Каждый день люди осуществляют деятельность, связанную с покупками, вступая в правовые отношения. Большинство из них не могут оценить и понять весь масштаб правовых особенностей в этих отношениях продавца и покупателя. Зачастую их права нарушаются, и тогда возникает вопрос об их защите.
Договор розничной купли-продажи направлен в первую очередь на удовлетворение потребностей граждан. Для их защиты служат нормы Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) [1], а также законодательство РФ о защите прав потребителей.
Защита потребительских прав — это совокупность мер государственной и негосударственной политики, направленной на регулирование отношений между покупателем и предпринимателем.
При возникшем нарушении прав потребителя перед ним возникает проблема выбора формы защиты своих прав, а также способа защиты. В нашей статье мы рассмотрим такой способ защиты как компенсация морального вреда.
ГК РФ относит компенсацию морального вреда к способам защиты гражданских прав, перечисленным в статье 12 [1].
Статья 151 ГК РФ [1] содержит определение понятия «моральный вред», подразумевающий физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права и блага. В Постановлении Пленума Верховного суда от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» [4] (далее ППВС) дается расширенное определение данному понятию. Так, под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т. п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
На основании ст. 15 ЗоЗПП [2] моральный вред подлежит возмещению только при наличии вины, то есть, как описывает ППВС № 17 от 28 июня 2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» [3], установленного факта нарушения прав потребителя. При этом для привлечения к ответственности важно наличие вины со стороны причинителя этого вреда в любой степени. Отсутствие вины доказывать необходимо также причинителю вреда, зачастую именно этот момент является основой злоупотребления потребителей. В том случае, если продавец докажет, что моральный вред был причинен действием непреодолимой силы, он освобождается от ответственности.
Причиненный моральный вред потребителю компенсируется в денежной форме. В свою очередь, размер данной компенсации определяется соглашением сторон, а в том случае, если стороны не смогли договориться о размере — судом. Размер морального вреда не зависит от размера возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Так, потребитель имеет право предъявлять требования о компенсации вместе с имущественным требованием или отдельно от него.
В практике суда компенсация материального вреда встречается очень часто. В разрешении большинства споров о компенсации морального вреда отсутствует единообразный подход суда к размеру компенсации. В некоторых спорах можно заметить, что суды уравнивают размер компенсации морального среда с размером стоимости некачественного товара, который приобрел потребитель у данного продавца.
Поскольку, возмещение морального вреда потребителю в денежной или материальной форме и размере, который определен судом и не зависит от причинения имущественного вреда, размера данного иска, то вопрос о зависимости стоимости товара или суммы неустойки за просрочку по нему не должен быть, данный размер должен быть основан на характере и объеме нравственных и физических страданий, которые причинены потребителю. Причем в каждом конкретном случае этот размер может быть определен по-разному. Данная особенность находит свое отражение и в ППВС № 10 [4].
На основании анализа судебной практики заметим, что суды при определении размера морального вреда, а зачастую суммы компенсации морального вреда в исковых заявлениях необоснованно высокие, ориентируются на суммы, которые граждане требуют в возмещении материальных убытков, неустойки и другие. В некоторых случаях встречаются решения, в которых суды снижают размер взыскиваемого морального вреда с продавца несоразмерно характеру причиненного им вреда без особых условий на это.
Исходя из этого, в практике суда не существует единого подхода к определению суммы компенсации морального вреда, суммы отличаются кардинально даже при решении однотипных дел, произвольность оценок размера, которая никак не подкрепляется и, следовательно, определение размера моральной компенсации остается на усмотрение суда с учетом всех особенностей дела, в свою очередь факты причинения морального вреда потребителю должны быть обоснованно доказаны им.
Вопрос в определении размера компенсации морального вреда, определении единого подхода к этому, остается актуальным и сегодня. Основываясь на справедливом вынесении решения о размере компенсации морального вреда судом, все равно суммы постоянно разнятся и поэтому, как для меры ответственности, возникает вопрос в необходимости выделения критериев и разработки методики для определения размера компенсации морального вреда потребителю. Но на практике решить этот вопрос ввиду индивидуального подхода и восприятия, как участника дела, так и суда к каждому делу остается крайне затруднительным [5, с.52].
Таким образом, рассматривая вопрос о размере компенсации морального вреда, можно выявить свои особенности к подходу определения суммы. Каждый конкретный случай судебного разбирательства, заключающийся в предъявлении требования о выплате морального вреда, подлежит подробному анализу обстоятельств дела. Сложно определить ту или иную степень страданий человека при данном правонарушении, а исходя из этого и суммы, которая сможет снизить страдания, пусть только в денежной форме. На основании того, что сам факт причинения морального вреда носит компенсационный характер, то и компенсация морального вреда со стороны продавца представляет собой унифицированный способ, который крайне часто используется в практике.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
- Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 140.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Российская газета, N 156, 11.07.2012.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 в ред. от 06.02.2007 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» // Российская газета, N 29, 08.02.1995.
- Богдан, В. В. Компенсация морального вреда как способ защиты прав потребителей: проблема эффективности // Бизнес в законе. — 2014. — № 1. — С. 50–53.