Сотрудничество между государствами и их взаимодействие при расследовании уголовных дел осуществляется на основе многочисленных ратифицированных международных договоров, деклараций, соглашений и иных регламентов, которые, в свою очередь, базируются на основополагающих и общепризнанных принципах [1] и нормах международного права, к которым относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. В. К. Волошина в своей научной работе указывает, что принцип уголовного процесса — это обусловленная историческими, экономическими, социальными и нравственными закономерностями объективно-субъективная категория права, облеченная в форму закона, выражающаяся в требовании общества к государству по обеспечению прав и законных интересов человека и гражданина в процессе возбуждения, расследования и разрешения уголовного дела в рамках задач уголовного процесса [2]. Следует отметить, что правоохранительные и судебные органы Российской Федерации в своей работе, при взаимодействии с компетентными органами иностранных государств, обязаны, в первую очередь, обеспечивать достижение национальных интересов, а также поддерживать все виды безопасности государства, хранить государственную тайну, обеспечивать поддержание территориальной целостности и суверенитет не только России, но и других стран, которым с нашей стороны оказывается правовая и иная помощь. На данных положениях строится принцип суверенного равенства каждого государства, признанного Организацией Объединенных Наций (далее — ООН), означающий не только право осуществлять в пределах своей территории всю полноту власти, но и обязанность сторон международного сотрудничества не свершать каких-либо действий, прямо или косвенно угрожающих территориальной целостности и политической независимости конкретной страны независимо от размера ее территории, формы государственного правления и административно-территориального устройства, наличия или отсутствия регулярной армии и численности населения. Поэтому, любая деятельность одного государства, в рамках международного сотрудничества по уголовному процессу или же в иной сфере, на территории другого государства возможна лишь при согласии и под контролем последнего, за исключением случаев, когда на подобное вмешательство есть согласительная санкция ООН. Важность соблюдения всех основных принципов при международном сотрудничестве, в том числе в рамках уголовного судопроизводства, подтверждена многочисленными спорами, возникающими при нарушениях, допускаемых сторонами подобного сотрудничества. Однако, подходы к пониманию и классификации существующих принципов существенно отличаются в трудах различных отечественных и зарубежных исследователей данной области знаний. Так, например, кроме общих выделяют ряд специальных принципов при взаимодействии государств и их судебно-следственных органов в борьбе с преступностью. Первым специальным принципом является ограничение межгосударственного сотрудничества, а именно: взаимодействие сторон осуществляется только по уголовным делам и преступлениям, которые имеют общеуголовный характер. Это значит, что к данной категории дел не относятся запросы о правовой помощи по преступлениям политического, идеологического, национального, религиозного и расового характера, а также воинские преступления. Вторым специальным принципом выступает неотвратимость наказания за совершенное правонарушение. Следует отметить, что лица, совершившие преступление, при наличии доказанности их вины, будут нести уголовную, административную и иную ответственность независимо от своего статуса, занимаемой должности, неприкосновенности, а также наличия или отсутствия гражданства. В случаях, когда такое лицо обладает определенным видом иммунитета на территории одного государства, то будет нести ответственность согласно нормам национального законодательства страны, гражданином которого оно является. Третьим специальным принципом является осуществление процессуальных и иных действий по оказанию международно-правовой помощи исключительно на основе внутреннего законодательства запрашиваемой страны. По мнению одного из ведущих специалистов в области международного публичного и международного частного права профессора Галенской Л. Н., специальные принципы не могут и не должны противоречить общим принципам международного права независимо от сферы международных отношений [3]. Между ними действуют отношения подчиненности, субординации. А это значит, что каждый специальный принцип действует во взаимосвязи с общими принципами международного права. Однако существуют и другие точки зрения, согласно которым именно специальные принципы проявляют себя при взаимодействии государств по вопросам уголовного процесса. Так, например, в Сирийской Арабской Республике происходит взаимодействие различных государств и международных организаций, причем большинство из них действуют против воли официальных властей Сирийской Арабской Республики, тем самым нарушая не только общие, но и специальные принципы и нормы международного права. В данном случае, прежде всего нарушается принцип суверенного равенства государств, поскольку нахождение представителей конкретных государств допускается лишь при согласии запрашиваемой стороны, то есть Сирии, что подрывает авторитет ООН и всего международного права.
Литература:
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" (в ред. от 5 марта 2013 г. N 4) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, декабрь 2003 г., N 12
- Волошина В. К. Понятие и значение принципов уголовного процесса // Актуальные проблемы России и стран СНГ – 2007: материалы IX Международной научно-практической конференции (29–30 марта 2007 г.). Челябинск, 2007. С. 147.
- Галенская Л.Н. Правовые проблемы сотрудничества в борьбе с преступностью. Л., 1978. С. 8.