Как показывает мировой опыт, устойчивое развитие предприятия во многом определяется его возможностью к внедрению инноваций. Именно способность своевременно внедрять инновации позволяет предприятию эффективно функционировать и выпускать конкурентоспособную продукцию.
Модернизация экономики России, развитие и укрепление ее позиций на мировом рынке, повышение конкурентоспособности отечественных предприятий невозможны без активизации инновационной деятельности и формирования конкурентных преимуществ, которые должны охватывать все стадии производства, начиная с проектирования и заканчивая реализацией продукции. Однако на практике далеко не все российские предприятия используют инновации в своей деятельности, а также не готовы к ним или не способны к их внедрению. Именно поэтому вопрос о инновационном развитии российских предприятий, а также повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и предприятия в целом в настоящее время является достаточно актуальным.
Вопросом взаимосвязи инновационной деятельности и конкурентоспособности посвящено достаточно много научных работ и публикаций, среди наиболее фундаментальных можно отметить работы Баширова Э. К., Портера М. Е., Сергеевой С. А., Терешиной Н. П., Подсорина В. А., Чурсина А. А., Соловьева В. П. и др. Именно их работы легли в основу написания данной статьи.
Цель данной статьи — выявить влияние инноваций на конкурентоспособность предприятия.
Как показывает практика между конкурентоспособностью и инновациями существует прямая взаимосвязь. Предприятия внедряющие инновации имеют возможность не только реализовывать продукцию, пользующуюся спросом, но и снижать издержки за счет современных технологий. При прочих равных условиях, предприятие первым внедрившее инновационные разработки будет обладать большими преимуществами по сравнению с конкурентами как перед потенциальными потребителями, та и перед инвесторами.
При выборе определенных инноваций предприятия отдают предпочтения тем, которые приемлемы для их производственного процесса, а также являются нестандартными, креативными и в силу этой уникальности обеспечивают высокий экономический эффект от внедрения [3].
Необходимо отметить, что не все инновации касаются именно производственного процесса, некоторые из них изначально представляют конкурентные преимущества, дают возможность занять определенную рыночную нишу или захватить сегмент потребителей, которые ранее были не доступны ни рассматриваемому предприятию, ни их конкурентам. В том случае если конкуренты не способны своевременно отреагировать, то это обеспечить предприятию гарантированный успех и выведет его на новый уровень, обеспечив высокую конкурентоспособность.
Мировой рынок знает множество примеров, когда инновации положительно отражались на положении предприятия среди потенциальных конкурентов. Так например японские компании в области машиностроения одними из первых разработали малолитражные автомобили, сделав упор на то, что они очень маневренные и экономичные. Производители Honda так же одни из немногих компаний которые свои разработки в области машиностроения успешно внедряют при производстве мотоциклов, тем самым создавая модели, выгодно отличающиеся как по дизайну, так и по технических характеристикам [2].
Именно поэтому можно сделать вывод о том, что для того, чтобы инновация обеспечивала ожидаемый эффект, необходимо внедрять ее стратегически правильно, только в этом случае она положительно отразится на повышении конкурентоспособности предприятия. Схематично влияние инноваций на конкурентоспособность представлено на рисунке 1.
Рис. 1. Взаимосвязь инновационной деятельности и конкурентоспособности предпринимательской структуры [1]
Из данного рисунка можно сделать вывод, что между инновациями и конкурентоспособностью существует прямая зависимость. Инновации — это прямой путь к конкурентоспособности, так как «последствиями» внедрения инноваций могут быть не только положительный эффект для финансовых результатов деятельности предприятия — это снижение издержек, рост прибыли, но и внешние эффекты — повышение лояльности клиентов, улучшение имиджа, рост инвестиций, выход на новые рынки и т. д.
Таким образом, выживаемости субъектов рынка в конкурентной борьбе способствует инновационная деятельность. Конкуренция и инновации диалектически взаимосвязаны и дополняют друг друга, так как,
– во-первых, конкуренция — главный фактор восприимчивости субъекта рынка к техническим новинкам;
– во-вторых, конкуренция вынуждает предпринимателя постоянно искать и находить новые виды продуктов и услуг, которые нужны потребителям и могут удовлетворить их потребности;
– в-третьих, конкуренция способствует тому, что предприниматели стараются освоить продукцию высокого качества по ценам рынка с целью удержания потребителей;
– в-четвёртых, конкуренция стимулирует использование наиболее эффективных способов производства;
– в-пятых, конкуренция вынуждает предпринимателей оперативно реагировать на желания потребителей;
– в-шестых, конкуренция обеспечивает высокий доход тому, кто упорно и производительно трудится [4].
Повышенный интерес к инновациям в настоящее время объясняется просто — именно инновация способна оказать значительный эффект в процессе конкурентной борьбы. Эффект от большинства инновационных проектов в разы превышает эффект, который можно достичь посредством внедрения каких-либо других мероприятий по оптимизации деятельности. На практике предприятие, внедрившее инновации, развивается большими темпами по сравнению с конкурентами, при этом долгое время может не терять лидирующих позиций.
Подводя итог данного исследования можно сделать вывод о том, что предприятия, которые формируют стратегическое поведение на основе инновационного подхода, где главной целью является осваивание новых технологий, производство новых товаров и услуг, имеют возможность добиться на рынке лидерского положения, сохранить высокие темпы развития, снизить уровень издержек, достигнуть высокого уровня прибыли. Эффект, полученный от внедрения инноваций, повышает эффективность деятельности предприятия и существенно упрочняет ее конкурентные преимущества на внутреннем и мировом рынках.
В настоящее время именно инновационная деятельность является решающим фактором в конкурентной борьбе, обеспечивающим условия для устойчивого долгосрочного развития.
Литература:
1 Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / С. Д. Ильенкова. — М.: Юнити, 2003. — 186 с.
2 Потокина С. А., Бочарова О. Н., Ланина. О. И. Конкурентоспособность предприятий и способы ее повышения в условиях реализации инновационной деятельности / Проблемы социально-экономического развития России на современном этапе: материалы VI Ежегодной Всероссийской научно- практической конференции (заочной): в 2 частях. Часть 2 / М-во обр. и науки РФ; ФГБОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина»; отв. ред. А. А. Бурмистрова. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. — 398 с
3 Чурсин А. А., Соловьев В. П. Влияние инноваций на механизмы управления конкурентоспособностью // Инновации. 2013. — № 3 (173). — С. 54–60.
4 Шаренков С. Б. Формирование процессных инновационных проектов предприятиями РФ / Шаренков С. Б., Черкасов М. Н. / Экономика и современный менеджмент: теория и практика. — 2014. — № 34. — С. 201–205.