Картели и их влияние на экономическую безопасность страны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (209) июнь 2018 г.

Дата публикации: 11.06.2018

Статья просмотрена: 1945 раз

Библиографическое описание:

Дикая, А. С. Картели и их влияние на экономическую безопасность страны / А. С. Дикая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 75-78. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51217/ (дата обращения: 15.11.2024).



Действующее антимонопольное законодательство запрещает ограничение, недопущение или устранение конкуренции.

Современная рыночная экономика, основанная на принципах свободы договора и добросовестной конкуренции, является весьма уязвимой в случае заключения конкурентами на товарном рынке соглашений, которые реализуются не в интересах потребителей и приводят к ограничению конкуренции.

Картели — наиболее опасная форма ограничения конкуренции. Борьбе с нарушениями антимонопольного законодательства в целом и с картелями в частности уделяется все больше внимания.

Хочется обратить внимание, что борьба с картелями является одним из наиболее приоритетных и одновременно сложно реализуемых направлений антимонопольного регулирования. Ущерб, наносимый потребителям в результате сговора компаний на рынках, достаточно велик.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), картели способствуют повышению цен на товары и услуги от 10 до 15 %, в то же время отдельные исследователи считают, что повышение цен может быть существенно выше [11].

Тем не менее, ущерб, который наносят экономике картели, измеряется не только ростом цен на продукты первой необходимости. Получая сверх прибыли, монополии теряют стимул повышать эффективность производства, снижать себестоимость и улучшать качество.

Подобные действия, как правило, приводят к искусственному росту цен, отсутствию новых и более качественных товаров, недопущению новых игроков на рынок. У самих нарушителей пропадает мотивация для развития и инноваций, для повышения эффективности. Сдерживается повышение эффективности экономики в целом.

Картели при всех преимуществах для их участников, оказывают негативное влияние на национальную экономику, социальную стабильность и снижают эффективность формирования доходов и расходов государственного бюджета.

Необходимо обратить внимание, что 80 % возбужденных в 2017 году ФАС дел являются сговоры на торгах.

Картели на торгах видоизменились, они стали более масштабными, организованными и зачастую имеют все признаки организованных преступных групп. Если в предыдущие периоды в картельные сговоры вступали обычно 2–3 хозяйственных субъекта, то в настоящее время количество компаний, участвующих в сговоре, может исчисляться десятками, а количество эпизодов картельной деятельности сотнями [10].

Данные статистики не в полной мере отражают те процессы, которые происходят в сфере картелизации экономики и государственных закупок. Ежегодный ущерб только от сговоров на торгах, проводимых по 44-му федеральному закону, составляет сотни миллиардов рублей.

Картели стали одной из угроз экономической безопасности государства. Картели начали меняться качественно: «срок жизни» картеля увеличился в среднем до 2–3 лет, и если раньше количество аукционов, охватываемых деятельностью одного картеля, исчислялось единицами и в редких случаях десятками, то сейчас «нормой» стали десятки и сотни аукционов, поглощаемых одним картелем [3].

Начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев подчеркнул, что государственный бюджет мог бы экономить 20 %, если бы не было картельных сговоров на торгах.

Противодействие картелей на торгах было поставлено одной из главных задач ФАС России в 2018 году, в связи с тем, что выявляются картели, влияющие на экономику всей страны, на целые отрасли, а также существенно деформируют и искажают конкуренцию в системе государственных закупок.

«ФАС постоянно выявляет картели в сфере поставок продуктов питания в социальные учреждения России. Уже направлены 44 поручения в территориальные управления ФАС России для проверки фактов, обнаруженных специалистами ОНФ «За честные закупки» и сотрудниками антимонопольной службы», — рассказал Андрей Тенишев.

В ходе совместного исследования регионов России на предмет наличия картелей в поставках услуги по организации питания ОНФ и ФАС России признаки картелей были выявлены в 43 регионах. Общая сумма торговых процедур, которые выиграли участники, подозреваемые в картелях, составила более 130 млрд руб. [9].

Существует огромная необходимость межведомственного взаимодействия с правоохранительными органами в целях привлечения участников масштабных картелей, представляющих серьезную опасность для экономики и конкуренции, к уголовной ответственности. В своем интервью Андрей Тенишев указал, что в 2017 году за картельные сговоры было возбужденно 7 уголовных дел.

«Мы выявляем множественные картели в таких стратегически важных сферах экономики как гособоронзаказ, распределение и добыча водных биологических ресурсов, обеспечение населения медикаментами и продовольствием. Масштабы деятельности картелей таковы, что для их успешного сдерживания необходимо осознание обществом опасности таких деяний.

Картель опасен сам по себе: повышение цен или раздел товарного рынка ограничивают конкуренцию и вредны, как для экономики в целом, так и для каждого отдельного потребителя. По большому счету, потерпевшему должно быть все равно как были отняты у него деньги: вор вытащил из кармана кошелек или сговорившиеся торговцы неправомерно подняли цены. Разница лишь в способе изъятия денег, а результат один», — отметил Андрей Тенишев [8].

Обнаружение картелей требует от антимонопольных органов значительных издержек и усилий, поскольку такого рода соглашения хозяйствующими субъектами держатся в тайне. Картельный сговор может носить, как письменный, так и устный характер. Необходимо выполнить большой объем работы, чтобы доказать устный картельный сговор, в некоторых случаях это просто не представляется возможным.

Учитывая значительные общественные потери от картелей и высокие издержки борьбы с ними, поиск инструментов, позволяющих повысить эффективность данного направления антимонопольного регулирования, представляет собой весьма актуальную проблему.

ФАС использует десятки косвенных доказательств, которые в совокупности доказывают наличие картеля. В своих решениях суды чётко указали, что при доказывании картеля ФАС может использовать любые доказательства, полученные законным путем [5].

Антимонопольной службой сформирована законодательная база и единообразная правоприменительная практика, повысились раскрываемость дел и качество доказательственной базы. Достаточно недавно Президиум ФАС России обобщил наработанную практику — выпустил разъяснение «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах».

Настоящие разъяснения определяют особенности выявления и доказывания недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах [2].

Данный документ призван повысить результативность расследований, и, несомненно, он сыграет свою положительную роль.

Одним из относительно новых инструментов борьбы с картелями в арсенале антимонопольных органов является программа ослабления наказания за участие в сговоре. Впервые внедренная в США в 1978 г, но затем получила широкое распространение и в других странах.

Антимонопольной службой постепенно нарабатывается опыт правоприменения, который сегодня позволяет достаточно эффективно выявлять и доказывать картели, отстаивать решения в суде.

Прошедший год был ознаменован резким ростом числа дел об антиконкурентных соглашениях: если ранее за год их число составляло порядка двухсот, то на данный момент — это более четырехсот дел и еще 228 дел о сговорах с участием органов власти.

Это обусловлено целым рядом факторов. Например, всплеском дел, связанных с картелями на рынках производства и поставок продуктов питания. Там, где была большая составляющая импорта. Цены на эти группы товаров росли из-за дефицита, связанного с санкциями, нестабильным курсом доллара и евро. Но некоторые российские производители решили воспользоваться ситуацией и поднять цены на свою продукцию, о чем и договаривались между собой [6].

Следует отметить, что антимонопольная служба плодотворно сотрудничает с зарубежными коллегами в области борьбы против картелей.

ФАС России входит в рабочие группы по картелям Международной конкурентной сети (МКС), объединяющей 143 антимонопольных ведомства различных стран мира. Были выбраны сопредседателями подгруппы по правоприменительной практике, где достигли значительных успехов.

Так именно по инициативе ФАС РФ совместно с зарубежными коллегами было разработано методическое пособие по выявлению сговоров на торгах, обобщающее лучшую мировую практику и передовые методики выявления подобных соглашений.

По отдельным методикам расследования продвинулись далеко вперед по сравнению со многими развитыми странами. В 2015 году был разработан проект международной конвенции по борьбе с картелями и проведены основные внутригосударственные согласования. Если нам удастся реализовать этот глобальный проект, то международное сотрудничество в области противодействия картелям выйдет на принципиально новый, высокий уровень [7].

В 2017 году была принята стратегия экономической безопасности РФ до 2030 года, утвержденная Указом Президента РФ, где картели впервые были обозначены, как одна из угроз экономики РФ, в связи с чем Президентом РФ был подписан перечень поручений, направленных на пресечение и предотвращение деятельности картелей, где одним из пунктов было принятие мер по увеличению уголовной ответственности за картельный сговор.

Андрей Тенишев в своем выступление на антимонопольном форуме «Объединение Корпоративных юристов и ФАС РФ» отметил, что с каждым годом Антимонопольными органами страны выявляется все большее количество картельных соглашений, только в 2017 году было возбуждено более 400 дел о нарушении статьи 11 Закона о защите конкуренции, из них около 85 % — это картели. Выявлено более 300 сговоров на торгах.

Поражают масштабы картельных соглашений: зачастую они охватывают территорию всей страны и поражают целые отрасли экономики. Если говорить о сговорах на торгах, то в одном деле, как правило, сотни и даже тысячи аукционов и десятки компаний-картелистов.

Необходимо отметить, что еще три года назад картели объединяли в себе 2–3 хозяйствующих субъекта, в 2017 году максимальное количество хозяйствующих субъектов, состоящих в сговоре, составило 90 участников, которые охватили 1300 аукционов. Данные картели стали обладать всеми признаками, которые в Уголовном кодексе РФ прописаны как признаки организованной преступной группы.

Между тем значительно снизилось количество дел о нарушении статьи 16 Закона о защите конкуренции — об антиконкурентных соглашениях с участием органов власти.

Если в 2016 году их количество составляло более 260 дел, то в 2017 году оно уменьшилось более чем на 20 % и составило чуть более 200 соглашений. Это, несомненно, хорошо. Причина в том, что во взаимодействии с правоохранительными органами удалось добиться привлечения к уголовной ответственности чиновников за сговоры на торгах [4].

Однако данная статистика не отражает тех процессов, которые происходят в картельной экономике.

Основа любой рыночной экономики — конкуренция, в свою очередь антиконкурентные соглашения влекут за собой негативные последствия для экономики и потребителей, и входят в число основных угроз для рыночной экономики.

Картельные соглашения угрожают экономической безопасности РФ, наносят существенный вред стратегически важным отраслям экономики, а также причиняют ущерб бюджету РФ, ведь ежегодный объем закупок для государственных нужд превышает 30 триллионов рублей, выступает причиной, которая подрывает экономическую безопасность страны.

На сегодняшний день картельные соглашения уже признаны одной из угроз экономической безопасности страны и включены в стратегию экономической безопасности, вслед за этим необходимо предпринять ряд мер по обновлению антимонопольного законодательства, ответственность за картельные соглашения необходимо адаптировать под быстро развивающиеся отношения между хозяйствующими субъектами, а также прививать в обществе нетерпимость к картельным соглашениям.

«Картели — самые опасные экономические преступления, — отметил А.Тенишев. — Они не только ограничивают конкуренцию на отдельных рынках, но и наносят огромный ущерб экономикам целых стран» [12].

Литература:

1. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

2. «Разъяснение N 3 Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 N 3).

3. Тенишев А. П. Картели сегодня: изменение законодательства и практика правоприменения // Конкуренция и право, N 4, 2016.

  1. Интернет-интервью с А. П. Тенишевым «Картели: итоги работы ФАС России за 2017 год и планы на 2018 год» http://www.consultant.ru/law/interview/tenishev4/.
  2. Интернет-интервью с А. П. Тенишевым: «Практика ФАС России по делам о картелях и иных антиконкурентных соглашениях: события 2016 года и планы на 2017 год» http://www.consultant.ru/law/interview/tenishev3/#1 © КонсультантПлюс.
  3. Интернет-интервью с А. П. Тенишевым: «Практика ФАС России по делам о картелях и иных антиконкурентных соглашениях: наиболее значимые решения 2015 года и планы на 2016 год» http://www.consultant.ru/law/interview/tenishev2/ © КонсультантПлюс.
  4. А. П. Тенишев «Концепция международного правового акта о борьбе с картелями: проблемы и перспективы принятия». http://fas.gov.ru/documents/documentdetails.html?id=14661.
  5. http://shovgen880.ru/federalnaya-antimonopolnaya-sluzhba/1196-karteli-ugroza-ekonomicheskoj-bezopasnosti-gosudarstva [Электронный ресурс].
  6. https://fas.gov.ru/publications/14527 [Электронный ресурс].
  7. http://fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id=49528 [Электронный ресурс].
  8. https://fas.gov.ru/news/23424 [Электронный ресурс].
  9. https://fas.gov.ru/publications/13961
Основные термины (генерируются автоматически): картель, ФАС России, антимонопольная служба, сговор, соглашение, торг, повышение цен, антимонопольное законодательство, антимонопольное регулирование, государственный бюджет.


Задать вопрос