Статья посвящена анализу сложившейся системы полномочий, которые применяются прокурорами в досудебной уголовно-процессуальной деятельности для выявления и пресечения нарушений закона со стороны органов дознания.
Ключевые слова: прокурорский надзор, органы дознания, предварительное следствия, полномочия, прокурорское реагирование.
Законодатель в Уголовно-процессуальном кодексе РФ наделяет прокурора весьма значительными полномочиями для реагирования на нарушения норм закона органами дознания. Полномочия прокурора в данном вопросе регламентированы статьями 25, 28, 37, 144, 146, 148, 153, 214, 223, 226 и др. УПК РФ и служат важной гарантией обеспечения законности в сфере борьбы с преступностью.
Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, следствие и оперативно-розыскную деятельность является одним из направлений деятельности органов прокуратуры. Данное направление согласно п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре выделяется в отдельную отрасль прокурорского надзора.
В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора служит порядок разрешения заявлений о готовящихся или совершенных преступлениях, соблюдение прав и свобод человека, законность решений, принятых органами дознания, предварительного следствия и органами, ведущими оперативно розыскную деятельность. Конкретными статьями УПК РФ регламентируется прокурорский надзор за законностью действий определенных субъектов уголовно-процессуальной деятельности, к которым относятся начальники органов дознания и дознаватели.
Данная сфера прокурорского надзора отличается от иных направлений надзорной деятельности (например, надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина), наступательным характером, меры прокурорского реагирования в большинстве случаев могут применяться прокурором инициативно и вне зависимости от наличия у него прямой информации о фактах нарушения законов. Специфика реализуемых прокурором полномочий и детальная их регламентация в уголовно-процессуальном законодательстве обусловливают тот факт, что правовые средства надзора, определенные Законом о прокуратуре, в этой сфере, как правило, не применяются.
Прокурор, реализующий надзор, проверяет законность, начиная от возбуждения уголовного дела и заканчивая подписанием поступившего к нему обвинительного акта. Также прокурор следит за законностью принятых решений, соблюдением сроков дознания, приостановлением дознания, прекращением уголовного дела. При этом прокурор, осуществляя надзор, не вмешивается в процессуальную деятельность органов дознания. Принятие прямых мер, направленных на устранение обнаруженных нарушений закона, как правило, выходит за рамки прокурорских полномочий. Только лишь в специально предусмотренных законом случаях прокурор имеет право непосредственного устранения выявленного им нарушения закона со стороны органов предварительного следствия, например посредством отмены отдельных постановлений следователя или вынесения обязательных для исполнения указаний о производстве необходимых процессуальных действий.
На стадии возбуждения уголовного дела прокурор наделен правами, которые обеспечивают ему руководящую роль. В настоящее время эти права выражаются в продлении по ходатайству дознавателя срока проверки сообщения о преступлении до 30 суток.
На основании пункта 19 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 6 сентября 2007 г. № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», прокурор требует от дознавателей продлевать срок дознания до 60 суток за 5 дней до истечения срока, свыше 60 суток — за 10 дней, свыше 6 месяцев — за 15 дней.
Прокурор может привлечь к ответственности всех виновных должностных лиц при отмене незаконного постановления о приостановления уголовного дела. Прокурор в месячный срок проверяет законность постановления о приостановление уголовного дела. Особое внимание обращает на повторное приостановление уголовного дела. Если есть основания, указанные в ст. 211 УПК РФ, в соответствии с ч. 31 ст. 223 УПК РФ будет вынесено постановление о возобновлении уголовного дела.
Прокурор может требовать документацию, связанную с работой по заявлениям о преступлениях, книги и журналы регистрации и прочие документы, связанные с производством уголовного дела. Для пресечения укрытия преступлений от регистрационного учета прокуратура ежемесячно сверяет учетные данные органов дознания с данными медицинских учреждений и другими надзорными учреждениями. Выявленные нарушения закона следственных и процессуальных действий фиксируются в актах прокурорского реагирования, т. е. письменных указаниях о предоставлении иных решений.
Надзорная функция прокуратуры, с объективной стороны, не лишена недостатков, прокуроры иногда допускают халатность, некомпетентность, превышают свои полномочия. Однако именно прокурор, будучи должностным лицо, одновременно осуществляющим от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности и процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного расследования, как координатор может способствовать эффективному взаимодействию правоохранительных органов в изобличении организаторов и участников преступной деятельности.
Литература:
- Вершинин А. Д. Прокуратура на современном этапе / А. Д. Вершинин. — Самара: Изд-во Самарского ун-та. — 2006.
- Винокуров Ю. Е. Прокурорский надзор: учебник / Ю. Е. Винокуров. — М.: Высшее образование, 2007.
- Рябов В. Н. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности криминальной милиции: моногр. / В. Н. Рябов. — Хабаровск: ДВЮИ МВД России, 2001.
- Сухарев А. Я. Прокурорский надзор: учебник / А. Я. Сухарев. — М.: НОРМА, 2003.
- Соловьев А. Б. Прокурор в досудебных стадиях уголовного процесса России / А. Б. Соловьев, М. Е. Токарева, Н. В. Буланова — М.: Юрлитинформ, 2006.
1