Особенности организации и проведения внеклассной работы по математике в основной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (209) июнь 2018 г.

Дата публикации: 07.06.2018

Статья просмотрена: 1015 раз

Библиографическое описание:

Майер, Е. И. Особенности организации и проведения внеклассной работы по математике в основной школе / Е. И. Майер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 420-421. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51266/ (дата обращения: 18.12.2024).



Человеческое общество стремится к непрерывному развитию и, в связи с этим ставит новые цели перед системой образования — воспитание личности, которая способна адекватно адаптироваться к современным условиям, развитие у выпускников школы качеств, помогающих социализироваться в современном обществе. Главной составляющей образования является воспитание. А главной задачей воспитания является формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности у школьников, а также способности успешно социализироваться в обществе.

Особое внимание в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) основного общего образования уделяется внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности в школе. Остановимся на основных аспектах этого вопроса.

Огромными возможностями для развития учащихся в рамках внеурочной работы обладает математика, формируя и развивая способности и личность учеников. Требования программы, школьных учебников и методики обучения математике рассчитаны на «среднего» учащегося. Но, как известно, уже в начальной школе происходит разделение коллектива детей: на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по математике; на тех, кто при изучении математики достигает неплохих результатов и тех, кому успешное изучение математики даётся с большим трудом.

Исходя из этого, учителям необходимо применять индивидуальный подход к ученикам, одной из форм которого является внеклассная работа.

Можно выделить два вида внеклассной работы по математике:

‒ работа с учащимися, которые отстают от других в изучении программного материала;

‒ работа с учащимися, которые имеют повышенный интерес к изучению математики.

Главная цель внеклассной работы по математике — ликвидация у учеников каких-либо пробелов в знаниях и умениях по данному предмету.

Наш педагогический опыт и анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить положения об организации и проведении внеклассной работы по математике с отстающими учениками:

  1. Внеклассную работу по математике следует проводить с небольшими группами отстающих учеников, по 3–4 человека в каждой. Учащиеся должны быть схожи в имеющихся у них пробелах в знаниях и в способностях к обучению;
  2. Учителю следует постоянно анализировать причины отставания отдельных учеников, характерные ошибки, которые допускают учащиеся при изучении какой-либо темы для того, чтобы внеклассные занятия были более эффективными;
  3. Занятия с отстающими учениками в школе разумно проводить не чаще одного раза в неделю, комбинируя данную форму занятий с домашней работой учащихся по индивидуальному плану;
  4. Занятия необходимо как можно больше индивидуализировать. Например, предлагая каждому из таких учащихся заранее подготовленное индивидуальное задание и оказывая в процессе его выполнения конкретную помощь каждому;
  5. Заканчивая изучение какого-либо раздела математики на внеклассных занятиях следует провести итоговый контроль и вставить оценки за тему.

Занятия с учащимися, которые проявляют к изучению математики повышенный интерес, должны отвечать нижеследующим целям:

  1. Пробудить и развить интерес учеников к математике и её приложениям;
  2. Воспитать высокую культуру математического мышления;
  3. Развить математические способности и привить некоторые навыки научно-исследовательской деятельности;
  4. Расширить и углубить знания учеников по программному материалу;
  5. Развить умения индивидуально и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
  6. Увеличить и углубить представления учеников о культурно-исторической ценности математики;
  7. Воспитать чувство содружества и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной;
  8. Создать актив, способный оказывать учителю математики помощь в организации действенного обучения математике всего коллектива данного класса;
  9. Установить более плотные деловые контакты между учителем математики и учениками и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.

Данные положения об организации и проведении внеклассной работы с отстающими учащимися и учащимися, проявляющими повышенный интерес к предмету, прошли апробацию в процессе обучения математике учащихся основной школы.

Литература:

  1. Алексеева И. Н. Вопросы усовершенствования внеклассной работы по математике и подготовки учителя к ее проведению: автореф. дисс. … канд. пед. наук. — Алма-Ата, 1969.
  2. Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. М.: Просвещение, 2014.
  3. Горев П. М. Формирование творческой деятельности школьников в дополнительном математическом образовании: автореф. дисс. … канд. пед. наук. — Киров, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): внеклассная работа, внеурочная деятельность, изучение математики, математик, повышенный интерес, программный материал, учащийся, ученик, учитель математики.


Похожие статьи

Формы организации внеурочной деятельности по математике в начальных классах

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

Особенности методической подготовки учителей начальной школы в области изучения величин на уроках математики

Особенности методики проведения экскурсионной деятельности в рамках обучения в школе

Формы внеклассной и внешкольной работы по иностранному языку

Особенности игры и игровой деятельности в обучении грамматике иностранного языка учащихся средней общеобразовательной школы

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках экологического воспитания

Особенности методической подготовки бакалавров к организации самостоятельной работы учащихся в школе при изучении курса ОБЖ

Особенности организации самостоятельной работы с использованием компьютерных технологий в процессе начального обучения

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Похожие статьи

Формы организации внеурочной деятельности по математике в начальных классах

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

Особенности методической подготовки учителей начальной школы в области изучения величин на уроках математики

Особенности методики проведения экскурсионной деятельности в рамках обучения в школе

Формы внеклассной и внешкольной работы по иностранному языку

Особенности игры и игровой деятельности в обучении грамматике иностранного языка учащихся средней общеобразовательной школы

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках экологического воспитания

Особенности методической подготовки бакалавров к организации самостоятельной работы учащихся в школе при изучении курса ОБЖ

Особенности организации самостоятельной работы с использованием компьютерных технологий в процессе начального обучения

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Задать вопрос