Понятие «аффилированные лица» введено в оборот в Российской Федерации достаточно недавно. Так, первое упоминание об аффилированных лицах содержалось в Указе Президента РФ от 07.10.1992 г. № 1186 «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий». Несколько позже в 1998 г. статьей 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 г. № 948–1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» было введено легальное определение понятия «аффилированные лица». Следует отметить, что вышеназванный Закон РСФСР действует и по настоящий день именно в части ст. 4, закрепляя определение понятия аффилированности. Само же определение нисколько не видоизменилось с момента его введения в оборот. Следует разобраться, насколько оправдывает себя такая «статика».
Во-первых, рассматриваемое понятие закреплено в законе, регулирующем антимонопольные правоотношения. Так, например, в действующем в настоящее время Федеральном законе от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», аффилированные лица упоминаются лишь в ст. 6. По своей сущности и значимости понятие аффилированности более соотносится с гражданско-правовыми правоотношениями в сфере корпоративного права. И находит свое применение преимущественно в данной сфере.
Во-вторых, на практике возможны случаи фактической аффилированности, не предусмотренной законом (перечень категорий аффилированных лиц в ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 г., является закрытым). Чем в таком случае следует руководствоваться судам при разрешении спорных вопросов: исключительно буквой закона или же фактическими обстоятельствами?
До 2012 года судебная практика складывалась неоднозначно. Одни суды выносили решения, опираясь исключительно на положения законов, другие же учитывали фактические обстоятельства дела, усматривая в отношениях лиц признаки аффилированности. Решение данной проблемы было предложено Конституционным Судом РФ, который в своем Определении от 01.11.2011 г. № 1486-О-О, вынесенном по жалобе гражданина Сатарова Шавката на нарушение его конституционных прав положениями п. 1 ст. 81 и п. 1 ст. 84 Федерального закона «Об акционерных обществах» указал, что при вынесении решения арбитражные суды не должны ограничиваться лишь формальным применением установленных законодательством условий, они должны учитывать и оценивать всю совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В дополнение к этому, адаптируя понятие «аффилированных лиц» к современным условиям, 22.03.2012 г. было издано Постановление Президиума ВАС РФ № 14613/11, в котором говорилось о том, что «для целей применения положений п. 1 ст. 81 Закона об обществах статус индивидуального предпринимателя или занятие предпринимательской деятельностью не требуются ни для физических лиц, по отношению к которым устанавливаются аффилированные лица, ни для самих аффилированных лиц».
Следует отметить, что конкретизация положений, относящихся к аффилированным лицам, была осуществлена на уровне рекомендаций «высоких» судов, а не на законодательном уровне.
В-третьих, рассматривая такое основание признания лиц аффилированными как «принадлежность к той группе лиц, к которой принадлежит это юридическое, физическое лицо», можно отметить множество пробелов, «недоработок» законодателя.
Само понятие «группа лиц» содержится в ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Условно, по изложенным в п. 1 ст. 9 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признакам, физических и юридических лиц можно разделить на 2 группы:
– группа, образованная на основании связи лиц с самим обществом;
– руппа, объединяющая несколько групп на основании наличия в каждой группе единого члена.
Группа, образованная на основании связи лиц с самим обществом, может основываться на контроле (п. п. 1–3, 5,6 ч. 1 ст. 9 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» или на иных основаниях (п. 4, 7 ч. 1 ст. 9 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Группа, объединяющая несколько групп на основании наличия в каждой группе единого члена представлена п. 8 ч. 1 ст. 9 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В свою очередь данный вид группы лиц можно разделить на два подвида:
Особый интерес представляет основание признания лица аффилированным по п. 7 «физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры». Сложность заключается в том, что в объективно складывающиеся связи вмешиваются субъективные отношения. Законодатель четко определил перечень лиц, наличие родственных связей с которыми обуславливает отношения аффилированности. На практике часто суды вынуждены выходить за рамки, очерченные законом, поскольку фактически аффилированные друг другу лица, находясь в родственных, близких отношениях используют пробелы законодательства для совершения взаимовыгодных сделок. Так, Определением Арбитражного суда г. Москвы от 25.05.2018 г. по гражданскому делу № 40–60987/15–18–264 Б аффилированными друг другу признаны должник по оспариваемым сделкам и конечный приобретатель имущества, который является должнику зятем. Тем самым суд установил отношения аффилированности по фактическим обстоятельствам, выйдя за рамки, очерченные законодателем.
Также, может наблюдаться и косвенная аффилированность — «аффилированность через третьих лиц».
При этом могут наблюдаться следующие связи между лицами, входящими:
– в группу лиц с лицом, входящим в группу лиц юридического лица.
– в группу лиц с лицом, в группу лиц которого входит лицо, входящее в группу лиц с юридическим лицом.
Помимо вышеназванных проблем наблюдается и ряд других, связанных с недостатками правовой регламентации рассматриваемой категории. Так, аффилированные лица, используя имеющиеся пробелы в законодательстве, могут, например, манипулировать ценами совершаемых сделок, манипулировать участниками корпораций и т. д.
Недостатки правовой регламентации, способствовали внесению 05.03.2014 г. законопроекта № 465949–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» (об определении аффилированных лиц и признании утратившим силу Закона РСФСР № 948–1 от 22 марта 1991 г.). Данный законопроект был зарегистрирован и направлен на предварительное рассмотрение в профильный комитет Государственной Думы. Ответственным комитетом было принято решение о представлении законопроекта в Совет Государственной Думы (дата события не определена). Суть данного законопроекта сводится к тому, чтобы внести изменения в Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», дополнив его ст. 4 п. 23. А также дополнить данный Федеральный закон № 135-ФЗ ст. 9.1, в которой были бы перечислены аффилированные лица юридического лица и аффилированные лица физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Причем перечень таких лиц идентичен перечню, содержащемуся в ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 г. № 948–1.
Интересно, что несмотря на то, что законопроект был внесен в 2014 г., он и по настоящее время не был рассмотрен и принят Государственной Думой даже в первом чтении. Учитывая то, что его суть сводится к тому, чтобы перенести существующие нормы из Закона РСФСР № 948–1, который действует только в части одной статьи, устанавливающей понятие и перечень аффилированных лиц, в действующий Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не внося каких-либо изменений в содержание нормы, то можно с полной уверенностью утверждать, что данный законопроект не сможет решить существующих проблем в правоприменительной практике. Представляется, что изменения в законодательство должны быть внесены в несколько ином виде, в частности внесены изменения в Гражданский кодекс РФ, что приведет к исключению из антимонопольного законодательства, не свойственного ему понятия.
Подытоживая вышесказанное, заметим, что, понятие «аффилированные лица» имеет свое четкое легальное определение, закрепленное в ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 г. № 948–1. Однако это определение несовершенно и требует доработки, изменений, поскольку аффилированные лица, используя существующие пробелы законодательства в регламентации их правового положения, совершают экономически выгодные для них действия, попирая интересы третьих (заинтересованных) лиц.
Литература:
- О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: [закон РСФСР: принят 22 марта 1991 г.: по состоянию на 26 июля 2006 г.]. // Ведомости СНД и ВС РСФСР. — 1991. — № 16. — Ст. 499.
- О защите конкуренции: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 июля 2006 г.: одобр. Советом Федерации 14 июля 2006 г.: по состоянию на 03 июля 2016 г.]. // Собрание законодательства Рос. Федерации. — 2006. — № 31. — Ст. 3434.
- Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.11.2011 г. № 1486-О-О «По жалобе гражданина Сатарова Шавката на нарушение его конституционных прав положениями пункта 1 статьи 81 и пункта 1 статьи 84 Федерального закона «Об акционерных обществах»» [Электронный ресурс]. Доступ из системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Максимум. Вся Россия / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». — Режим доступа: http://base.garant.ru/70104538/ ̶ 05.06.2018.
- Определение Арбитражного суда г. Москвы от 25.05.2018 г. по гражданскому делу № А40–60987/15–18–264 Б [Электронный ресурс] // http://ras.arbitr.ru/
- Шиткина, И. С. Корпоративное право / И. С. Шиткина. — М.: КНОРУС, 2016. — 556 с.