В статье раскрываются новые тенденции в области маркетинга, описаны основные инструменты воздействия на потребителей в Российской Федерации и за рубежом. Показаны результаты оценки рекламного рынка России и перспективы его развития.
Ключевые слова: интернет-маркетинг, рекламный рынок, тенденции, Интернет, трафик, контент
Технологии в современном мире развиваются быстрыми темпами, увеличивается скорость распространения информации, каждый день на рынках появляются новые продукты, а инструменты воздействия на потребителей теряют свою актуальность. Компаниям, в ситуации сильно растущей конкуренции постоянно требуются новые способы, оказывающие влияния на клиентов и способствующие росту объемов продаж [1]. В наши дни ни одна компания не выпускает свой продукт без обдуманной маркетинговой стратегии, расширяя список возможных способов привлечения потребителей путём размещения рекламы в различных источниках. Всё большую популярность приобретает интернет-маркетинг, как огромная площадка для реализации самых нестандартных и уникальных идей, которая, к тому же, не имеет ограничений. Поэтому тема маркетинга в сети Интернет является достаточно актуальной, особенно ее становление и развитие в России.
Все существующие инструменты продвижения товаров и услуг уступают место интернет-маркетингу, поскольку внимание профессионалов всегда обращается в место, где собирается большее количество целевых потребителей. А, как известно, интернет-пространство в наши дни набирает все большую популярность и охватывает значительное количество аудитории.
Интернет-маркетинг (англ. internet marketing) — практика использования всех аспектов традиционного маркетинга в Интернете, с целью продажи продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними [2]. В конце января 2018 года глобальное медиа агентство We Are Social и разработчик платформы для управления социальными сетями HootSuite представили отчет, согласно которому практически четыре миллиарда человек по всему миру используют интернет [3].
Количество интернет-пользователей к концу 2018 года составит более 4 млрд (53 % от населения планеты), что на 7 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Россия занимает 7 место по количеству пользователей, обгоняя при этом многие страны Европейского союза, но это только чуть больше 76 % населения нашей страны:
Таблица 1.1
Количество интернет-пользователей [2]
№ |
Страна |
Пользователи |
% от населения |
- |
Земля |
3 885 567 619 |
51,7 |
1 |
КНР |
738 539 792 |
53,2 |
2 |
Индия |
462 124 989 |
34,4 |
3 |
США |
286 942 362 |
87,9 |
4 |
Бразилия |
139 111 185 |
65,9 |
5 |
Индонезия |
132 700 000 |
50,4 |
6 |
Япония |
118 453 595 |
94 |
7 |
Россия |
109 552 842 |
76,4 |
На основании этих данных можно сделать вывод о том, что российский интернет-рынок находится в стадии развития и является перспективным.
Стоит подчеркнуть основные тенденции в среде интернет-маркетинга, которые уже нашли своё применение в США и европейских странах:
Натуральность. С 80-х годов прошлого века в развитых странах люди стали задумываться о натуральности продукта. Постепенно данная тенденция дошла и до России. Сегодня актуально всё натуральное, и реклама не является исключением. Различные фильтры и обработка фотографий уходят в прошлое, главное — аутентичность продукта. Реалистичные фотографии быстрее привлекут клиента, тогда как идеальные могут вызвать сомнения.
Мобильные устройства. С каждым годом все больше пользователей используют мобильные устройства для получения информации, поскольку мобильные гаджеты достигли высокой производительности и удобнее в использовании. Чтобы повысить приток посетителей, владельцам сайтов следует подумать об адаптации онлайн-площадок под мобильные устройства.
Видеоматериалы. Видеоконтент занимает примерно 75 % всего интернет-трафика [3]. Маркетологи уже давно применяют этот инструмент для продвижения бренда, повышения лояльности клиентов и стимулирования потребителей к приобретению.
Текст. Для того чтобы именно ваш продукт выдавался по запросу в поисковой системе, недостаточно просто поместить в текст ключевые слова. Контент должен быть полезный и осмысленный, сайты с увлекательным и интересным наполнением в первую очередь будут предложены интернет-пользователям гугл-ботами.
Мессенджеры. Разработчики мессенджеров считают, что за ними будущее. Email-маркетинг немного потеснится, однако полностью вытеснить его мессенджерам не удастся. Согласно статистике, сегодня мессенджерами пользуется намного больше людей, чем социальными сетями. Мессенджер-маркетинг — это новое перспективное направление.
Постоянное взаимодействие саудиторией. Даже при условии, что сайт или страница в социальных сетях охватывают большое количество посетителей, их необходимо удерживать, иначе они могут забыть ваш продукт из-за слишком большого потока информации. Викторины, опросы, конкурсы — любое непосредственное взаимодействие с читателями будет полезным. А для осуществления данных опросов и их последующей аналитике в Интернете существует множество удобных инструментов [4].
В России применение данных тенденций только набирает обороты. Обратимся к статистике. В таблице представлена структура рекламного рынка России в 2014–17 гг, %:
Таблица 1.2
Структура рекламного рынка России в 2014–2017гг.,% [5]
|
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Телевидение |
45 % |
42 % |
41 % |
41 % |
Радио |
5 % |
5 % |
5 % |
4 % |
Пресса |
10 % |
8 % |
6 % |
5 % |
ООН |
13 % |
11 % |
11 % |
10 % |
Интернет |
27 % |
34 % |
37 % |
40 % |
Итого |
100 % |
100 % |
100 % |
100 % |
Из данной таблицы следует, что использование радио, прессы, ООН (Out of Home –наружная реклама), и даже телевидения в качестве средства распространения рекламы снижается, тогда, как интернет пространство занимает практически лидирующие позиции.
А теперь немного о том, какими инструментами маркетинга пользуются отечественные компании. Наиболее актуальными площадками для размещения рекламы являются:
Таблица 1.3
Актуальные площадки для размещения рекламы [5]
№ |
Название площадки |
1 |
Яндекс |
2 |
|
3 |
Avito |
4 |
MyTarget реклама в социальных сетях (Одноклассники, Мой Мир, ВКонтакте) и на проектах Mail.Ru Group. |
5 |
Instagram, Youtube |
Тенденции интернет-маркетинга в Российской Федерации не сильно отличаются от зарубежного опыта. Ниже представлены основных из них:
1. Социальные сети. ВРоссии социальные сети уже давно стали поистине неотъемлемой частью жизни. Поэтому сегодня наблюдается тенденция повышения функциональности социальных сетей. Большинство пользователей таких сетей как «Вконтакте», «Одноклассники», «Instagram», «Facebook», «Twitter» и других онлайн-ресурсов узнают новости именно из социальных сетей. Поэтому многие из вышеперечисленных развивают возможности программ, выделяя место, в том числе и под рекламу, создавая площадки для продвижения бренда. Ко всему прочему социальные сети в ближайшем времени легко могут вытеснить поисковые системы, поскольку в них человек может сразу узнать отзыв о товаре, получить рекомендацию от друзей и знакомых.
2. Внедрение кнопки «Купить». Возможность совершения моментальной покупки выходит на новый уровень. Когда человек видит интересную вещь, может возникнуть желание узнать о ней поподробнее, ее характеристики и цену, и возможно после этого приобрести. Но раньше это было достаточно сложным процессом и для продавца (которому приходилось вставлять длинные ссылки), и для покупателя (в случае, если ссылки не было — искать самостоятельно). В наши дни этот процесс стал максимально простым — под понравившимся товаром располагается кнопка для его покупки. Нажатие на нее перемещает пользователя непосредственно на страницу компании, которая его продает.
3. Видеоконтент вместо текста. Вбыстром темпе нашей повседневной жизни у людей не хватает времени и сил на прочтение длинных постов и рекламных слоганов. Гораздо проще просмотреть небольшое видео. Так, например, подобная реклама давно заняла нишу на сайтах по просмотру различных видеороликов (YouTube), фильмов и сериалов, и даже в московском метро (при подключении сети Wi-Fi).
4. Пользовательский контент
Роль отзывов обычных пользователей продолжает расти, покоряя все новые вершины. Неожиданно удачным местом для рекламы становятся страницы популярных блогеров в Instagram. Также, в этом приложении помимо рекламы от пользователей появилась еще реклама в ленте, как новый виток увеличения продаж. Плюс ко всему компания может вести блоги в различных социальных сетях и везде вставлять ссылку на свою продукцию, а время загрузки изображения или видеоконтента — минимальное. Также существует много способов для обратной связи, есть возможность получить отзывы от клиентов и «на месте» разобрать возникшую проблему.
5. Телевидение не сдаёт позиций. Реклама на телевидении пока еще является не менее эффективным наряду с Интернетом способом продвижения продукта. Это связано с тем, что Интернетом пользуются далеко не все жители страны (и не во всех уголках нашей страны он присутствует), а вот телевизоры имеются практически у каждого. Да и с возрастной категорией не всё так просто — старшее поколение зачастую не умеет использовать компьютеры и мир Всемирной паутины для них так и остаётся неизведанным.
Борясь с растущей значимостью Интернета, телевидение придумывает новые возможности для продвижения товаров в каждой конкретной целевой аудитории. К примеру, контекстная реклама на телевидении: у каждого телезрителя будет отображаться свой рекламный ролик, исходя из таких параметров, как размер экрана, социальное положение, возраст, пол, состав семьи и прочее.
Телевидение не стоит на месте и допускает в будущем более эффективное воздействие на клиента с помощью персонализации изображения. Оно позволит упразднить перерывы на рекламу, вместо этого «скрывать» её в фильме или сериале. Разные зрители будут видеть разные бренды, марки машин, телефонов и одежды, и даже, возможно, буду видеть разные сцены и диалоги.
Наружная реклама по-прежнему занимает далеко не последнее место. И чем она креативнее, тем лучше. Сегодня очень часто подобная реклама задействует фасады зданий, проезжую часть и общественный транспорт. Именно она сильнее всего может привлекать клиентов, позволяя сфотографировать, почувствовать, потрогать и даже понюхать продукт.
Таким образом, учитывая всё вышеперечисленное, можно сделать вывод о том, что маркетологи еще не исчерпали всех возможностей для привлечения потенциальных потребителей. Россия несильно отстает от своих зарубежных коллег, и уже большое количество эффективных способов воздействия на клиентов за рубежом отечественные специалисты реализовали и у нас. Но есть, куда расти и развиваться. Количество пользователей сети Интернет каждый день растет, и российским компаниям нужно изучать новые тенденции и возможности маркетинга, для успешной реализации товаров и услуг.
Литература:
- Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс/Ф. Котлер — М,: Издательский дом «Вильямс», 2015–656 с
- Основные понятия интернет — маркетинга — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Интернет-маркетинг (дата обращения:01.06.2018).
- Сергеева, Ю. Интернет 2017–2018 в мире и в России: статистика и тренды/ Ю. Сергеева — URL: https://www.web-canape.ru/business/internet-2017–2018-v-mire-i-v-rossii-statistika-i-trendy/ (дата обращения 28.05.2018).
- Тараканова, Ж. 30 лучших инструментов для проверки ссылок/ Ж. Тараканова — URL:https://rusability.ru/internet-marketing/30-luchshih-instrumentov-dlya-proverki-ssylok/ (дата обращения 28.05.2018).
- Статистика рекламного рынка России — URL: http://www.akarussia.ru/node/7849 (дата обращения 01.06.2018)