Статья посвящена рассмотрению современного состояния российского строительного маркетинга и его особенностей. Изучены сферы строительного бизнеса, затрагиваемые маркетингом. Рассмотрена специфика маркетинга в строительной отрасли, определены ключевые проблемы в исследуемой области, причины и факторы их детерминирующие, а также представлены рекомендации, направленные на совершенствование и повышение эффективности маркетинговой деятельности в строительных организациях с учетом специфики проблемы. Определены этапы оптимизации маркетинговой деятельности в сфере строительства, а также тактики, использование которых призвано, в конечном счете, обеспечить максимизацию прибыли.
Ключевые слова: маркетинг в строительстве, строительство, маркетинговая деятельность, строительные услуги, совершенствование маркетинговой деятельности.
В наиболее общем виде маркетинговая деятельность представляет собой деятельность предприятия, которая связана с приобретением и реализацией продуктов либо услуг. Маркетинг выступает неотъемлемым элементом строительного производства. Вместе с тем, при все своей значимости маркетинговая деятельность в строительстве в сравнении с другими отраслями экономики отличается весьма медленными темпами своего развития, что обусловлено рядом причин:
- многообразием коммерческих отношений;
- большим количеством участников строительства (заказчики, генеральные подрядчики, субподрядчики, проектировщики, инвесторы), что обусловливает сложность связей между ними;
- низкий уровень образования маркетологов
- нехватка информации при проведении исследований и как следствие противоречивость результатов;
- нежелание российских предпринимателей вкладываться в маркетинговые исследования.
Важность маркетингового управления обусловлена тем, что оно создает основу для успешной деятельности организации в условиях действующих рыночных отношений [1, с. 75].
Безусловно, для каждой отрасли характерны свои особенности, которые следует учитывать, чтобы достичь поставленной цели. Однако существуют и общие принципы, которые применимы в любой сфере бизнеса. В наиболее общем виде для их обозначения можно применить следующие термины: цена, продукт, продвижение и поставка. Учитывая вышеизложенное, применительно к маркетингу в строительстве, таким образом можно выделитьследующие ключевые инструменты:
- товарная политика, предусматривающая работу с ассортиментным составом строительных материалов, расширение диапазона услуг, гарантии качества обслуживания клиентов;
- ценовая политика, заключающаяся в определении стандартной цены и анализе стоимости услуг конкурентов, а также предусматривающая применение скидок, акционных предложений, кредитов;
- коммуникационная стратегия и маркетинговые исследования, предполагающая разработку рекламных кампаний, налаживание связей с потенциальными клиентами;
- политика сбыта, затрагивающая продажи, поиск новых ниш на рынке, а также каналов сбыта.
Перечисленные выше инструменты играют ключевую роль в осуществлении всей маркетинговой стратегии, а, следовательно, и в достижении главной цели ‒ прибыли.
К числу ключевых специфических черт маркетинговой деятельности относится ее многофункциональность. Действительно, маркетинг в строительстве затрагивает различные области строительного бизнеса, среди которых:
- производство строительных материалов;
- оказание разнообразных строительных услуг;
- работы, связанные с инженерным и техническим обслуживанием зданий.
Каждая из перечисленных сфер строительного бизнеса имеет свои особенности, определяющие специфику осуществления деятельности, в том числе маркетинговой. В данном контексте целесообразно рассмотреть каждую из вышеперечисленных сфер в отдельности.
Ключевая задача маркетинга в производстве строительных материалов заключается в проведении анализа рынка, выяснении величины спроса на соответствующий товар, а также экономическом расчете издержек и производственных мощностей. В силу своей развитости данная сфера отличается высоким уровнем конкуренции.
Изготовление строительных материалов сопровождается оказанием сопутствующих строительных услуг, включающих:
- транспортные услуги;
- снабжение клиентов требуемой техникой и различными комплектующими.
Маркетинговые решения в данной сфере требуют определиться относительно объекта и места строительства или, иными словами, занять нишу на рынке для того, чтобы потенциальные клиенты заинтересовались соответствующим предложением.
Работы, связанные с инженерным и техническим обслуживанием, охватывают все видовое многообразие отделочных и ремонтных работ.
Постоянная динамика в предпочтениях потребителей, а также высокий уровень конкуренции, характерный для строительной отрасли делает обусловливает важность и значимость задачи совершенствования маркетинговой деятельности не только для крупных строительных организаций, но и для представителей малого и среднего предпринимательства. Как следствие данное направление исследование является весьма актуальным.
Следствием неэффективной работы отдела маркетинга любого предприятия является главным образом снижение его конкурентоспособности, что в свою очередь составляет существенную угрозу финансовой стабильности. Причинами тому могут выступать:
- неверная оценка воздействия факторов маркетинговой среды;
- непродуманность политики продвижения и ценообразования и т. п.
Системообразующую роль в процессе совершенствования системы маркетинга играет маркетинговая стратегия строительной фирмы, которая представляет собой систему целенаправленного привидения содержания и форм организации маркетинговой деятельности в соответствии с требованиями рынка. Стратегия должна быть ориентирована на конечного потребителя и адаптирована к условиям внешней среды [2, с.91].
Безусловно, в рамках статьи сложно рассмотреть все направления совершенствования маркетинга в строительстве, поэтому считаем целесообразным отметить лишь те из них, которые, по нашему мнению, можно считать наиболее эффективными:
- Разработка маркетинговой программы, с помощью которой становится возможным отслеживание распределения бюджета на протяжении всего года, а также структурирование всей маркетинговой деятельности предприятия. Таким образом, маркетинговая деятельность наполняется смыслом, приобретает цельный характер, способствует получению максимального эффекта от вложенных средств.
- Более широкое применение такого инструмента как электронный маркетинг, основными видами которого выступают интернет-маркетинг, телефонные справочные службы, а также мобильный маркетинг. Безусловно, электронный маркетинг обладает своими уникальными способностями. Это и его доступность, и относительно невысокие расходы, и практичность, и, конечно же, удобство.
- Установление определенных требований к маркетологам. Помимо необходимого багажа знаний, маркетолог должен обладать и определенными творческими и коммуникативными способностями, такими как генерирование идей, поиск рациональных вариантов, умение находить общий язык с каждым человеком.
В настоящее время состояние строительного маркетинга является довольно неоднозначным. Однако ясно одно ‒ маркетинг в строительстве выступает в качестве одного из ключевых инструментов развития строительного бизнеса и повышения конкурентоспособности строительной фирмы. Причем возможность превзойти своих конкурентов имеют лишь те строительные компании, которые создадут наиболее эффективную систему маркетинга [3, с. 52].
Литература:
- Коготкова И. З., Мехтиева А. Ю. Совершенствование маркетинговой деятельности в строительной организации // Вестник университета. 2016. № 11. С. 75 ‒ 78.
- Рамазанов И. Д. Биополярная модель поведения потребителя и метод определения степени полярности поведения покупателя // Маркетинг в России и за рубежом. 2013. № 1. С. 90 ‒ 95.
- Гусева М. Н. Управление качеством в маркетинговой деятельности строительной компании // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11. С. 52 ‒ 56