В статье анализируется один из наиболее динамично растущих секторов мировой экономики — туризм. Уровень развития туристской индустрии может оцениваться как один из показателей качества жизни в Удмуртской Республики. Анализируются основные показатели развития туризма в Удмуртской Республике, оцениваются перспективы и делается вывод, что Удмуртская Республика располагает огромным потенциалом для развития этих видов туризма. Анализируются существующие структурные проблемы, сдерживающие развитие этих видов туризма.
Ключевые слова: туризм, внутренний туризм, туристические направления, туристская инфраструктура, туристский продукт, туристический бренд, подходы развития.
Сегодня туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. В настоящее время, он превратился в индустрию международного масштаба, занимающую по доходам третье место среди крупнейших экспортных отраслей экономики, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.
Туризм по праву считается одним из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, являясь активным источником поступлений иностранной валюты, и оказывает влияние на платежный баланс страны. Помимо влияния на экономику многих стран, международный туризм воздействует на их социальную, культурную и экологическую среду. Поэтому неслучайно, что интерес к этой деятельности возрастает с каждым годом, вовлекая в нее практически все страны мира, в том числе и Россию.
По прогнозу Всемирной Туристской Организации к 2020 году Россия может войти в первую десятку стран — самых популярных направлений туризма. Удмуртская Республика также обладает достаточно большим туристским потенциалом, предпосылками для развития туризма, особенно в области культурно-познавательного, санаторно-курортного, активного и промыслового туризма [5].
Удмуртия обладает такими известными брендами как: «Автомат Калашникова», «Оружейная кузница России», «Родина П. И. Чайковского», «Надежда Дурова», но все они используются малоэффективно. До недавнего времени в регионе даже не было документа, который предполагал бы план развития туризма. Если сравнить Удмуртию с соседними регионами, то выяснится, что в плане туризма республика значительно отстает. Поэтому, проблема развития новых подходов и туристических продуктов в рамках туристского комплекса в регионе сейчас очень актуальна.
В апреле 2013 года Правительством Российской Федерации была утверждена государственная программа «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы. Одна из основных целей Программы — развитие туризма для приобщения граждан к мировому культурному и природному наследию. Важной задачей является повышение качества и доступности услуг в сфере внутреннего и международного туризма [1]. Также Правительством РФ реализуется федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)», которая стала основанием для разработки республиканской программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртской Республике на 2012–2018 годы». Целью Программы является формирование благоприятных и комфортных условий для создания современной конкурентоспособной туристской отрасли на территории региона [2].
Почти все страны мира имеют свой туристический бренд, который бы ассоциировался у туристов с определенной страной. Россия такого бренда не имеет. По инициативе Федерального агентства по туризму, с июня по декабрь 2016 года был проведен первый этап открытого Всероссийского конкурса «Туристический бренд России». Участники данного конкурса должны придумать некие комбинированные обозначения (бренд), в состав которых входят изобразительные и словесные элементы. Данный бренд должен обеспечить узнаваемость Российской Федерации как привлекательного туристического центра и способствовать продвижению отечественного туристского товара [4].
Л. С. Гаврилова в своей статье писала: «Привлекательным ресурсом для развития внутреннего и въездного туризма, является богатая история и культура удмуртского народа. В республике находится 40 музеев, 7 театров, 8 концертных организаций и самостоятельных коллективов, 685 культурно-досуговых учреждений, 304 памятника истории и культуры, из них 39 — федерального значения, зоопарк и цирк» [6].
Музейно-выставочный комплекс имени М. Т. Калашникова, предоставляет экскурсии и демонстрирует новую технику.
Природную и историко-культурную среду, где развивался удмуртский этнос, можно увидеть в архитектурно-этнографическом музее «Лудорвай», интересно будет посетить музей-заповедник «Иднакар». Городище «Индакар» (9–13 вв.) — уникальный памятник, который является одним из крупнейших в Прикамье, он сможет окунуть в историю и быта финно-угорского народа, также он был включен в список особо охраняемых памятником археологии [9].
В докладе МИД РФ говориться, что: «Городу Сарапулу присвоен статус исторического города, где центральная часть застроена зданиями XIX века. В городе находиться более ста памятников природы и архитектуры, музейно-выставочный комплекс «Дача Башенина» является одним из наиболее интересных зданий» [10].
Сентябрь 2008 года знаменателен для республики тем, что был открыт Государственный зоологический парк Удмуртии. В зоопарке созданы условия для животных, приближенные к природной естественной среде обитания. Занятая им площадь более 17 га. По разнообразию, уникальности живущих там представителей более 200 экземпляров: 68 видов птиц и млекопитающих, большинство из них (59 видов) занесены в Международную Красную книгу и 15 занесено в Российскую. С 2008 года посетителей зоопарка насчитывается более 3 млн. человек [3;9].
Сельский туризм (агротуризм) в России распространяется довольно быстро, этому способствовали ресурсы местности, местные обычаи и культура разных народов, завораживающие пейзажи, свежий воздух. Из-за стремительного развития мегаполисов, люди стремятся поменять образ жизни, отдохнуть и побыть подальше от суеты. Привлекательными чертами является тишина, чистый воздух, первозданная красота, нетронутая человеком природа и отдых от суеты современного мира.
Стремительно быстрый и развивающийся потенциал для развития круизного туризма можно наблюдать в Удмуртской Республике. Путешествия будут организованы по р. Каме из порта г. Сарапула, и следовать по следующим рекам: Волга, Дон, Черное и Азовское море. Круизный туризм всегда был популярен и в силу своих возможностей будет всегда интересен отдыхающим. Но в республике развитие этого направления ограничивается тем, что суда и причальная инфраструктура изношена, и затруднение прохода на водных путях [6].
Зимние и летние виды активного отдыха в республике также получают развитие и популярность, к ним можно отнести: горнолыжный, конный, велосипедный и водный спорт, спортивно-оздоровительный туризм. Данными видами можно заняться в спортивно-оздоровительном лыжном комплексе имени Г. А. Кулаковой, спортивно-туристском центре «Нечкино» [6;8].
Туристский потенциал Удмуртской Республики продвигают на российском и международном уровне с 2013 года. Л. С. Гаврилова отмечает: «Республика была представлена на 9 выставках, в том числе международных — выставке-ярмарке туризма «Balttour-2013» в г. Риге (Латвия), выставках «Интурмаркет» и «Отдых/Leisure» в г. Москве. В г. Ижевске была проведена Всероссийская специализированная выставка «Туризм. Спорт. Отдых», которая по итогам конкурса Фестиваля туристских ресурсов Приволжского федерального округа «Открой Приволжье» была признана лучшей в округе Участие «Бурановских бабушек» в конкурсе «Евровидение-2012» также способствовало повышению интереса к нашей республике» [4;6].
Таким образом, Удмуртская Республика имеет потенциал для развития познавательного и экскурсионного туризма. Для туристов в республике имеются предприятия размещения, питания и досуга. Памятники, заводы и музеи города будут интересны жителям Удмуртии и соседних регионов. Но для их привлечения нужны не только инвестиции в туристскую отрасль, но и рекламная деятельность по продвижению туристских объектов.
Переходя к заключению, нужно еще раз отметить, что во многих странах туризм является основной статьей пополнения государственного бюджета.
В России же, с её уникальной природой, историей, культурой, туризму уделяется недостаточное внимание. Сложнее всего обстановка в нетуристских регионах страны, таких как Удмуртская Республика. Несмотря на то, что мы обладаем брендами, известными всей России, а некоторыми и всему миру, въездной туризм в Удмуртии находится на крайне низком уровне [7].
Практически во всех районах республики есть памятники истории и культуры федерального значения, но интерес к ним у населения недостаточно высок. Это связано, прежде всего, с неразвитой туристской инфраструктурой, недостаточным информированием о существующих туристских маршрутах, отсутствием целенаправленной работы по вовлечению населения республики в туризм как форму проведения досуга.
Также необходимо присвоить статус памятника всем исторически-значимым объектам, реставрировать, а не сносить их из-за ветхого состояния. Так, например, два города — Елабуга и Сарапул имеют схожую историческую и культурную значимость, оба города в прошлом претендовали на роль столицы Прикамья, но сейчас Елабуга является туристским центром региона, который известен всей стране.
В Сарапуле же дела обстоят иначе: многие памятники истории и культуры города находятся в полуразрушенном состоянии, городская инфраструктура оставляет желать лучшего. Но это проблема не только данного города. Они существуют и в других районах Удмуртии. Однако это положение можно исправить путем разработки целевых программ развития и реализации их с помощью частичного бюджетного финансирования, а также привлечения частного сектора.
Литература:
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы от 15 апреля 2014 г. № 317 [КонсультантПлюс].
- Республиканская целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртской Республике на 2012–2018 годы» от 4 июня 2012 г. № 237 [КонсультантПлюс].
- Сведения о деятельности туристских фирм. Статистический бюллетень. — Удмуртстат. Ижевск, 2014. — 22 с.
- Паспорт социально-экономического развития Удмуртской Республики 2013 год. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.economy.udmurt.ru (дата обращения: 03.05.2018)
- Официальный сайт Всемирной туристской организации — ЮНВТО [Электронный ресурс]. — URL: http://unwto.org (дата обращения: 03.05.2018)
- Основные тенденции развития туризма в удмуртской республике [Электронный ресурс].– URL: http://docplayer.ru/33554928-Osnovnye-tendencii-razvitiya-turizma-v-udmurtskoy-respublike.html (дата обращения: 07.05.2018)
- Современное состояние и перспективы развития индустрии туризма в Удмуртии [Электронный ресурс].– URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-industrii-turizma-v-udmurtii (дата обращения: 04.05.2018)
- Краеведческие туры по Удмуртской Республике // ВЦ «Галерея». URL: www.centrgalereya.ru/tourism (дата обращения: 05.05.2018)
- О развитии туризма в УР // Сайт Источник. URL: http://istochnic.org/index.php/turizm/item/67-o-razvitii-turizma-v-ur (дата обращения: 05.05.2018)
10. О развитии туризма в Удмуртской Республике // Сайт МИД России. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/ru/ru-ud/-/asset_publisher/Md4x0UNYU8H6/content/id/711978 (дата обращения: 07.05.2018)