В статье раскрываются правовые основные направления государственной молодежной политики и ее значения для будущего развития страны. Определены нормативно-правовые основы осуществления государственной политики в интересах молодежи России и Хабаровского края. Внесены предложения по совершенствованию региональной молодежной политики.
Современное государство ориентировано на решение вопросов детей и молодежи как перспективных субъектов строительства грядущего российского общества. Качество подготовки молодежи к решению проблем экономического, социального и политического характера в будущем зависит от реализуемой в наши дни молодежной политики.
Многообразие потребностей и интересов молодежи, необходимость их удовлетворения влечет функционирование множества различных органов и организаций, обязанных реализовать их права и контролировать соблюдение этих прав, осуществлять иные действия в интересах детей. Важная роль среди них отводится молодежным общественным организациям и движениям, реализующим государственную молодежную политику.
Интересы и потребности детей и молодежи изучены, они отражены в многочисленных международных актах, в том числе специально посвященных детям, матерям, лицам с семейными обязанностями, молодежи. Вполне очевидны и меры, необходимые для реализации прав молодежи, удовлетворения их жизненных потребностей. Все они были неоднократно официально признаны и сформулированы. Однако, важно вовлекать саму молодежь в работу по формулированию и реализации государственных мер поддержки. Одним из возможных вариантов, регулируемых нормами права, является использование молодежных общественных объединений и организаций.
Необходимость создания организаций и движений, которые привлекают молодежь в свои ряды является важной сферой интересов государства. Она обусловлена следующими факторами:
‒ государство нуждается в притоке молодежи в общественные организации и движения, которые позволят обогащать молодыми и свежими идеями общественно-политическую жизнь страны;
‒ формируется кадровый резерв для государственных законодательных и исполнительных органов. Благодаря системе социальных лифтов формируется кадровый потенциал для государственных министерств и ведомств;
‒ формируется правосознание молодежи, готовой к построению правового государства и гражданского общества.
С другой стороны и молодое поколение заинтересовано в вовлечении в общественные движения и организации. Для них участие в организациях и движениях молодежи ориентирует на получение следующих навыков:
‒ благодаря участию в молодежном движении формируется активная жизненная позиция школьников и студентов, стимулируется желание решать жизненно важные задачи;
‒ осуществляется профориентационная работа, способствующая формированию профессиональных интересов школьников и студентов. Участие в волонтерском движении в сфере спорта, оказании помощи нуждающимся могут помочь в выборе профессии и др.;
‒ формируется система гуманитарных ценностей, определяются личные приоритеты, развивается желание помочь окружающим.
Такие взаимовыгодные цели являются основой формирования государственной молодежной политики, заложенной в ряде нормативных актов федерального и регионального уровня, принятых в последние годы и направленной на развитие всесторонне развитой, эрудированной, спортивной личности молодого человека.
Одним из важнейших актов, направленных на развитие молодежного движения является Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». В нем указано, что государство указывает государственную поддержку молодежным и детским объединениям. Она представляет собой совокупность мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав [1].
Значимыми являются Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. N 2403-р) [2]. В этом документе раскрыты особенности профессиональной деятельности органов и ведомств, направленных на решение комплексных задач по реализации молодежной политики в сферах труда, права, политики, науки и образования, культуры и спорта, коммуникации, здравоохранения, взаимодействия с государственными организациями и общественными институтами, молодежными и детскими общественными объединениями, а также с работодателями.
Государственная молодежная политика на региональном уровне представлена в виде различных специально разработанных нормативных актах. В частности, в законе Хабаровского края от 30 сентября 2015 г. № 117 «О молодежи и молодежной политике в Хабаровском крае» [3], Концепции государственной молодежной политики Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Хабаровского края от 31 августа 2015 г. № 578-рп [4], определены основные направления деятельности региональных органов власти, осуществляющих деятельность в интересах молодежи.
На сегодняшний день в Хабаровском крае для развития молодежной политики осуществляется ряд мероприятий, поддерживающих интерес молодежи к Хабаровскому краю и его развитию.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, численность молодежи края составила более 319,0 тыс. человек, или 24 процента всего населения края и 40 процентов трудоспособного населения, из которых 82 процента — городская молодежь, 18 процентов — сельская молодежь. В целях поддержки детских и молодежных общественных объединений ежегодно за счет средств краевого бюджета проводится конкурс общественно полезных проектов. С 2009 года поддержано 104 проекта на общую сумму свыше 17,0 млн. рублей. Общий охват участников конкурса составил более 10,0 тыс. человек.
Молодежь края активно принимает участие в развитии проектной деятельности. Так, с 2014 года 489 молодых людей приняли участие во всероссийских форумах, по итогам которых общая сумма грантов из федерального бюджета, полученных ими на реализацию проектов в социально-экономической сфере края, составила более 4,0 млн. рублей.
Проведенный анализ современных проблем молодежи делает актуальными ряд предложений, которые могут стать частью краевой молодежной политики.
Прежде всего, актуальным является вопрос о высоком уровне иммиграции молодежи с Дальнего Востока. Многие выпускники школ мечтают получить образование не в Хабаровске, а в центральных регионах страны. Как правило, уезжают лучшие школьники, получившие высокие результаты по итогам школьного обучения. В связи с этим важным является разрабатывать комплекс мероприятий, направленных на снижение миграции. Это могут быть молодежные акции, направленные на профориентацию школьников и студентов средних учебных заведений.
Представители молодежных общественных объединений могут включиться в работу по организации систем трудоустройства молодежи, создания молодежных бирж труда, которые сделали бы привлекательным работу в дальневосточных городах и селах.
Другой важной проблемой является вопрос организации досуга в маленьких городах и селах. Если в крупных городах вопросы организации досуга решаются активно, то в сельской местности молодежь не имеет средств, а также организаторов, которые создали бы поддержали идеи спортивных соревнований или конкурсов творческого мастерства. В работу могли бы включить участники молодежных общественных объединений. Это могли бы быть десанты агитбригад, система обмена опытом между молодежью городов и сел с помощью Интернет-конференций, использование Интернет-проектов, направленных на соревнование между селами и городами края различной тематики (например, сеансы игры в шахматы, обмен опытом между участниками интерактивных игр, интеллектуальные игры и викторины).
Хотелось бы затронуть и проблему пропаганды участия в молодежном общественном движении среди широкого круга школьников и студентов. Для этого следует расширить спектр проводимых мероприятий, использовать агитационные листовки и плакаты, позволяющие привлекать как можно большее количество молодежи к участию в работе по оказанию помощи бездомным животным, уходом за чистотой школьных территорий, шефства над улицами и посадками на них.
Представляется, что внесенные предложения обогатят молодежную политику Хабаровского края и будут способствовать повышению интереса молодежи к жизни Хабаровского края, нашей страны в целом. Учась решать проблемы других людей, школьники и студенты сами будут становиться лучше. Тем самым будет формироваться потенциал активных и готовых к решению общегосударственных проблем граждан.
Литература:
- О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. N 27. Ст. 2503.
- Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. N 2403-р// Собрание законодательства Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 50 ст. 7185
- О молодежи и молодежной политике в Хабаровском крае: закон Хабаровского края от 30.09.2015 N 117 // Собрание законодательства Хабаровского края. 2015. N 9(I).
- Об утверждении государственной программы Хабаровского края «Развитие молодежной политики в Хабаровском крае: постановление Правительства Хабаровского края от 05.12.2016 N 445-пр // Собрание законодательства Хабаровского края. 2017. N 12 (том 2).