2008 годов выбросы парниковых газов увеличились на 15,0 %. Рецессия 2008–2009 незначительно снизила объем выбросов, как и спад в экономике 2014 года [9].
Но несмотря на это уровень выбросов все еще остается на высоком уровне. Согласно опубликованному докладу ОЭСР «Показатели зеленого роста 2017» («Green Growth Indicators 2017»), прогресс в повышении эффективности использования природных ресурсов и снижении нагрузки на окружающую среду в мире является слишком медленным [10].
Более того, в докладе отмечается, что уровень загрязнения атмосферы остается опасно высоким. В частности, менее 1/3 стран ОЭСР выполняют нормы ВОЗ по концентрации мелкодисперсных взвешенных частиц РМ2.5 (частиц диаметром менее 2.5 микрон). И уровень загрязнения продолжает расти, прежде всего, в Китае и Индии. Россия, согласно данным доклада, также находится в числе тех стран, где проблемы с охраной окружающей среды остаются существенными, а улучшения происходят низкими темпами или не происходят совсем. Так, концентрация РМ2.5 составляла в России 15,1 мкг/м3 в 2017 г. при норме ВОЗ 10 мкг/м3. Более подробно представленные выше данные по России и миру показаны на рисунке 1.
Рис. 1. Концентрация РМ2.5 в России и мире [10]
При этом Россия занимает 2 место среди 46 стран, по которым ОЭСР приводит данные, по уровню смертности от загрязнения частицами PM2,5 и озоном (О3). По данным международной организации, 944 чел. на 1 млн. жителей в России умирали в 2015 г. от загрязнения воздуха данными веществами. Для сравнения, в 1990 г. данный показатель в России был ниже и составлял 910 чел. на 1 млн.. жителей. Средний показатель по странам ОЭСР находился в 2017 г. на уровне 393 чел. на 1 млн.. жителей в 2017 г. (рисунок 2).
Рис. 2. Число смертей от РМ2.5 в России и мире [10]
Ситуация с выбросами других вредных веществ в атмосферу также остается неблагоприятной в России.
Аналогичная ситуация складывается в России и по другим видам вредных выбросов [11].
Согласно опубликованному Минприроды в мае этого года отчету о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы «Охрана окружающей среды на 2012–2020 гг.» за 2017 г., целевые значения большого числа ключевых показателей не были достигнуты. Так, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников в ТЭК и металлургии составляли в прошлом году 80–81 % от уровня 2007 г. при запланированном в программе целевом значении 71–72 %.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автомобильного транспорта в 2017 г. составили 94 % вместо запланированных 83 %. В целом, 17,4 млн.. чел. в России в прошлом году проживало на территориях с неблагоприятной экологической ситуацией в результате прошлой хозяйственной и иной деятельности (запланированное значение на 2017 г. — 17,2 млн.. чел.).
В качестве основных причин не достижения целевых показателей программы Минприроды называет, в том числе, сокращение финансирования природоохранных мероприятий, как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. При этом уровень текущих затрат на охрану окружающей среды в прошлом году незначительно отклонился от запланированного значения (примерно 172 % от уровня 2007 г. по сравнению с планом в 173 %). Наиболее же критической в 2017 г. была ситуация с инвестициями в основной капитал на охрану окружающей среды. Их уровень составил в прошлом году лишь 60,6 % от уровня 2007 г. по сравнению с 99,4 % в 2015 г. и запланированным значением в 113,6 % на 2017 г. [12]
Объявленный годом экологии 2017 г. мог бы способствовать улучшению ситуации в данной области. Однако учитывая нестабильную экономическую ситуацию и недостаток инвестиций в стране в целом, реализуемость программ в области охраны окружающей среды в России пока остается под вопросом.
Не утешительные результаты Года экологии — это закономерное продолжение процесса деэкологизации практически всех сфер государственной и общественной жизни, продолжающейся 20 лет. За это время отменены многие эффективные требования природоохранного законодательства, ликвидирован самостоятельный орган по охране окружающей среды [13].
Одна из главных причин сложной, а местами катастрофической экологической ситуации в России, — это нестабильность базового законодательства.
Так, средний срок действия природоохранного закона без изменений составляет менее пяти месяцев. В Беларуси, Казахстане и Великобритании изменения принимаются в 2–15 раз реже.
Кроме того, так и не был принят закон о государственной экологической экспертизе, который позволял бы оценивать воздействие на окружающую среду различных сфер человеческой деятельности. Не развита система мониторинга состояния окружающей среды и доступа общественности к этой информации. Отсутствует целый ряд измерительных систем, не внедрены современные технологии. На это выделяется недостаточно средств. В стране не существует программы научных исследований окружающей среды. И пока нет независимого природоохранного органа, а создать его чрезвычайно важно.
При этом, зарубежный опыт показывает, что природоохранительное сотрудничество прогрессирует и расширяется, оно стало более глубоко связанным с всесторонним развитием человека, и общества. В настоящее время практически во всех государствах мира государственное экологическое управление охраны окружающей среды осуществляется через систему (совокупность) органов, его осуществляющих [14].
В странах ЕС широкое распространение получили налоги на невозвратную тару для напитков, пластиковые мешки, элементы электропитания, химические удобрения и др. Например, в Италии действует налог на пластиковые пакеты, в Нидерландах и Швеции — на использование сульфатных удобрений, во Франции — на упаковочную тару из-под напитков (средства используются для решения проблем утилизации упаковочной тары). Налоги являются эффективным средством реализации экологической политики государства, так как стимулируют использование в производстве менее интенсивных по содержанию двуокиси углерода энергоносителей, способствуют сокращению объемов образования отходов и улучшают процесс их утилизации.
В Германии, Дании, Нидерландах и ряде других стран функционирует такой рыночный инструмент экологического регулирования, как торговля правами (разрешениями) на загрязнение. Так как фирмы имеют различные уровни предельных издержек по сокращению загрязнения окружающей среды, то между ними объективно возникают условия для подобного рода торговли. Сравнивая при этом размеры предельных издержек по снижению загрязнения с рыночной ценой разрешений, фирмы самостоятельно принимают решения о целесообразности покупки (продажи) таких разрешений и их количестве. В случае, если предельные издержки снижения загрязнения окружающей среды для фирмы превышают рыночную цену разрешений, ей выгоднее купить дополнительные разрешения на загрязнения, а не снижать объемы выбросов. И напротив, когда цена разрешения выше предельных издержек по снижению загрязнения, фирмы будут продавать разрешения (права) на загрязнение.
Что касается США, то основными принципами эколого-экономического регулирования в данном государстве являются предупреждение экологических последствий, их нейтрализация и компенсация ущерба. При этом если в 70-е годы основными являлись принципы предупреждения и нейтрализации неблагоприятных экологических последствий, то с начала 80-х годов значительное внимание стало уделяться принципу компенсации.
Государственное эколого-экономическое регулирование в США основывается на системе законодательных актов и ориентирует штаты на разработку планов природоохранных мероприятий, обеспечивающих выполнение установленных национальной программой стандартов. В 70-е годы приоритет отводился административно-правовым методам, среди которых основное место занимали нормативы (стандарты) и административные правила. Такие стандарты предусматривали обязательное соблюдение определенных количественных нормативов — предельной концентрации вредных веществ, время воздействия загрязнителей и т. д. Административные правила были основой программы мероприятий по достижению указанных стандартов. Эти правила требовали сбора и обобщения информации, определения минимальных требований для освобождения от налогов и предназначались для регулирования мощности основных источников загрязнения в США.
Вместе с тем реализация государственной политики эколого-экономического регулирования невозможна без разработки и внедрения в практику хозяйствования методов экономического стимулирования, к которым относятся прямые и косвенные субсидии (инвестиционные и на покрытие эксплуатационньгх издержек) частным фирмам, региональным и местным органам власти; займы и кредиты по низким процентам ставкам, гарантии по банковским ссудам; предоставление режима ускоренной амортизации очистного оборудования и другой экотехники; льготные ставки по косвенным налогам на продажу экотехники или освобождение ее от налогообложения; налоговые льготы на доходы от природоохранных программ частным предприятиям; льготные тарифы фирмам на очистку стоков на муниципальных централизованных водоочистных сооружениях и др. [14]
Изложенное свидетельствует, что в зарубежных странах накоплен значительный опыт использования административно-правовых и экономических инструментов регулирования природопользования и охраны окружающей среды. При этом наилучшего инструмента экологического регулирования не существует: каждый из них направлен на решение конкретных задач и в определенных случаях является более предпочтительным, чем другой. Иными словами, для зарубежных стран характерно сочетание разнообразных методов экологического регулирования, что позволяет государствам проводить комплексную эколого-экономическую политику, охватывающую все уровни и сферы природопользования.
Литература:
- Леонова Л. Б., Бабич Л. А. Экономика природопользования: Учебное пособие. — Екатеринбург: НОУ ВПО «Уральский финансово-юридический институт», 2015. −218 с.
- Юсфин Ю. С. Отходы: Воздействие на окружающую среду и пути утилизации // Экология и промышленность России. 2017. − № 3. − С. 32–35..
- Черноусов П. И. Рециклинг. Технологии переработки и утилизации техногенных образований и отходов в черной металлургии Монография. − М.: МИСИС, 2016. − 428 с.
- Пшенник Ю. Экологические стандарты как новый фактор конкурентной борьбы / Ю. Пшенник // Стандарты и качество. − 2017. − № 8. − С. 86.
- Павлова, Е. И. Общая экологи: учебник и практикум для СПО/Е. И. Павлова, В. К. Новиков. − М.: Издательство Юрайт, 2018. − 190 с.
- Протасов В. Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. − М.: Финансы и статистика, 2016 − 672 с.
- Экологическая ситуация в России и мире [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://icss.ru/ekonomicheskaya-politika/ekologiya/ekologicheskaya-situacziya-v-rossii-i-mire
- Экология и экономика: сокращение загрязнения атмосферы страны [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/publication/a/14708.pdf
- Национальный доклад о кадастре разрабатывается и представляется в соответствии с обязательствами Российской Федерации согласно Рамочной Конвенции ООН об изменении климата и Киотскому протоколу к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://cc.voeikovmgo.ru/images/dokumenty/2017/RUS-NIR-2017_vol1.pdf
- Перспективы окружающей среды ОЭСР на период до 2050 года [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.oecd.org/env/outreach/OECD %20outlook %20to %202050_Hightlights_RUS.pdf
- Доклад об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.cenef.ru/file/Doklad.pdf
- Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации по итогам 2017 года [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/c270e873-b1bf-4f62-a9f8–5c270e873-b1bf-4f62-a9f8–5caaba44f844
- Экологические приоритеты для России [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/publication/a/15600.pdf
- Обзор примеров успешной реализации экологических инициатив за рубежом [Электронный ресурс]: Режимдоступа:https://www2.deloitte.com/content/dam/ /russian/ru_ecology_international_experience_rus.pdf