Урок-конкурс «Февральская революция 1917 года в России. Эпоха революций, события, люди» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (209) июнь 2018 г.

Дата публикации: 09.06.2018

Статья просмотрена: 1372 раза

Библиографическое описание:

Андронова, Л. Б. Урок-конкурс «Февральская революция 1917 года в России. Эпоха революций, события, люди» / Л. Б. Андронова, Т. В. Куршина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 401-410. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51202/ (дата обращения: 16.11.2024).



В работе представлен урок, посвящённый 100-летию Февральской революции. Интегрированный урок-конкурс разработан для активизации познавательной и самостоятельной творческо-поисковой деятельности обучающихся, направленной на изучение спорных вопросов истории и литературы начала XX века, применение метода системного анализа при изучении объекта, формирование целостного представления конкретной исторической действительности, совершенствование коммуникативных умений.

Данная разработка может быть полезной для преподавателей истории и литературы.

Цель урока-конкурса: раскрыть познавательный и творческий потенциал обучающихся, простимулировать продуктивную деятельность студентов, указать студентам на их внутренние ресурсы.

Задачи урока-конкурса:

‒образовательная — повысить интерес и степень мотивациистудентов к изучаемому предмету; обобщить и систематизировать знания обучающихся в области истории и литературы;

‒развивающая — выработать умение работать в группе, приходить к общему решению, дискутировать;

воспитательная — воспитать чувство патриотизма и уважения к историческому прошлому нашей Родины в атмосфере добра, творчества, радости.

Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного.

Вид урока: интегрированный соревновательный урок (предметные области: история, литература).

Форма проведения: урок-конкурс.

Оборудование:

‒ презентация урока-конкурса;

‒ музыка времен Первой мировой войны;

‒ плакаты времен Первой мировой войны;

раздаточный материал: таблицы («Ход событий Февральской революции», «Политические партии России в Февральской революции», «Сравнить действия Временного правительства и Петроградского совета», «Тексты со стихотворениями», «Революция и судьба поэта»).

Дополнительное оборудование:

‒ круглые цветные картонные жетоны («очки» за правильные ответы);

квадратные цветные жетоны («штрафные очки» за неправильные ответы или отказ от ответа, а также за нарушение дисциплины).

Участники: 3 группы студентов первого курса; ведущие-преподаватели; помощник ведущих; жюри.

Условия конкурса:

Время реализации урока — 1.45 минут. Место проведения — актовый зал.

В конкурсе участвуют 3 команды по десять человек. Каждая команда имеет группу поддержки (студенты группы). По ходу конкурса каждая команда имеет возможность обратиться за помощью к своей группе поддержки в случае возникновения трудностей с выбором правильного ответа. Если команда не отвечает на вопрос, то право ответить получает другая команда.

Оцениваются ответы как группы в целом, так и одного участника. Оценке подлежат следующие критерии: глубина, полнота ответа, его логичность, точность, красноречие, умение быстро отвечать на поставленные вопросы, аргументировать свою позицию, обобщать, делать выводы.

Жюри, членами которого являются преподаватель и студенты, не вошедшие в состав команды, следит за соблюдением правил соревнования и подводит итоги конкурса.

Помощник ведущих раздает жетоны за правильный ответ.

Победителем в конкурсе признается команда, набравшая большее количество баллов. Это дает право на получение оценки «5» по истории и литературе для каждого участника команды.

В работе представлен урок, посвящённый 100-летию Февральской революции. Интегрированный урок-конкурс разработан для активизации познавательной и самостоятельной творческо-поисковой деятельности обучающихся, направленной на изучение спорных вопросов истории и литературы начала XX века, развития системного подхода к объекту изучения, целостного и более верного восприятия действительности. формирования коммуникативных умений.

Данная разработка может быть полезной для преподавателей истории и литературы

1 этап — предварительная подготовка

Урок-конкурс проводится как итоговая проверка знаний обучающихся. В рамках подготовки к уроку-конкурсу преподаватель разрабатывает конкурсные задания, продумывает методику их выполнения, порядок оценки деятельности студентов. Во время конкурса преподаватели исполняют роль ведущих, направляя деятельность студентов в нужное русло, создавая благоприятную психологическую атмосферу на уроке. Тема, вопросы, условия урока-конкурса сообщаются заранее. Конкурсные задания группируются по разделам, представлены в двух формах (письменные и устные), имеют разную направленность (ориентированы на демонстрацию студентами как знаний и умений по дисциплине, так и общей эрудиции, развитие творческих способностей). Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся заключается в поиске, систематизации и отборе информации к уроку, повторении изученных тем истории и литературы, определении состава команд, выборе капитана, который сможет взять на себя ответственность за подготовку команды к уроку. Студенты получают творческое задание: подготовить выступление «Февральская революция 1917 года — место и значение в истории России», написать мини — сочинение по теме: «События и люди в период Революции 1917года». Подобная самостоятельная работа позволяет продолжить формирование таких общих компетенций, как ОК.2, ОК.4 и ОК.6

2 этапигра

Время

Ход урока -конкурса

Примечание

1–2 мин

Приветствие. Создание благоприятной атмосферы. Объявление условий конкурса.

Ведущий: В этом году исполняется 100 лет Великой российской революции, которая явилась настоящим потрясением для огромной страны, навсегда изменила миропонимание русского человека, его отношение к власти и внутреннему укладу жизни. Российская Революция — сложный и драматичный процесс. К ней можно относиться по-разному: одни считают, что Революция откинула Россию на века назад, другие -новым началом, за которым последовала совершенно иная эпоха. Но для нас ясно одно: события столетней давности являются поводом для извлечения уроков истории. Сегодня мы проведем урок-конкурс, посвящённый начальному этапу революции — Февральским событиям. Попытаемся выяснить причины, характер, движущие силы, ход революции ее итоги и значение. Поговорим о судьбах людей в этот переломный момент истории.

Презентация: на экране — кадры эпохи Февральской революции.

На столах разложены таблицы, тексты с литературным материалом.

Конкурс№ 1. Конкурс красноречия. Тема: «Февральская революция 1917 года — место и значение в истории России»

3 мин

Выступление капитанов «Февральская революция 1917 года — место и значение в истории России» (Домашняя заготовка. Время выступления — 1 мин).

Конкурс№ 2- Первая мировая война.

1 мин

Ведущий: Первая мировая война — ключ к пониманию российской истории ХХ в., прежде всего русской революции. Первая мировая война — один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества. В неё были вовлечены 38государств с населением свыше 1,5 млрд. человек. 70 млн. человек было поставлено под ружьё. В России было мобилизовано в вооруженные силы 16 млн. человек. Первая мировая война, она же Великая, Большая, Вторая Отечественная, Великая Отечественная, Германская, Империалистическая — как её только ни называли — не только потрясла мир, но и изрядно его изменила. Мир, словно змея, сменил кожу. Распались 4 великих империи — Австро-Венгерская, Оттоманская, Прусская, Российская. Обширные территории в Европе оказались обращены в руины. Было убито и умерло от ран 9,5 млн. человек, ранено 20 млн., из них 3,5 млн. осталось калеками. Выжившие всю оставшуюся жизнь были вынуждены носить в себе тяжелейшую эмоциональную травму. Первую мировую войну в России не хотел никто. Подавляющая часть населения даже не представляла, где находится Австро-Венгрия или Германия и почему с ними надо воевать.

Презентация: тихо звучит тревожная музыка, демонстрируются кадры Первой Мировой войны.

Портреты солдат, георгиевских кавалеров.

1–2 мин

Вопросы командам.

Какой регион в начале ХХ века получил название «пороховой погреб Европы»?

Каковы хронологические рамки Первой мировой войны?

Что стало официальным поводом для начала Первой Мировой войны?

Как назывался план по ведению войны в Европе? Что он предусматривал?

Какие военно-политические блоки соперничали в Первой мировой войне?

4мин

Ведущий: на протяжении 100 лет в историческом сообществе не утихают споры о том, почему началась Великая война, можно ли было её предотвратить и кто виновен в развязывании конфликта?

Вопрос команде№1: Почему началась Первая мировая война? Кто виновен в развязывании мирового конфликта?

Вопрос команде№2 Можно ли было предотвратить Первую мировую войну?

5 мин

Вопрос командам. (Студенты могут рассматривать плакаты в течение3мин) Проанализируйте содержание плакатов начала Первой мировой войны и ответьте на вопрос: как отнеслось Российское общество к начавшейся Первой мировой войне?

Презентация: на экране видеоряд плакатов времён Первой Мировой войны.

Конкурс№ 3 Литературный конкурс

1–2 мин

Ведущий: На протяжении многовекового развития русской литературы определяющими темами для нее были происходящие вокруг события. Русская литература развивалась в контексте истории, отражая ее времена и нравы. События такой исторической важности, как Первая мировая война, а в дальнейшем и события 1917 года, стали переломной эпохой народа России. «Гордый дух гражданства» русской поэзии (и не только поэзии) звучал звонко и слышно. Но подход к оценке всего происходящего был не всегда однозначен.

И здесь, и там между рядами

Звучит один и тот же глас:

Кто не за нас, тот против нас!

Нет безразличных! Правда — с нами!

И я один стою меж них

В ревущем пламене и дыме

И всеми силами моими

Молюсь за тех и за других.

М. Волошин.

Презентация: демонстрируются кадры 1 Мировой войны,

портреты поэтов Волошина, Блока, Гиппиус, Гумилёва, Маяковского, Есенина и других.

5 мин.

Вопрос всем группам: Мощная волна патриотических настроений, характерная для первых месяцев Первой мировой войны, захлестнула и значительную часть интеллигенции.

Как отнеслись к происходящим событиям писатели и поэты этого исторического периода?

6мин.

Вопросы каждой команде 1. Прочитайте выразительно стихотворение (отрывок) (читает любой член команды).2. Ответьте на вопросы:

— опишите впечатление, которое произвело на вас стихотворение;

— каким настроением проникнуто данное произведение?

Приложение2

на столах лежат тексты стихотворений

4

мин.

Вопрос всем командам: Прослушайте внимательно песни. Назовите её авторов?Презентация: на фоне кадров 1 Мировой войны: звучат отрывки из песен «Прощание славянки», «На сопках Маньчжурии», «Смело товарищи в ногу», «Гимн царской России»

Презентация:

На фоне кадров Первой Мировой войны: звучат песни этого времени:

Конкурс№ 4 Знаешь ли ты основные понятия и термины?

4

мин.

Вопросы командам.

Монархия

Демократия

Буржуазно-демократическая революция

Двоевластие

Государственная Дума

Временное правительство

Серебряный век

Петроградский Совет

5 мин

Вопрос всем командам: Вспомните ход событий Февральской революции

Таблица1 Ход Февральской революции

C:\Users\111\Desktop\Screenshot_4.png

Презентация: на экране кадры Февральской революции.

Команды заполняют таблицу. (заполняется на время).

Приложение№ 3

Конкурс №5: «Ваша точка зрения?»

10 мин

Ведущий: Оценки причин, а также последствий и значения Февральской революции до сих пор весьма противоречивы. Одним из важнейших событий в современной российской историографии стала дискуссия о причинах русской революции.

Вопрос команде№1 «Февральская революция 1917 года: заговор или неизбежность». Ваша точка зрения?

Вопрос команде№2 «Февральское восстание именуют стихийным — писал Лев Троцкий — в феврале никто заранее не намечал путей переворота… никто сверху не призывал к восстанию. Накоплявшееся в течение годов возмущение прорвалось наружу в значительной мере неожиданно для самих масс».Ваша точка зрения на этот вопрос?

Конкурс №6: “Умеете ли вы доказывать?”

4 мин

Вопрос команде№1 Докажите, что победа Февральской революции превратила Россию в самую свободную страну из всех воюющих держав.

Вопрос команде№2 Докажите, что в России после Февральской революции 1917 года установилось двоевластие. Поясните оценку А. Гучкова, считавшего, что «Советы — сила без власти, Временное правительство — власть без силы».

Конкурс№7Политические силы вреволюционный период

Вопрос: назовите партии, действовавшие вреволюции, их тактику ипрограммы.

5 мин.

Таблица 2. Политические партии России в Февральской революции

C:\Users\111\Desktop\Screenshot_3.png

Приложение № 4

Члены команды заполняют таблицу. В случае затруднения, обращаются к группе поддержки.

1 мин

Ведущий: Впереходный период — с момента победы революции до принятия конституции и формирования в соответствии с нею постоянных органов власти — действует Временное революционное правительство. На него возлагается обязанность ломки старого аппарата власти, закрепление соответствующими декретами завоеваний революции и созыв Учредительного собрания, которое определяет форму будущего государственного устройства страны, утверждает изданные Временным правительством декреты, придавая им силу законов, и принимает конституцию. В России все сложилось иначе.

Конкурс№8Сравнить действия Временного правительства и Петроградского совета

5 мин

таблица № 3Сравнить действия Временного правительства и Петроградского совета.

C:\Users\111\Desktop\Screenshot_2.png

Презентация:

демонстрируются события Февральской революции: фотографии Временного правительства, Петросовета

Приложение№ 5

Конкурс №9Революция и судьба поэта

1 мин

Ведущий: Оценка событий 1917 года русскими писателями и поэтами была неоднозначной, противоречивой. Предлагаем вам вспомнить, как отнеслись к революции русские писатели и поэты Серебряного века, с творчеством которых вы познакомились на уроках и в ходе подготовки к конкурсу.Серебряный век определяют как эпоху,“судорожно протянутую между двумя безвременьями, опрокинутую в пространство”, где “оторопь по полю рыщет”,где судьбы поэтов и писателей пролегают, если воспользоваться метафорой Б.Пастернака,“из дыр эпохи роковой В иной тупик непроходимый”. Прошло почти 100 лет, а мы с горечью и восхищением говорим о необыкновенном, но коротком периоде в истории русской культуры, который мы называем Серебряным веком, но ВЕКОМ — столетием так и не ставшим. А. Блок в своих публицистических статьях 17 года писал: «Отрыв культурной России от народной основы трагичны, чреваты страшными катастрофами. Единственный путь — слияние с глубиной народной души». Но не все из числа творческой интеллигенции смогли понять и принять происходящее.

Проанализируем, скаким чувством встретила Февральскую революцию художественная интеллигенция? Что вы знаете осудьбах поэтов Серебряного века впериод революции?

5 мин

Задание 1 Заполните пропуски в предложениях: (заполняется на время)

—… написал стихотворение «В мартовские дни» в поддержку революции.

—… написал гимн «Да здравствует Россия, свободная страна!».

… называет февральские дни как «первые дни свободы; первые дни светлой, как влюбленность, февральской революции».

— С восторгом принял Февральскую революцию …, оправдывавший начинающееся насилие народных масс во имя «высоких целей».

…, вернувшийся в Петроград только в марте, воспринял случившееся оптимистично, усматривая в революции конец темному, демоническому прошлому и началу новой России, как «великой демократии». Тем не менее, доктора ставили ему диагноз неврастения, что служит доказательством того, какое влияние оказали на психику писателя революционные потрясения в стране.

… старался отрешиться от действительности, не читая газет. Впоследствии происходящие события назовет «Окаянными днями».

—Особого внимания заслуживает и позиция …, воспринявшего Февральскую революцию всего лишь как «солдатский бунт», как предвестие последующих трагических событий. Во время Февральской революции, которая не вызвала у него «большого энтузиазма», поэт находился в Москве и выступал на вечерах и литературных концертах. Он писал, что «вся наша революция была комком истерии, мятежной спазмой одичалых масс» и что «при добродушии русского народа, при сказочном терпеньи мужика — никто не делал более кровавой и страшной революции, чем мы».

После Февраля пафос преобразования мира становится главной чертой футуристического мироощущения ….

— Интересна позиция …, как одного из немногих литераторов, серьезно занимавшихся политикой. Он оценил революцию во многом скептически, надеясь на помощь в успехе революции только на интеллигенцию, как первейшую по качеству «производительную силу», о чем писал в своих статьях, опубликованных в дальнейшем в сборнике «Несвоевременные мысли».

Задание 2Какова судьба поэтов и писателей, переживших события Первой мировой войны, Февральской революции и Октябрьской революции

Конкурс №10Исторические персонажи. О чем говорят имена?

Вопросы всем командам: Перед вами портреты исторических личностей. Назовите имена исторических деятелей, изображённых на портретах и дайте им краткую характеристику

3 мин

http://pskovlib.ru/res/2015/persons/kerenskyi.jpg http://enoth.org/enc/3/7.files/image018.jpghttp://enoth.org/enc/3/7.files/image046.jpg C:\Users\111\Desktop\Screenshot_6.png C:\Users\111\Desktop\Screenshot_7.png

Презентация: демонстрируются портреты политических деятелей Февральской революции

Конкурс №11 Кому принадлежат слова? По какому поводу сказаны?

Вопросы команде №1 (Цитаты на экране Тексты с цитатами и раздаются игрокам)

Вопросы команде №1

«Кругом измена и трусость, и обман!»

Февральская революция была только оболочкой, в которой скрывалось ядро Октябрьской революции.

Вопросы команде №2

«Положение ухудшается. Надо принять немедленные меры, ибо завтра будет поздно. Настал последний час, когда решается судьба Родины и династии».

В этот решительный день вождей не было, была одна стихия. В ее грозном течении не виделось тогда ни цели, ни плана, ни лозунгов. Единственным общим выражением настроения был клич: — Да здравствует свобода!

Конкурс№12 Блиц-турнир

2

мин

Ведущий: Изменение государственной формы правления всегда сопровождается пересмотром государственной символики. Сразу после начала Февральской революции встал вопрос о новом Российском гимне. Какое музыкальное произведение стало гимном Февральской революции?

Презентация: звучит музыка — Марсельеза и Интернационал

2мин

Перед Вами изображения российского герба в разные исторические эпохи. Рассмотрите рисунки и соотнесите каждый герб с определенным периодом Российской истории.

Coat of Arms of the Russian Federation 2.svggerb_s5150px-Coat_of_arms_Russian_Empire_Central_Lob150px-Russian_coa_1917

Презентация: демонстрируются гербы России в разные периоды истории

4 мин

Кто сыграл ключевую роль в решении императора Николая II отречься от престола?

Прокомментируйтесловазаместителя начальника штаба 2-й немецкой армии Людендорфа: «если бы не было Февральской революции, Германия в апреле рухнула бы»..... «Это нас спасло.

В каком городе 2 марта 1917 года император Николай II подписал Акт об отречении от престола?

Какой лозунг стал первым в начальный период Февральской революции в Петрограде?

Какой полк первым поднял вооруженное восстание в Петрограде в феврале 1917 года?

Кто в первом Временном правительстве был председателем правительства?

Какой цвет стал символом Февральской революции 1917 года в России?

Что предусматривал Приказ № 1 Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов?

Когда Россия была провозглашена республикой?

Итог Февральской революции.Назовите положительные и отрицательные результаты падения самодержавия?

Какие вопросы не смогла решить Февральская революция?

3 этап— заключительная часть

3 мин

Награждение команд и лучших игроков Подведение итогов.

Приложение 1.

В сочинении необходимо:

‒ указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

‒ назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

‒ указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Примерные темы для мини-сочинения по истории:

  1. Россия в Первой мировой войне.
  2. Герои Первой мировой войны.
  3. Февральская революция 1917 г. в России: случайность или закономерность?
  4. Февральская революция и национальные окраины.
  5. Лидеры Февральской революции.
  6. Царская Россия накануне революции.
  7. Кризисы Временного правительства.
  8. Была ли альтернатива февральской революции?
  9. Февральская революция в истории моего края и моей семьи.
  10. Психология рабочих и крестьян в революции (Февральской и Октябрьской).
  11. Политические партии в Революции.
  12. Двоевластие.
  13. Поэты Серебряного века в революции.
  14. Значение Февральской буржуазно-демократической революции для отечественной истории
  15. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?

Приложение 2

Задание команде №1:

Петроградское небо мутилось дождем,

На войну уходил эшелон.

Без конца — взвод за взводом и штык за штыком

Наполнял за вагоном вагон.

В этом поезде тысячью жизней цвели

Боль разлуки, тревоги любви,

Сила, юность, надежда… В закатной дали

Были дымные тучи в крови.

И, садясь, запевали Варяга одни,

А другие — не в лад — Ермака,

И кричали ура, и шутили они,

И тихонько крестилась рука.

(А.Блок)

Задание команде №2:

Рожденные в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы — дети страшных лет России —

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы —

Кровавый отсвет в лицах есть.

Есть немота — то гул набата

Заставил заградить уста.

В сердцах, восторженных когда-то,

Есть роковая пустота.

И пусть над нашим смертным ложем

Взовьется с криком воронье, —

Те, кто достойней, Боже, Боже,

Да узрят царствие твое!

З.ГИППИУС

Приложение 3

Таблица 1

Ход Февральской революции (возможна другая формулировка)

Дата

Событие

18.02

Рабочие Путиловского завода объявили забастовку. Требовали повысить зарплату

23.02

Начало революции. Митинги рабочих. Демонстрация женщин, требовавших хлеба и возвращения мужчин с фронта

25.02

Всеобщая политическая стачка. Столкновение рабочих с полицией и жандармерией. Лозунги: «Хлеба!», «Долой самодержавие!», «Долой войну!»

26.02

Петроград объявлен на осадном положении. Николай II распустил Государственную Думу. Начался массовый переход солдат на сторону демонстрантов.

27.02

Началось восстание солдат Петроградского гарнизона. Армия переходит на сторону восставших

28.02

Арестованы царские министры. Создан Временный Комитет Государственной Думы и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

1.03

Образовано Временное правительство во главе с князем Львовым. Выходит Приказ № 1 о демократизации армии

2.03

Отречение Николая II от престола в пользу брата Михаила

3.03

Отречение Михаила Александровича Романова от престола. Передача власти Временному правительству до созыва Учредительного Собрания. Монархия пала.

Приложение 4

Таблица 2

Политические партии России вфевральской революции (возможна другая формулировка)

Название партии

Тактика

Программные условия

Консервативно-охранительные партии

Черносотенные организации после Февраля 1917 г. прекратили свою деятельность

Либеральные партии

«Союз 17 октября» после Февральской революции перестал существовать. Выражение интересов буржуазии окончательно перешло к кадетам.

Конституцио́нно-демократи́ческая па́ртия (Партия народной свободы, кадеты).

1.Оттягивание проведения насущных мер во внутренней и во внешней политике до окончания войны.

2. Война до победного конца.

1. Запрещение захвата помещичьих земель.

2. Отмена 8-часового рабочего дня в связи с войной.

3. Неделимость России.

4.Определение политического устройства после созыва Учредительного собрания.

Революционные партии.

Партия социалистов-революционеров (эсеры).

Февраль-апрель 1917 г. Поддержка Временного правительства и Советов.

Апрель-октябрь 1917 г. Борьба за коалиционное правительство и участие в нем с целью проведения радикальных реформ и недопустимости гражданской войны.

Демократический мир всему миру.

Окончательное решение крестьянского вопроса через Учредительное собрание.

Подготовка проведения аграрной реформы на местах.

РСДРП

а) меньшевики

Февраль-апрель 1917 г. Поддержка и максимальное давление на Временное Правительство.

Апрель-октябрь 1917 г. Создание и участие в коалиционном правительстве.

Упрочение буржуазно- демократического строя. Строительство социализма в России утопично. Заключение демократического всеобщего мира.

Защита революции от внешних врагов.

б) большевики

Февраль-март 1917 г. Поддержка и давление на Временное правительство (до приезда В. И. Ленина в Россию).

Апрель-октябрь 1917 г. Никакой поддержки Временному правительству. Борьба за переход власти к Советам. Курс на социалистическую революцию.

1. Прекращение войны. Демократический мир.

2. Немедленный переход всех земель в руки крестьянства. Национализация земли.

3. Право наций на самоопределение.

Приложение 5

Таблица 3

Сравнить действия Временного правительства иПетроградского совета

Вопросы

Временное правительство

Петроградский совет

Вопрос о характере будущего правления

созвать Учредительное собрание для решения этого вопроса.

Петросовет требовал немедленно провозгласить Россию республикой.

аграрный вопрос

декларацией от 19 марта 1917г. запрещен захват помещичьих земель; кабинетская земля (личная собственность императора в России) была передана в распоряжение министров; окончательно вопрос должен быть решен Учредительным собранием.

Петросовет поддержал это решение, считая, что широкомасштабный раздел земли приведёт к дезорганизации фронта

рабочий вопрос

исходя из курса на продолжение войны, был отклонён проект введения 8-часового рабочего дня.

Петросовет подписал собственное соглашение с Петроградским обществом фабрикантов и заводчиков о введении на предприятиях города 8-часового рабочего дня.

национальный вопрос

До созыва Учредительного собрания по обоюдному согласию было отложено решение вопроса о национально-государственном устройстве страны. Окончательно была ликвидирована «черта оседлости» для евреев; 17 марта 1917 г. опубликована Декларация о создании в будущем независимой Польши.

вопрос о войне

4 марта от имени Временного правительства Милюков сделал заявление о том, что Россия будет вести войну «до победного конца» и выполнять все взятые ею международные обязательства.

14 марта Петросовет опубликовал манифест «К народам всего мира», в котором объявлялось об отказе от захватнических целей в войне, от аннексий и контрибуций и признавалась лишь революционная война с Германией.

вопрос о гимне

Государственный гимн «Рабочая Марсельеза» со словами теоретика народничества Петра Лаврова.

Окончательное решение о государственном гимне, как и о многих других проблемах, должно было принять Учредительное собрание.

«Интернационал».

Приложение 6

Конкурс Кому принадлежат слова? По какому поводу сказаны?

«Кругом измена, и трусость, и обман!»

Николаю II. Эту запись в своём дневнике Император сделал в ночь на 2 марта 1917 года, пленённый в царском поезде. «В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена и трусость и обман!».

Февральская революция была только оболочкой, в которой скрывалось ядро Октябрьской революции.

Лев Троцкий, «История русской революции», том 1 («Февральская революция»)

«Положение ухудшается. Надо принять немедленные меры, ибо завтра будет поздно. Настал последний час, когда решается судьба Родины и династии».

27 февраля был образован Временный Комитет Государственной думы. Возглавивший его Родзянко телеграфировал Николаю II

В этот решительный день вождей не было, была одна стихия. В ее грозном течении не виделось тогда ни цели, ни плана, ни лозунгов. Единственным общим выражением настроения был клич: — Да здравствует свобода!

А. И. Деникин, «Очерки русской смуты»—о 27 февраля 1917

Литература:

  1. Бутенко А. П. Правда и ложь о революциях 1917 года // Социол. исслед. 1997. № 2
  2. .Гайда Ф. А. Февраль 1917 года: революция, власть, буржуазия // Вопр. истории. 1996. № 3. С. 31–45.
  3. http://docplayer.ru/42872020–1-fevralskaya-revolyuciya-sverzhenie-carizma.html
  4. http://pskovlib.ru/events/virtualexhibitions/21428
  5. https://riss.ru/images/pdf/journal/2014/3/04_.pdf
  6. https://psy.wikireading.ru/144981
  7. https://rvio.histrf.ru/activities/news/item-3251
  8. https://drofa-ventana.ru/material/kruglyy-stol-dialog-s-istoriey-my-i-rossiyskaya-revolyutsiya-1917-goda/
Основные термины (генерируются автоматически): Февральская революция, мировая война, Временное правительство, Россия, Учредительное собрание, мина, команда, событие, петроградский совет, Государственная дума.


Похожие статьи

Использование эмоционально-ценностного потенциала культуроведческой темы «Книга в нашей жизни» при обучении сочинению-рассуждению обучающихся 8–9-х классов

В статье рассмотрена актуальность развития эмоционально-ценностного потенциала на уроках русского языка. Разработан комплекс языковых и речевых упражнений на базе темы «Книга в нашей жизни». Материалы могут быть использованы учителями с целью формиро...

Программа по самообразованию «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом»

В статье рассмотрена работа по самообразованию, которая позволяет конкретизировать и пополнить знания, осуществлять детальный анализ возникающих в работе проблем и вопросов. В процессе этой работы развивается потребность в постоянном пополнении педаг...

Инновационные аспекты использования ИКТ на уроках естественнонаучного направления

В статье рассматриваются инновационные аспекты использования ИКТ, которые позволяют подойти к вопросу преподавания предметов естественнонаучного цикла с качественно новой стороны. Грамотное использование возможностей современных информационных технол...

Проблемы работы с документами на уроках истории как средства повышения качества знаний учащихся

В статье описано значение использования документов на уроках истории. Организация работы по формированию исследовательской деятельности учащихся в значительной степени связана с изучением письменных источников. Документы оживляют рассказ учителя, фор...

Развитие коммуникативно-речевых умений на основе учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе

Автором статьи доказывается целесообразность и важность применения учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка, с точки зрения развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Основное внимание в работе автор акцентирует на то...

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

Исследовательская деятельность как эффективная форма построения образовательного пространства для развития личности

В статье рассматривается проблема формирования учащегося-исследователя, способного самостоятельно ставить проблемы и разрешать информационно-познавательные противоречия, участвовать в открытых дискуссиях, отстаивать собственную точку зрения. Вопросы,...

Детско-взрослое сообщество как форма внеурочной работы по истории, обществознанию и праву

В статье рассматривается опыт организации внеурочной работы по истории, обществознанию и праву в форме детско-взрослого сообщества «Интеллектуальный клуб «Дилемма», который объединяет школьников, студентов — будущих учителей и педагогов. Авторы отмеч...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Методические вопросы организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная исследовательская работа является основой подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. В данной статье рассмотрены виды и формы самообразования студенческой молодежи на основе привлечения будущих специалистов к исслед...

Похожие статьи

Использование эмоционально-ценностного потенциала культуроведческой темы «Книга в нашей жизни» при обучении сочинению-рассуждению обучающихся 8–9-х классов

В статье рассмотрена актуальность развития эмоционально-ценностного потенциала на уроках русского языка. Разработан комплекс языковых и речевых упражнений на базе темы «Книга в нашей жизни». Материалы могут быть использованы учителями с целью формиро...

Программа по самообразованию «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом»

В статье рассмотрена работа по самообразованию, которая позволяет конкретизировать и пополнить знания, осуществлять детальный анализ возникающих в работе проблем и вопросов. В процессе этой работы развивается потребность в постоянном пополнении педаг...

Инновационные аспекты использования ИКТ на уроках естественнонаучного направления

В статье рассматриваются инновационные аспекты использования ИКТ, которые позволяют подойти к вопросу преподавания предметов естественнонаучного цикла с качественно новой стороны. Грамотное использование возможностей современных информационных технол...

Проблемы работы с документами на уроках истории как средства повышения качества знаний учащихся

В статье описано значение использования документов на уроках истории. Организация работы по формированию исследовательской деятельности учащихся в значительной степени связана с изучением письменных источников. Документы оживляют рассказ учителя, фор...

Развитие коммуникативно-речевых умений на основе учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе

Автором статьи доказывается целесообразность и важность применения учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка, с точки зрения развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Основное внимание в работе автор акцентирует на то...

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

Исследовательская деятельность как эффективная форма построения образовательного пространства для развития личности

В статье рассматривается проблема формирования учащегося-исследователя, способного самостоятельно ставить проблемы и разрешать информационно-познавательные противоречия, участвовать в открытых дискуссиях, отстаивать собственную точку зрения. Вопросы,...

Детско-взрослое сообщество как форма внеурочной работы по истории, обществознанию и праву

В статье рассматривается опыт организации внеурочной работы по истории, обществознанию и праву в форме детско-взрослого сообщества «Интеллектуальный клуб «Дилемма», который объединяет школьников, студентов — будущих учителей и педагогов. Авторы отмеч...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Методические вопросы организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная исследовательская работа является основой подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. В данной статье рассмотрены виды и формы самообразования студенческой молодежи на основе привлечения будущих специалистов к исслед...

Задать вопрос