В данной публикации исследованы особенности правового регулирования труда медицинских работников, отличающиеся от общих правил. Определены противоречия Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан». Охарактеризованы проблемы данной сферы и возможные пути их устранения.
Ключевые слова: медицинские работники, Закон об основах охраны здоровья граждан, нормирование труда, рабочее время, ассоциация медицинских работников.
Труд медицинских работников уважался во все времена, ведь они несут ответственность не только за здоровье, но и за жизнь своих пациентов. Поэтому к занимаемым ими должностям предъявляются особые требования, предоставляются дополнительные льготы и компенсации. Указанные положения получают свое закрепление в трудовом договоре, который заключается с медицинским работником.
Существующий кризис в экономике страны привел к тому, что медицинские учреждения начали финансирования по остаточному принципу. На сферу здравоохранения выделяются денежные средства в несколько раз ниже необходимых. Сложившаяся ситуация привела к тому, что у медицинских работников нет какой-либо заинтересованности в улучшении качества оказываемых ими услуг. Возникла необходимость разработки качественно новых механизмов правового регулирования данной сферы, которые будут нацелены на повышение уровня заинтересованности работников в улучшении своих знаний, повышении качественных признаков оказываемой медицинской помощи.
Актуальность настоящей публикации связана не только с отмеченными выше проблемами, но и с разнообразием нормативно-правовых актов в данной сфере, их несовершенством, множеством коллизий и пробелов трудового законодательства.
Медицинский персонал отнесен к специальным субъектам трудового права. Это связано с тем, что их труд очень ответственный, к нему должны допускаться только высококвалифицированные специалисты. С другой стороны, труд медицинского работника связан с психоэмоциональными нагрузками, поэтому возникает необходимость установления дополнительных социальных мер защиты и поддержки данной категории работников.
Особенностью регулирования труда медицинских работников является также то, что помимо общих положений Трудового кодекса РФ2, в этой сфере применяется и Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»2 (далее — Закон об основах охраны здоровья граждан). Указанным нормативно-правовым актом установлен порядок допуска к осуществлению профессиональных функций, права и обязанности медицинского персонала, ограничения, предъявляемые к труду медицинских работников.
Одна из проблем, возникших в данной сфере с 1 января 2016 года, является снижение уровня требований к квалификации врача. Согласно ст. 69 Закона об основах охраны здоровья граждан право на осуществление медицинской деятельности имеет лицо, которое получило медицинское или иное образование в соответствии с федеральными государственными образовательными программами и имеет свидетельство об аккредитации специалиста. Употребление законодателем фразы «иное образование» следует понимать как необязательность получения именно медицинского образования для занятия должности в системе здравоохранения. Существует практика допуска к медицинской деятельности лиц, имеющих биологическое образование, но общественность воспринимает подобные факты негативно.
В статьях 72 и 73 Закона об основах охраны здоровья граждан закреплены права и обязанности медицинских работников, но эти статьи носят декларативный характер, ведь эти положения уже отображены в Трудовом кодексе РФ. Поэтому копирование уже действующих норм необходимо считать лишним6, с. 2522.
Перечень трудовых прав медицинских работников определяется как недействующее. Так, одним из первых в этом перечне указывается право на создание руководителем медицинской организации определенных условий для выполнения его подчиненными своих трудовых обязанностей, учитывая обеспечение необходимым медицинским оборудованием. Данная законодательная норма имеет отсылочный характер. Норма не может быть действующей, потому как не содержит какой-либо конкретики. Не указано, каким именно оборудованием должен быть обеспечен сотрудник медицинского учреждения — здесь законодатель предполагал предоставление обычного набора врача-специалиста, или же всей современной медицинской техники, что не представляется возможным по экономическим причинам.
В Законе содержится правомочие врача по страхованию риска своей профессиональной ответственности. Согласно Закону это право именно медицинского работника, а не обязанность учреждения здравоохранения. Следовательно, врач при своей невысокой заработной плате вряд ли сможет себе позволить такой вид страхования4, с. 165.
Статья 74 Закона об основах охраны здоровья граждан устанавливает ограничения, связанные с занимаемой медицинским работником должностью. Для разработки этих ограничений использовались положения, применяемые к статусу государственного служащего. Главной целью установления этих ограничений является прекращение существующей практики взаимоотношений между врачами и фармацевтическими компаниями, когда врач назначает только определенный препарат, рассчитывая на получение бонусов, а не ставя на первое место здоровье и материальные возможности пациента.
Специфика трудовой деятельности медицинского персонала связана с тем, что во время выполнения своих обязанностей они пребывают в условиях, вредных для здоровья. Это непосредственный контакт с различными инфекциями, работа с биологическими материалами, излучение, исходящее от рентгеновских аппаратов. Случаются ситуации, когда условия труда медицинских работников становятся даже опасными для их жизни.
Льготные условия труда медицинских работников связаны с установлением для них сокращенной продолжительности рабочего времени — 39 часов в неделю. Для отдельных категорий медицинского персонала продолжительность рабочего времени может быть установлена Правительством Российской Федерации3, с. 114.
В зависимости от должности или специализации медицинского сотрудника может устанавливаться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Количество дней такого отпуска для каждой отдельной категории также определяется подзаконными нормативно-правовыми актами, издаваемыми Правительством РФ.
Следует определить основные проблемы, существующие в сфере правового регулирования труда медицинских работников:
- В Законе об основах охраны здоровья граждан отсутствует четкое определение круга лиц, которые считаются медицинскими работниками. Определение точного перечня и отделение непосредственно медицинских сотрудников от иных лиц, которые косвенно участвуют в оказании медицинских услуг возможно только при выделении категории «работники здравоохранения».
- Существует необходимость определения на федеративном уровне нормативов, устанавливающих объем нагрузки для каждой медицинской специальности. На сегодняшний день нормирование труда работодатель осуществляет в соответствии с нормами местного законодательства. Это приводит к необоснованному повышению нагрузки отдельных медицинских работников, в следствие чего они не успевают справляться с возложенными на ними обязанностями.
- Работодателем не соблюдаются сокращенные нормы рабочего времени медицинских работников. От этого напрямую зависит качество оказываемых медицинских услуг, повышается риск причинения вреда здоровью пациентов. Сотрудники медицинских учреждений, получающие мизерные заработные платы, просто вынуждены соглашаться на дополнительные рабочие часы. Документально такая подработка оформляется как договор о работе по совместительству, а если работник дает согласие на дополнительную работу, то такая работа оплачивается как сверхурочная.
Подобные ситуации относятся к нарушению такого принципа трудового права, как обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени (абз. 5 ч. 1 ст. 2 ТК РФ). Также такая практика противоречит положениям нормы ст. 282 ТК РФ, которая запрещает работу по совместительству, если она и основная работа связаны с опасными или вредными условиями труда 5, с. 15.
- Отсутствие в сфере медицинской деятельности профессиональных ассоциаций. Создание и деятельность таких ассоциаций предусмотрена положениями Закона об основах охраны здоровья граждан. Ассоциации медицинских работников не должны быть просто подобием профсоюза. Однако в настоящее время такая ассоциация не создана и не функционирует, хотя попытки в данном направлении предпринимались, но они не увенчались успехом.
- Необходимо повышать статус врача и расширить его профессиональную автономию, позволить ему не быть заложником бюрократической ситуации, взвалив на него заполнение множества статистической и отчетной документации. Врач должен заниматься своей непосредственной работой — оказывать медицинские услуги. В связи с тем, что страховая медицина требует от них ежедневной отчетности, врач не может уделять достаточно времени для обследования пациента, который обратился к нему за оказанием медицинской помощи. Отсюда — недоверие медицинским работникам, снижение уровня их авторитета в глазах общественности.
Для разрешения перечисленных проблем необходимо закрепить все нужные правовые положения о регулировании труда медицинских работников в кодифицированном законодательном акте — Трудовой кодекс РФ. Однако это не позволяет сделать определенная специфика труда медицинских работников, которая требует комплексной законодательной регламентации. С одной стороны, труд медработников должен регулироваться Трудовым кодексом РФ как актом, содержащим общие для всех работников нормы, с другой стороны — довольно оправданно существование Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» для данной сферы, с третьей — необходима регламентация положений отмеченных выше актов в подзаконных нормативно-правовых актах7.
Присутствие специальных норм в Трудовом кодексе РФ является важней гарантией прав медицинских работников в силу их специфического статуса, связанного с особыми условиями труда. Правовое регулирование сферы труда медработников стоит построить по такому принципу: все, что можно отобразить в Трудовом кодексе РФ, закрепить в отдельной его главе, направленной на урегулирование этих трудовых правоотношений; отдельные аспекты и нюансы урегулировать специальными законами и подзаконными нормативно-правовыми актами.
Литература:
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (с изм. и доп. от 05.02.2018 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3.
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 48. — Ст. 6724.
- Акопов В. И. Правовое регулирование профессиональной деятельности медицинского персонала. Учебное пособие, 2-е изд. — М.: Феникс, 2014. — 332 с.
- Акулина Т. И. Правовой статус медицинского работника как специального субъекта трудового права // Закон. — 2012. — № 4. — С. 163–170.
- Иванова Н. А. Особенности правового регулирования труда медицинских работников в условиях реформирования здравоохранения: автореф. дис.... канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2012. — 25 с.
- Тюлюш А. М. Особенности правового регулирования труда медицинских работников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 39. — С. 2521–2525.
- Филипова И. А. Правовое регулирование труда медицинских работников: особенности правового статуса и проблемы, имеющиеся в законодательстве // Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.justicemaker.ru/view-article.php?id=20&art=5384