Человеческое общество стремится к непрерывному развитию и, в связи с этим ставит новые цели перед системой образования — воспитание личности, которая способна адекватно адаптироваться к современным условиям, развитие у выпускников школы качеств, помогающих социализироваться в современном обществе. Главной составляющей образования является воспитание. А главной задачей воспитания является формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности у школьников, а также способности успешно социализироваться в обществе.
Особое внимание в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) основного общего образования уделяется внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности в школе. Остановимся на основных аспектах этого вопроса.
Огромными возможностями для развития учащихся в рамках внеурочной работы обладает математика, формируя и развивая способности и личность учеников. Требования программы, школьных учебников и методики обучения математике рассчитаны на «среднего» учащегося. Но, как известно, уже в начальной школе происходит разделение коллектива детей: на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по математике; на тех, кто при изучении математики достигает неплохих результатов и тех, кому успешное изучение математики даётся с большим трудом.
Исходя из этого, учителям необходимо применять индивидуальный подход к ученикам, одной из форм которого является внеклассная работа.
Можно выделить два вида внеклассной работы по математике:
‒ работа с учащимися, которые отстают от других в изучении программного материала;
‒ работа с учащимися, которые имеют повышенный интерес к изучению математики.
Главная цель внеклассной работы по математике — ликвидация у учеников каких-либо пробелов в знаниях и умениях по данному предмету.
Наш педагогический опыт и анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить положения об организации и проведении внеклассной работы по математике с отстающими учениками:
- Внеклассную работу по математике следует проводить с небольшими группами отстающих учеников, по 3–4 человека в каждой. Учащиеся должны быть схожи в имеющихся у них пробелах в знаниях и в способностях к обучению;
- Учителю следует постоянно анализировать причины отставания отдельных учеников, характерные ошибки, которые допускают учащиеся при изучении какой-либо темы для того, чтобы внеклассные занятия были более эффективными;
- Занятия с отстающими учениками в школе разумно проводить не чаще одного раза в неделю, комбинируя данную форму занятий с домашней работой учащихся по индивидуальному плану;
- Занятия необходимо как можно больше индивидуализировать. Например, предлагая каждому из таких учащихся заранее подготовленное индивидуальное задание и оказывая в процессе его выполнения конкретную помощь каждому;
- Заканчивая изучение какого-либо раздела математики на внеклассных занятиях следует провести итоговый контроль и вставить оценки за тему.
Занятия с учащимися, которые проявляют к изучению математики повышенный интерес, должны отвечать нижеследующим целям:
- Пробудить и развить интерес учеников к математике и её приложениям;
- Воспитать высокую культуру математического мышления;
- Развить математические способности и привить некоторые навыки научно-исследовательской деятельности;
- Расширить и углубить знания учеников по программному материалу;
- Развить умения индивидуально и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
- Увеличить и углубить представления учеников о культурно-исторической ценности математики;
- Воспитать чувство содружества и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной;
- Создать актив, способный оказывать учителю математики помощь в организации действенного обучения математике всего коллектива данного класса;
- Установить более плотные деловые контакты между учителем математики и учениками и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.
Данные положения об организации и проведении внеклассной работы с отстающими учащимися и учащимися, проявляющими повышенный интерес к предмету, прошли апробацию в процессе обучения математике учащихся основной школы.
Литература:
- Алексеева И. Н. Вопросы усовершенствования внеклассной работы по математике и подготовки учителя к ее проведению: автореф. дисс. … канд. пед. наук. — Алма-Ата, 1969.
- Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. М.: Просвещение, 2014.
- Горев П. М. Формирование творческой деятельности школьников в дополнительном математическом образовании: автореф. дисс. … канд. пед. наук. — Киров, 2006.