Активизация двигательной деятельности детей 2–3 лет средствами подвижных игр | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (209) июнь 2018 г.

Дата публикации: 10.06.2018

Статья просмотрена: 3050 раз

Библиографическое описание:

Алеева, З. Р. Активизация двигательной деятельности детей 2–3 лет средствами подвижных игр / З. Р. Алеева, Г. В. Ильина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 398-401. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51248/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье показана необходимость активизации двигательной деятельности детей 2–3 лет, приведены методические рекомендации по организации подвижных игр, которые включают в себя поэтапное формирование двигательной активности детей раннего возраста.

Ключевые слова: деятельность, двигательная активность, подвижная игра, игры с речитативами, дети раннего возраста.

The article shows the necessity of activation of motor activity of children 2–3 years old, the methodical recommendations on organization of outdoor games, which include the gradual formation of physical activity of children of early age.

Keywords: activity, motor activity, motor activity, mobile game, games with recitatives, early childhood.

В последние годы ведущими направлениями в исследованиях по физической культуре стали изучение эффективности двигательной активности детей, совершенствование количественных и качественных показателей развития движений. Исследования профессора И. А. Аршавского говорят о том, что у ребенка раннего и дошкольного возраста восстановление затраченной энергии характеризуется повышением исходного уровня, поэтому в результате движений масса тела не тратится, а приобретается. Одновременно возрастают и структурно-энергетические возможности организма. Общеизвестно, что систематические занятия физическими упражнениями в режиме дня способствуют улучшению функционального состояния центральной нервной системы, снижению напряженности сердечно — сосудистой и дыхательной систем, укреплению двигательного аппарата и повышают уровень физической подготовленности детей.

Слабая двигательная активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения здоровья. Открытость организма ребенка внешним влияниям, высокая восприимчивость к движениям позволяют формировать у него приспособительные механизмы к реальным условиям жизнедеятельности с момента рождения, используя при этом целенаправленный комплекс физической культуры.

Рассматривая активизацию двигательной деятельности детей двух-трёх лет, рассмотрим понятие «двигательная деятельность».

В общедоступных словарях «деятельность» определяется как это способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей с окружающим миром. Понятием «деятельности» охватываются разные формы человеческой активности и сферы функционирования общества. С помощью этого понятия даются характеристики различных аспектов и качеств бытия людей (деятельность физическая и умственная, внешняя и «внутренняя», творческая и разрушительная и т. д.) [5, с. 36].

Деятельность — это специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс [1, с. 48].

Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности. У детей дошкольного возраста двигательная активность состоит из трёх частей: в процессе непосредственной образовательной деятельности, в процессе обучения в виде полезной и трудовой деятельности, как свободная двигательная активность [3, с. 22].

Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня, характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями [3].

Основной формой для развития двигательной активности детей двух — трёх лет является подвижная игра, под которой понимается «сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех правилами игры» [4, с. 54].

С детьми 2–3 лет обычно использую простые подвижные игры без правил. Особенно большую роль они играют в процессе адаптационного периода ребёнка к дошкольной образовательной организации. Данные игры не имеют определённой сюжетной линии, но они включают комплекс движений, которые должен освоить ребёнок. Дети постепенно их осваивают, выполняя каждое движение в своём темпе.

В качестве развития двигательной активности можно использовать такие задания как: «Перешагни через палку», «Пройди по дорожке», «Пройди по мостику», «Доползи до погремушки», «Проползи под воротики», «Будь осторожен», «Найди игрушку» и т. д., а потом можно предложить новые. С начала данные задания лучше провести индивидуально с ребёнком, чтобы он усвоил правильность выполнения каждого движения. Потом можно их использовать с группой детей, включая как в занятие, так и предлагая для самостоятельной деятельности.

Игровые упражнения на третьем году жизни дети выполняют друг за другом или все одновременно. Например, «Пройди по тропинке» (ширина 25 см): они вдут друг за другом; задание «Перешагни через палку» выполняют сразу всей подгруппой; причем переступая несколько палок; «Целься вернее» — каждый метает в свою цель (обруч) или все в одну корзину (сетку, ящик). Такая организация позволяет создать многократность повторения движений, что способствуют лучшему усвоению задания.

Постепенно игры можно усложнять. На третьем году жизни у малышей появляются устойчивые игровые интересы, они уже могут соблюдать простые правила, играя вначале небольшим коллективом, а затем уже всей группой. Содержания игр детей данного возраста обогащается, им становятся доступны игры, требующие выдержки, смены видов движений, сравнительно быстрой реакции на сигнал [3].

В. А. Шишкина отмечает: для того чтобы обогатить игру ребенка разнообразными движениями необходимо пользоваться игровым материалом, который должен отвечать возрастным особенностям детей. Он должен быть ярким, лёгким, чтобы вызывать у детей желание включить его в свою деятельность.

Детям 2–3 лет доступны такие физкультурные пособия как мячи, обручи. Они могут выполнять с ними простые действия: прокатить, подкинуть, бросить и поймать и т. д. Постепенно физкультурное оборудование будет усложняться: будут задействоваться небольшие скамейки, лестницы, кубы ящики и др. Имея небольшой запас выполняемых действий нужно придумать максимальное количество упражнений на развитие движения с одним предметом, но при этом они должны быть просты и понятны. Воспитатель должен увидеть, что новое движение понял каждый ребёнок, обратить внимание как его выполняют робкие дети, приободрить их, повторить с ними материал индивидуально.

В этом возрасте будут доступны физкультурные занятия с использованием танцевальных движений и музыкального сопровождения, утренняя гимнастика и подвижные игры. Действия в этих играх элементарны и не продолжительны: трое-четверо детей старательно маршируют, а один подает команды; один прихлопывает руками, напевая «ля-ля-ля», а несколько детей танцуют. Иногда они берутся за руки и пытаются повторить какое-нибудь одно (реже два) упражнения из комплекса гимнастики, организовать хоровод и даже подвижную игру. В таких играх дети особенно радуются общению, умению выполнять действия совместно [6, с. 13].

При выполнении любой деятельности у детей 2–3 лет наблюдается быстрая утомляемость, поэтому в подвижных играх необходимо использовать частую смену движений, обеспечивая их чередование с кратковременным отдыхом.

В процессе подвижных игр дети данного возраста выступают в одинаковых условиях. Все дополнительные роли, такие как кошка в игре «Кошка и мыши», сторож в игре «Куры в огороде» и т. д., выполняет сам воспитатель. После освоения игры данная роль передаётся ребёнку, но при этом контроль за ходом игры воспитатель сохраняет. Он напоминает детям, куда нужно двигаться, показывает движения.

Например, в игре «Воробышки и автомобиль» воспитатель сначала показывает действия воробышек, вместе с малышами бегает, расставив руки в стороны, — «воробышки летают», присаживается, стучит по коленям пальцами — «воробышки клюют зернышки» и т. д., а потом подсказывает детям, что воробышки должны убегать, когда едет машина, и изображает езду на машине.

В начале игры воспитателю необходимо объяснить правила игры. Обратить внимание детей, что в игре будут использованы специальные сигналы, которые помогут ориентироваться в игре и позволят вовремя менять или прекращать свои действия. Это могут быть зрительные сигналы, в качестве которых выступают разноцветные флажки или ленточки; слуховые — свисток, удар в бубен, хлопок в ладоши и т. д. [3].

Для привлечения и заинтересованности детей 2–3 лет к двигательной активности необходимо использовать подвижные игры с речитативами.

Например, подвижная игра«У медведя во бору» учит детей раннего возраста бегать по сигналу в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. Среди детей выбирается медведь, который стоит в сторонке. Дети имитируют сбор ягод и грибов, сопровождая свои действия словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь сидит,

И на нас рычит.

Произнеся последнее слово, медведь начинает ловить детей. Ребёнок, которого он поймает, занимает его место.

В подвижной игре «Ножки» дети учатся выполнять движения в соответствии с текстом.

Воспитатель с детьми произносит:

Ножки, ножки,

Бежали по дорожке,

Бежали лесочком,

Прыгали по кочкам,

Прыг-скок, прыг-скок,

Прибегали на лужок,

Потеряли сапожок [4].

У детей 2–3 лет должна быть развита разная моторная деятельность, поэтому необходимо использовать разнообразные по содержанию, организации, по сложности согласования движений подвижные игры.

В работе с малышами целесообразно использовать игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила («Зайка беленький сидит», «По ровной дорожке», «Поезд» и др.). Игровые образы должны быть понятны и интересны детям (кот, птички). Движения персонажей игр доступны для исполнения маленькими детьми.

При проведении подвижной игры необходимо помнить о выполнении основных образовательно-воспитательных задач. Одной из таких задач является развитие и совершенствование движений детей. Малыши должны соблюдать, хотя бы в общих чертах, обусловленный сюжетом и правилами способ выполнения движений. По мере приобретения детьми двигательного опыта требования к выполнению движений должны увеличиваться. Вторая задача — приучать детей действовать в коллективе в соответствии с правилами игры. При этом большое внимание уделяется воспитанию у детей организованности, дисциплины, умения сдерживать себя, выполнять двигательные задания по сигналу.

Выполнение этих задач зависит от того, как педагог сумеет привлечь малышей к игре, заинтересовать их. Одним из важнейших условий при этом является общение детей со взрослым и между собой.

Дети очень любят, когда взрослые участвуют в игре, но не просто ведущим, а непосредственным участником (птичкой, зайкой и т. п.). Воспитатель должен бегать, прыгать, ловить детей, показывая пример правильного выполнения движений. В таких случаях дети очень внимательно прислушиваются к каждому слову педагога, выполняют все его требования, охотно повторяют игры, хорошо их усваивают.

Большую роль на этапе предварительной работы с детьми играет объяснение правил. Необходимо рассказать, какие персонажи будут задействованы, какой характер имеет каждый герой (например, лиса — хитрая, медведь — неуклюжий и т. д.), при этом показать, каким голосом должен ребёнок озвучивать персонажа (медведя грубым голосом, лису — звонким. При этом лиса должна хитро зазывать детей.).

Важным условием, вызывающим у малышей интерес к игре, является непосредственное участие воспитателя в игре, проявление его заинтересованности. Малышей не смущает то обстоятельство, что воспитатель, будучи, например, медведем, делает им замечания по выполнению движений, напоминает правила игры. Они охотно подчиняются его указаниям и в то же время воспринимают его как активного участника игры. Дети 2–3 лет стараются подражать воспитателю в выполнении движений.

В процессе подвижной игры взрослый должен указывать на недостатки выполнения действий детьми, но делать это ненавязчиво, чтобы не отбить желания у ребёнка участвовать в процессе игровой деятельности. Если ребёнок плохо усвоил правила игры, лучше ещё раз напомнить ему. При этом никогда нельзя критиковать ребёнка и повышать на него голос. Дети 2–3 лет обычно обижаются на такие замечания, и у них пропадает желание участвовать в коллективных играх, упражнениях. Для совершенствования движений детей воспитатель в ходе игры может использовать разные приемы: показ, пояснения, указания, игровые образы. Например, в игре «Мой веселый звонкий мяч» воспитатель предлагает детям подпрыгивать повыше, как мячики, может показать, как надо подпрыгнуть повыше и мягко приземлиться, поощряет малышей, хорошо выполняющих движение.

В процессе подвижной игры воспитатель следит за выполнением правил, за взаимоотношениями детей, за их состоянием. Все это очень важно, так как нарушение правил, например, со стороны большинства детей, или слишком возбужденное их состояние являются признаками утомления. В этом случае игру надо прекратить, переключить детей на более спокойную деятельность.

Непременным условием правильного руководства деятельностью детей является индивидуальный подход к каждому ребёнку во время игр. Сюжеты, правила и организация предложенных игр несложны, к тому же они вполне допускают выполнение заданий в соответствии с возможностями и желаниями каждого ребенка.

Таким образом, в процессе игры ребёнок 2–3 лет приобретает массу положительных эмоций. Он с удовольствием выполняет действия, которые показывает ему взрослый, следует определённому сюжету и правилам, а со временем у него повышается качество выполняемых им движений. Игра — это исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность.

Литература:

  1. Большой энциклопедический словарь. — [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://gufo.me/dict/bes
  2. Ильина Г. В. Развитие физических качеств дошкольников в непрерывной физкультурной деятельности: монография. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск, гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015. 401 с.
  3. Лямцева И. В., Белинова Н. П. Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. С. 61–66.
  4. Мельников Ю. А. Подвижные игры в системе спортивной подготовки: терминологический словарь. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2014. 100 с.
  5. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: АЗЪ, 2013. — 928 с.
  6. Шишкина В. А. Движение + движение. — М.: Просвещение, 1992. — 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, двигательная активность, подвижная игра, воспитатель, движение, правило игры, выполнение движений, двигательная активность детей, ранний возраст.


Похожие статьи

Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх и физических упражнениях

В настоящей статье организация подвижных игр, физической активности рассматривается как способ развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. В работе отмечается, какими возможностями обладают игры и физические упражнения для развития тво...

Влияние подвижных игр на гармоничное развитие детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются приоритетные направления в физическом и психическом развитии детей дошкольного возраста посредством подвижных игр.

Взаимосвязь подвижных игр и речевого развития у детей 3-4 лет в условиях ДОУ

В статье рассматриваются вопросы о наличии взаимосвязи между подвижными играми и речевым развитием у детей дошкольного возраста. Возраст от 3 до 4 лет является критическим в развитии речи у детей. В этот период происходит значительное улучшение слова...

Особенности выполнения упражнений на двигательную активность детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

В статье прослеживаются особенности выполнения упражнений детьми старшего дошкольного и младшего школьного возрастов при различных способах организации заданий на двигательную активность.

Организация двигательной деятельности с детьми 6–7 лет через проведение занятий аэробикой

В статье автор исследует организацию двигательной деятельности с детьми 6–7 лет через проведение занятий аэробикой.

Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы)

В статье рассматриваются особенности активизации развития речи детей до-школьного возраста, описывается технология опыта работы с дошкольниками с задержкой речевого развития.

Развитие общей моторики детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и комплекса упражнений «Моторчики»

Организация музыкально-ритмической деятельности с детьми групп компенсирующей направленности

В статье рассматриваются проблемы, посвященные организации музыкально-ритмических упражнений с детьми групп компенсирующей направленности. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие определенных навыков детей.

Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматриваются проблемы, посвященные коррекционной работе по формированию и развитию вокальных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в процессе развития певче...

Игровая терапия как средство эффективного речевого развития дошкольников с нарушениями речи при подготовке к школьному обучению

В статье представлена классификация практических игр, направленных на развитие речи, психических процессов, мелкой моторики, необходимых при подготовке воспитанников к школе.

Похожие статьи

Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх и физических упражнениях

В настоящей статье организация подвижных игр, физической активности рассматривается как способ развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. В работе отмечается, какими возможностями обладают игры и физические упражнения для развития тво...

Влияние подвижных игр на гармоничное развитие детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются приоритетные направления в физическом и психическом развитии детей дошкольного возраста посредством подвижных игр.

Взаимосвязь подвижных игр и речевого развития у детей 3-4 лет в условиях ДОУ

В статье рассматриваются вопросы о наличии взаимосвязи между подвижными играми и речевым развитием у детей дошкольного возраста. Возраст от 3 до 4 лет является критическим в развитии речи у детей. В этот период происходит значительное улучшение слова...

Особенности выполнения упражнений на двигательную активность детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

В статье прослеживаются особенности выполнения упражнений детьми старшего дошкольного и младшего школьного возрастов при различных способах организации заданий на двигательную активность.

Организация двигательной деятельности с детьми 6–7 лет через проведение занятий аэробикой

В статье автор исследует организацию двигательной деятельности с детьми 6–7 лет через проведение занятий аэробикой.

Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы)

В статье рассматриваются особенности активизации развития речи детей до-школьного возраста, описывается технология опыта работы с дошкольниками с задержкой речевого развития.

Развитие общей моторики детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и комплекса упражнений «Моторчики»

Организация музыкально-ритмической деятельности с детьми групп компенсирующей направленности

В статье рассматриваются проблемы, посвященные организации музыкально-ритмических упражнений с детьми групп компенсирующей направленности. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие определенных навыков детей.

Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматриваются проблемы, посвященные коррекционной работе по формированию и развитию вокальных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в процессе развития певче...

Игровая терапия как средство эффективного речевого развития дошкольников с нарушениями речи при подготовке к школьному обучению

В статье представлена классификация практических игр, направленных на развитие речи, психических процессов, мелкой моторики, необходимых при подготовке воспитанников к школе.

Задать вопрос