С увеличением темпа жизни появилась потребность в экономии времени, затрачиваемого на чтение. Выбор шрифтового оформления напрямую влияет на скорость восприятия текстовой информации. Основной характеристикой восприятия шрифта считается удобочитаемость.
Провести оценку удобочитаемости можно, используя регрессионный анализ. Регрессионный анализ — это количественный метод определения вида математической функции в причинно-следственной зависимости между переменными величинами [1].
Разработано уравнение регрессии [2], использование которого позволяет прогнозировать удобочитаемость не только по геометрическим параметрам шрифта, но и на основе данных из области чувственного восприятия шрифта пользователями. В качестве переменных величин в уравнении предлагается использовать усредненные коэффициенты, отражающие субъективную оценку шрифта:
Y = 1,44751–0,34048 ∙ X1 + 1,31679 ∙ X2–0,466306 ∙ X3–1,85551 ∙ X4 + + 1,11346 ∙ X5 +1,09313 ∙ X6–0,734826 ∙ X7.
Поскольку феномен удовлетворительности неоднозначен и складывается из различных составляющих [3], то в число этих критериев входят следующие понятия: X1 — «изящный»; X2 — «удобный»; X3 — «плотный»; X4 — «легкий»; X5 — «читаемый»; X6 — «красивый»; X7 — «выразительный».
Цель работы — выявление степени удобочитаемости шрифта по регрессионному уравнению с характеристиками, отражающими восприятие шрифта пользователем. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1) выбор шрифтов; 2) подготовка анкеты; 3) опрос пользователей; 4) прогноз; 5) анализ результатов.
Было выбрано 10 шрифтов, свободно распространяемых в сети интернет: 1. Benguiat; 2. Bauhaus-Heavy; 3. Gazeta Titul; 4. GaramondCTT; 5. Liter; 6. LazurskiCTT; 7. NewsGothic; 8. Minion Cyrillic; 9. Nimrod; 10. NewsCondensed. Шрифты под номерами 2, 7 и 10 относятся к гротескам, остальные — к антиквам.
Анкета была предложена 30 студентам (от 19 до 21 года). По каждому показателю испытуемые оценивали образцы шрифтов (текст на листе А5, кегль 14 пт), используя трехбалльную шкалу, где оценка 1 — испытуемый согласен с признаком, 2 — не совсем согласен, 3 — не согласен.
По результатам опроса было создано 10 таблиц (по одной на каждый шрифт) с оценками по всем критериям. Данные усреднили для удобства использования.
В ходе заполнения анкеты у некоторых анкетируемых возникли трудности: в частности, двое из них уточнили, что имеется в виду под «выразительностью». Возможно, при дальнейшем использовании методики в анкетах стоит подробнее описывать критерии, давать их в виде пар антонимов, например «удобный — неудобный».
Экспериментальные данные были внесены в уравнение регрессионного анализа, в результате каждый шрифт был отнесен к одной из двух групп удобочитаемости: 1 — шрифт удобочитаемый, 2 — нет (табл. 1).
Таблица 1
Результаты анкетирования игруппа удобочитаемости
Номер шрифта |
Изящный (X1) |
Удобный (X2) |
Плотный (X3) |
Легкий (X4) |
Читаемый (X5) |
Красивый (X6) |
Выразительный (X9) |
Уравнение (Y) |
Группа удобочитаемости |
1 |
1,87 |
1,67 |
2,27 |
1,93 |
1,30 |
1,73 |
1,57 |
0,55 |
1 |
2 |
2,73 |
2,80 |
1,77 |
2,80 |
2,37 |
2,53 |
2,03 |
2,09 |
2 |
3 |
2,13 |
1,20 |
2,47 |
1,23 |
1,17 |
1,63 |
2,00 |
0,48 |
1 |
4 |
2,13 |
1,67 |
1,90 |
1,73 |
1,47 |
1,90 |
1,93 |
1,10 |
1 |
5 |
2,07 |
1,43 |
1,87 |
1,60 |
1,23 |
1,83 |
2,27 |
0,50 |
1 |
6 |
2,23 |
1,80 |
2,10 |
2,13 |
1,57 |
2,23 |
1,83 |
0,96 |
1 |
7 |
2,73 |
2,07 |
1,43 |
2,17 |
1,60 |
2,37 |
2,43 |
1,13 |
1 |
8 |
2,47 |
1,97 |
1,90 |
2,33 |
1,50 |
2,40 |
2,23 |
0,63 |
1 |
9 |
1,97 |
1,43 |
2,30 |
1,83 |
1,17 |
1,80 |
1,73 |
0,18 |
1 |
10 |
2,80 |
2,50 |
1,33 |
2,67 |
2,30 |
2,50 |
2,53 |
1,65 |
2 |
В среднем худшие баллы испытуемые ставили по шкале «изящный»: средняя оценка составила 2,31. «Читаемость» шрифтов, наоборот, была оценена высоко: оценки выше 2 получили только шрифты Bauhaus-Heavy и NewsCondensed. В результате вычислений, они же были отнесены ко 2-й группе удобочитаемости (шрифт неудобочитаем). Для остальных критериев средняя оценка приближалась к двум, а значит в равных пропорциях были представлены шрифты с различной степенью характеристик. Все шрифты получили близкие к средним оценки по признакам «выразительный» (от 1,57 до 2,43) и «красивый» (от 1,73 до 2,5). Возможно, эти критерии обладают высокой степенью субъективности, из-за чего испытуемые часто выбирали крайние значения.
Ко второй группе были причислены два шрифта: Bauhaus-Heavy и NewsCondensed. Первый из них получил заметно низкие (> 2,5) оценки по критериям «изящный», «удобный», «легкий» и «красивый». Шрифт NewsCondensed отнесен к неудобочитаемым за счет своей плотности (Х3 = 1,33) и низких оценок по другим критериям.
Шрифты первого ранга имеют широкий разброс по всем параметрам, кроме «читаемый» (1,17–1,5). Это говорит о том, что может существовать несколько подходов к достижению удобочитаемости, не в ущерб другим его свойствам.
Наиболее читабельным оказался шрифт Nimrod, который получил высокий балл по характеристике «читаемый» (0,17) и «удобный» (1,43), и был воспринят анкетируемыми как «неплотный» (X2 = 2,30). Остальные критерии были близки к двум и на результат не повлияли. Также высоко оценили шрифт GazetaTitul: испытуемые отметили его как менее «изящный» и «выразительный», но более «удобный» и «легкий».
В результате проведенного опроса и использования методики регрессионного анализа было установлено, что исследуемые шрифты в большинстве своем можно отнести к первой группе удобочитаемости, за исключением Bauhaus-Heavy и NewsCondensed; наиболее удобочитаемым шрифтом можно назвать Nimrod, наименее — Bauhaus-Heavy.
Совокупные результаты, полученные после применения уравнения, отличаются от сведений в [2]. Средние оценки испытуемых в данной работе оказались выше, а Y, соответственно, принимает более низкие значения. Возможно, причина в том, что в опросе участвовали студенты, которые имели профессиональную подготовку в области типографики, что могло исказить их восприятие шрифтов.
Литература:
- Годин А. М. Статистика / А. М. Годин. — М: Дашков и К, 2012. — 451 с.
- Токарь О. В., Прогноз удобочитаемости шрифта на основе его восприятия пользователями / О. В. Токарь, И. В. Лукьянова, С. Н. Литунов // Техника и технология нефтехимического и нефтегазового производства: материалы 8-й международной научно-технической конференции. — Омск: ОмГТУ. — 2018. — С. 68.
- Токарь О. В. Оценка восприятия шрифтов с использованием алгоритма «Ожидание минус восприятие» / О. В. Токарь // Труды Белорусского государственного технологического университета. Серия 9. Издательское дело и полиграфия.— 2009. — № 9. — С. 72–76.