Основные тенденции развития местного самоуправления в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (209) июнь 2018 г.

Дата публикации: 09.06.2018

Статья просмотрена: 3954 раза

Библиографическое описание:

Брыкова, С. С. Основные тенденции развития местного самоуправления в Российской Федерации / С. С. Брыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 287-289. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51208/ (дата обращения: 16.10.2024).



Оценка состояния местного самоуправления в такой большой стране, как Россия является сложной, но очень важной задачей, так как местное самоуправление — это самый низкий, но, вместе с тем, самый близкий к людям уровень власти. Это её основа. Тот самый элемент, на котором держится весь механизм государственной машины.

Выявление общих тенденций и оценка современного состояния местного самоуправления проводятся на основе официальной статистической информации, предоставляемой в виде ежегодного бюллетеня «Формирование местного самоуправления в РФ» Росстатом.

Так, на 1 января 2017 года в Российской Федерации существует 22327 муниципальных образований, распределение которых по видам представлено в таблице ниже.

Всего по Российской Федерации

22327

муниципальные районы

1784

городские округа

567

городские округа с внутригородским делением

3

внутригородские районы

19

Внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения

267

городские поселения

1589

сельские поселения

18101

Сравним эти данные с показателями на 1 января 2007 года, то есть изучим динамику за десять лет.

Всего по Российской Федерации

24207

муниципальные районы

1793

городские округа

520

внутригородская территория города федерального значения

236

Городские поселения

1732

Сельские поселения

19919

В 2014 году структура муниципальных образований претерпела небольшие изменения — появились городские округа с внутригородским делением и внутригородские районы. Несмотря на это, ясно прослеживается тенденция к уменьшению общего количества муниципальных образований (на 1880 за десять лет) и сельских поселений (на 1818), в частности.

Это связано как с процессом урбанизации, так и со слияниями нескольких поселений в одно в целях экономии бюджетных средств. В структуре доходов местных бюджетов основное место продолжает занимать финансовая помощь, которая осуществляется в форме дотаций, субвенций и иных средств фондов финансовой поддержки. В общем объеме доходов местных бюджетов доля межбюджетных трансфертов составляет 61,1 % или 2069,0 млрд. рублей на 2017 год, что свидетельствует о высокой дотационности местных бюджетов России.

Низкий уровень экономической самостоятельности приводит к понижению общего уровня самостоятельности муниципальных образований по отношению к государственным органам власти в субъектах РФ. Ведь такая финансовая помощь носит, как правило, строго целевой характер.

Что же касается других тенденций развития местного самоуправления, то это, прежде всего, расширение взаимодействия муниципалитетов с территориальным общественным самоуправлением.

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) — самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. В частности, деятельность ТОСов связана с проблемами ЖКХ и иными наиболее остро интересующими граждан насущными проблемами.

Так, если само население активно включаются в работу по благоустройству, то это способствует формированию благоприятной среды для жизни и ответственному отношение людей к своему двору, к своей улице и к городу, в целом.

Территориальное общественное самоуправление может активно содействовать органам местного самоуправления в вопросах повышения качества решения тех или иных вопросов местного значения. Данная тенденция положительна, так как именно повышение политической культуры населения и приобщение людей к процессу управления местными делами — это залог успешного становления местного самоуправления в России.

Так, сам Президент РФ на «Всероссийском Совете местного самоуправления» 25 декабря 2017 года призвал более активно привлекать к этой работе российскую молодежь, а также поощрять общественные инициативы.

«Органы местной власти призваны играть ключевую роль в решении важнейших и наиболее чувствительных проблем, определяющих качество жизни людей, таких как совершенствование социальной инфраструктуры, обустройство территорий, обеспечение порядка в ЖКХ», — цитируют Путина в пресс-службе Кремля.

Также недавно обновился состав Совета по развитию местного самоуправления, которому в прошлом году исполнилось 10 лет. Теперь в него входят представители всех типов муниципальных образований: от крупных городских округов до небольших сельских поселений. Это должно повысить эффективность работы по развитию местного самоуправления важность, которой неоднократно подчеркивалась Владимиром Владимировичем Путиным.

В качестве одной из тенденций развития местного самоуправления можно также выделить участие населения в выборе приоритетов благоустройства в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной среды» (2017–2020 годы).

Также следует понимать, что определенные корректировки в тенденции развития местного самоуправления внесла напряженная экономико-политическая обстановка, связанная с санкциями США и ряда Европейских стран против России, введенных с 2014 года. В данной ситуации уменьшение финансовой самостоятельности муниципальных образований вполне объяснимо.

Однако даже в этих не самых благоприятных условиях нужно продолжать развитие местного самоуправления, потому как местное самоуправление — это пусть и низшая форма организации власти, но именно она является основой для всего государства.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации, принятая 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018).
  3. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под ред. В. И. Шкатуллы. — Москва: Юстицинформ, 2016. — 154 с.
  4. Роман ПЕТУХОВ, Местное самоуправление в фокусе официальной статистики, (электронный ресурс), режим доступа 5.06.18 http://131fz.ranepa.ru/uploads/files/2017/07/Petukhov_R.Statistics.pdf
  5. Владимир Путин о местном самоуправлении и социальной активности граждан, (электронный ресурс), режим доступа 5.06.18 — http://www.vsesovetnik.ru/archives/25612
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Российская Федерация, Россия, тенденция развития, территориальное общественное самоуправление, внутригородское деление, городской, местное значение, федеральное значение, финансовая помощь.


Задать вопрос