Современным избирательным технологиям в России принадлежит важная роль в демократическом политическом процессе. В большей степени благодаря применению технологий формирования имиджа лидера, социологического и информационного обеспечения избирательных кампаний, маркетингового по своей природе воздействия на поведение избирателей, развития политического консультирования стало возможным наблюдать за конкурентоспособными между собой кампаниями кандидатов.
Избирательные технологии, которые были использованы в рамках выборов Президента РФ в 2018 году разнообразны, но видено доминирование в сторону одного из видов выборных технологий — информационных. Информационный массив для проведенного исследования был взят из информационного портала РИА-Новости с 17.02.2018 по 17.03.2018 г.
Информационные избирательные технологии стали единственно используемыми в кампании у С.Н Бабурина, это обусловлено тем, что это один из самых эффективных способов напоминания о себе в роли кандидата на пост Президента. Политические дебаты стали самой использованной в процессе кампании информационной технологией, это связано с тем, что через телеэфир можно напрямую обратиться к большей части электората, заинтересованного в выборах, пояснить свои намерения и взгляды.
В избирательной кампании П. Н. Грудинина за период с 17.02. 2018 по 17.03. 2018 года информационные избирательные технологии использовались чаще и интенсивней, чем оргмассовые. Возможно, это обусловлено тем, что это новое лицо в политическом пространстве, поэтому изначально его кампания выбрала путь внедрения образа кандидата в СМИ.
В процессе всей избирательной кампании П.Н Грудинина, можно проследить тактику распределения на весь агитационный промежуток избирательных технологий: в начале цикла для внедрения нового лица в избирательный процесс использовалось семь видов информационных технологий и один вид оргмассовых технологий, постепенное снижение использования информационных технологий и рост применения оргмассовых, способствует «ненасыщенности» кандидатом в средствах массовой информации и формирования образа «причастности» к проблемам населения. Ближе ко дню голосовая непосредственная агитация путем встреч с избирателями и использование информационных избирательных технологий резко повышается вновь, что дает кандидату с большей интенсивностью привлекать на свою сторону электорат и напомнить о себе.
Избирательную кампанию В.В Жириновского можно охарактеризовать как превалирование информационных избирательных технологий над оргмассовыми. В отличии от П.Н Грудинина, В.В Жириновский выбрал тактику постепенного наращивания применения информационных избирательных технологий в период с 17.02. 2018 по 24.02.2018 применение одной информационной технологии: «публичные выступления», в отличии от других кандидатов В.В Жириновский чаще остальных применяет этот метод взаимодействия с электоратом, это обусловлено, во-первых, его опытом публичных выступлений, а во-вторых, его ораторскими способностями.
Самыми часто используемыми избирательными технологиями были — «политические дебаты», «публичные выступления» и «скандальная слава», вместе, используемые технологии, могут создать эмоциональный окрас, который закрепится в сознании избирателей, запоминаемость и повысить частоту упоминаний. Так же, можно проследить тактическую часть избирательной кампании, ее можно охарактеризовать как «нарастающую» (ближе к концу избирательного цикла количество используемых технологий растет).
Как и у других кандидатов В.В Путин в своей избирательной кампании в большей мере уделял внимание информационным избирательным технологиям, в данном случае это обусловлено тем, что на момент периода выборов он был действующим президентом РФ, поэтому за весь избирательный цикл из оргмассовых технологий было применено: «митинг», «встречи с трудовыми коллективами» и «тематические встречи». Была применена такая технология, с помощью которой ближе к концу избирательного цикла создавалось впечатление существования только одного кандидата, осуществлялась «массированная атака». Технология, на которой строилась его кампания — это «привлечение известных людей», она способствовала привлечению большого сегмента населения. Тактика избирательной кампании В.В Путина, похожа на В.В Жириновского и является «нарастающей».
Избирательные технологии К. А. Собчак в период избирательной кампании можно охарактеризовать, как интенсивное нарастание, это единственный кандидат, который по количеству упоминаний и примененных видов технологий обходит своих оппонентов. Возможно, это связано с тем, что это новый и неоднозначный политик в избирательной гонке, поэтому чтобы изменить о ней представление у электората, ей пришлось применять много информационных избирательных технологий, для сглаживания отношения к себе. В начале кампании, информационные и оргмассовые избирательные технологии применялись в равнозначной степени. Технология «конференции» способствуют передачи политических намерений кандидата в период избирательного цикла, «политические дебаты» были одной из ведущих технологий во всей ее избирательной кампании. В начале избирательного цикла (с 17.02 по 20.02) К. А. Собчак использовала оргмассовую технологию «расклейка и развешивание рекламной продукции», это было сделано с целью плавного вхождения в политическое поле.
Часто использованные информационные технологии в кампании у К.А Собчак — это «политические дебаты», «скандальная слава» и «провокации», что можно подтвердить эффективность использования их по результатам голосования, поскольку, как «крайне правый» кандидат, она обошла опытного Г. А. Явлинского. Также по тому, как были рассредоточены примененные избирательные технологии, можно проследить тактику кампании: использование больше технологий на серединном этапе, уравновешивание на начальном и конечном периоде.
В применении избирательных технологий М.А Сурайкина главное место уделяется информационным технологиям. Осуществлялось прерывистое применение информационных технологий. Основной технологической силой за борьбу голосов избирателей М. А. Сурайкин использовал: «политические дебаты», «скандальная слава» и «провокации», применение которых показывает, что данный кандидат может являться «спойлером» для П. Н. Грудинина, поскольку их потенциальный избиратель наделен однотипными характеристиками. Он изначально был в невыигрышной позиции по сравнению со своим главным конкурентом, ему не хватило применения разнообразных видов технологий, нацеленность только через один канал — «политические дебаты», показала свою неэффективность и недостаточность в борьбе за голоса избирателей.
Избирательные технологии у Б.Ю Титова отличаются от других кандидатов, поскольку он единственный, кто в полной мере задействовал несколько видов избирательных технологий, которые в период избирательной кампании были уравновешены. Пик использования информационных избирательных технологий пришелся на период окончания избирательного процесса с 14.03.2018 по 17.03.2018 и включал в себя: «политические дебаты», и «публичные выступления», но из-за нацеленности только на узкий сегмент избирателей, кандидат получил мало голосов в ходе голосования.
Избирательную кампанию Г.А Явлинского можно определить, как «нарастающую», поскольку с 17.02.2018 по 08.03.2018 его активность в применении избирательных технологий была не высокой или отсутствовала, это сказалось на том, что другой, похожий взглядами кандидат, смог обойти его по результатам голосования. Были применены такие технологии: «политические дебаты» и «публичные выступления» по средству которых осуществлялись основные направления развития и агитация за свою кандидатуру, отдельно можно выделить технологию, которая являлась также одной из ведущих у В.В Путина: «привлечение известных людей» — но, в отличие от В.В Путина, который привлекал «лидеров мнений», Г.А Явлинский ориентировался на интеллигенцию и профессуру, из чего можно предположить его главный сегмент, на который работала вся кампания данного кандидата.
Итак, подводя итог, нужно отметить, что: во-первых, на протяжении всего электорального цикла доминирующем видом избирательных технологий стали информационные технологии; во-вторых, часто используемые технологии, как «политические дебаты», «публичные выступления» и всевозможные нелегальные технологии для очернения оппонентов, что описывает страновую специфику избирательных кампаний, сложившихся с начала 90-х.
Литература:
1. Малкин Е., Сучков Е. Политические технологии. — М.: «Русская панорама». 2006, — 680 с.