Ключевые слова: прогноз, прогнозирование, стратегическое планирование, социально — экономическое развитие региона, анализ состояния, стратегия развития, концепция развития, прогноз развития, комплексный прогноз.
К настоящему времени проведено достаточно много исследований и получены впечатляющие практические решения проблемы прогнозирования в науке, технике, экономике, демографии и других областях. Внимание к этой проблеме обусловлено в том числе масштабами современной экономики, потребностями производства, динамикой развития общества, необходимостью совершенствования планирования на всех уровнях управления, а также накопленным опытом. Решения, принимаемые сегодня, должны опираться на достоверные оценки возможного развития изучаемых явлений и событий в будущем. [1]
Совершенствование прогнозирования многими специалистами видится в развитии соответствующих информационных технологий. Необходимость их применения обусловлена рядом причин, в числе которых:
– рост объемов информации;
– сложность алгоритмов расчета и интерпретации результатов;
– высокие требования к качеству прогнозов;
– необходимость использования результатов прогнозирования для решения задач планирования и управления.
В настоящее время в каждом виде человеческой деятельности накоплен значительный опыт и обрабатывать массивы информации специалистам по прогнозированию необходимо с использованием современных информационных технологий, включающих себя такие процедуры как накопления данных (создание баз данных) и знаний (формирование базы знаний). При этом создание баз данных предусматривает использование информации, который имеется и представлена в удобной для пользователя форме. Что касается баз знаний, то она является одной из составляющих экспертных систем и ее наличие предусматривает интеллектуализацию процесса решения поставленных задач в системе управления регионом. Все вышеперечисленные факторы обуславливают необходимость развития информационных технологий, а именно программных комплексов для прогнозирования социально — экономического развития регионов.
В рамках исследования нами была проведена работа по прогнозированию демографической ситуации в регионе в период 2019–2021 г. Результаты проведенной работы будут использоваться в работе Департамента образования мэрии города Ярославля. Прогноз демографической ситуации позволит построить процесс принятий управленческих решений. С помощью программного комплекса «Банк моделей» для прогнозирования социально — экономического развития на среднесрочную перспективу был построен прогноз рождаемости и смертности в период 2019–2021 г. [2]
Рис. 1. Прогноз рождаемости в Ярославской области в период 2019–2021 г.
Таблица 1
Показатели рождаемости вЯрославской области впериод 2019–2021г.
Показатель Период |
Рождаемость (чел.) |
Смертность (чел.) |
2019 |
9030 |
12975 |
2020 |
9189 |
12543 |
2021 |
10067 |
12123 |
На основе прогнозных данных рождаемость в прогнозный период будет постепенно расти, что ставит перед органами исполнительной власти ряд задач. Положительная тенденция роста рождаемости предполагает проблему с обеспечением детей дошкольного возраста детскими садами, которые дополняют образование в семье специально организованными формами первичной социализации. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года предполагает снижение очереди в учреждения дошкольного образования до 2 % для детей от 1,5 лет. Этого возможно будет достичь путем строительства новых детских садов и создания дополнительных мест в дошкольных группах в общеобразовательных учреждениях.
На уровне общего образования увеличение рождаемости влечет увеличение количества человек в классе и тем самым увеличение нагрузки на учителей. Для снижения нагрузки необходимо создание новых рабочих мест для специалистов, а также создание условий для сохранения численности уже имеющихся. Для этого в Российской Федерации уже не дин год продолжается работа по увеличению заработной платы учителей и популяризации этой профессии.
Увеличение числа родившихся положительно сказывается на потенциальном контингенте среднего и профессионального образования, задачей которого является ориентация на более востребованные на рынке труда профессии в таких сферах, как:
– высокотехнологичное машиностроение;
– химия и нефтепереработка;
– энергетика и электроника;
– радиотехника и системы связи;
– литейное, фармацевтическое, агропромышленноt производство;
– туристическая индустрия;
– жилищно-коммунальная сфера;
– образование.
Соответственно, органам исполнительной власти, а именно Департаменту образования мэрии города Ярославля необходимо разработать профориентационные мероприятия для школьников среднего общего и основного общего образования с целью популяризации необходимых на рынке профессий. Это позволит в дальнейшем привлекать специалистов в отрасли приоритетные для социально-экономического развития области.
В целом увеличение рождаемости, спрогнозированное на период 2019–2021 г. положительно сказывается на социально-экономическом развитии Ярославской области и требует слаженной работы органов исполнительной власти, ведь демографическая ситуация в регионе затрагивает многие сферы жизни.
Литература:
- Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
- Портал органов исполнительной власти Ярославской области [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.yarregion.ru/Pages/government/default.aspx Дата обращения 20.04.2018 г