Ключевые слова: психофизиология, искусство, музыка, классика, рок.
Музыкальное искусство как ничто иное может оказывать влияние на физическое моральное, эстетическое и культурно-нравственное состояние человека. Исследования различных ученых о музыкальном влиянии на человека заставляют их искать средства, позволяющие более детально рассмотреть степень влияния различной музыки на поведение и состояние как отдельно взятой личности, так и групп людей. Актуальность данного вопроса заключается в совокупности теоретического и эмпирического понимания влияния музыки на эмоциональное и физическое состояние человека, а также необходимости в обобщении и систематизации теоретических знаний, касающихся проблемы взаимодействия музыки и человека, для успешного прогнозирования её влияния.
Большой вклад в изучении музыкальной акустики внесли такие известные ученые педагоги, музыканты, психологи, как: В. Л. Живова, Б. В. Асафьев, Н. А. Гарбузова, Е. В. Назайкинского, В. В. Медушевского, О. Ф. Сахалтуевой, Н. И. Козлова, М. Ш. Бонфельд, Д. С. Мережковский, Е. Н. Трубецкой, С. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, В. Ходасевич, А. С. Хомяков, Л. Шестов. Готсдинер А. Л., Л. С. Выготский,А. В. Мудрик, Д. Б. Эльконина и другие.
По мнению Ч.Дизренса, изучившего работы многих исследователей, солидарность всех работ заключается в том, что музыкальное искусство усиливает обменные механизмы в теле; усиливает или уменьшает мускульную энергию; влияет на ритм и правильность дыхания, оказывает явное, но изменяющееся влияние на объём крови, ритм и давление крови, следовательно, даёт физическую основу для генезиса эмоций. [5, с.201]. согласен с его мнением и Н.Черкас, который заявил, что «как и музыка в целом, так и ее отдельный музыкальный тон, приводит к резко выраженным физиологическим изменениям в организме». [5].
Интересным является описание механизма влияние музыки на мозг в книге Ф.Блума и А.Лазерсона «Мозг, разум и поведение». В ней говорится о том, что музыка, проникая через ушные раковины, создает нервный импульс, проникающий в мозг, оказывая влияние на гипоталамус, а далее на большие полушария, тем самым создавая эмоциональный компонент музыкального переживания. Известен также факт того, что центр удовольствия расположен именно в гипоталамусе.
В исследованиях, посвящённым восприятию музыки В. С. Марахасин и В. М. Цехановский заметили, что ритм произведения имеет особое влияние на организм слушателя. В результате исследования, было выявлено, что ритм сердечной деятельности изменяется в зависимости от типа музыкального произведения. Исследования, производимые при помощи электрокардиограммы, показывают некоторую доминирующую частоту сердечной активности, которая возникает в момент прослушивания музыки. Эмоциональный индикатор человека, как сердце, находится под непрерывным контролем центральной нервной системы, отражая процессы, происходящие в мозге» [5, с.204]
Музыка, вне зависимости от жанра, имеет свой собственный музыкальный ритм, который и отличает его от любого другого произведения. Отличительной особенностью ритма, от мелодии является то, что он не осознаётся обычным слушателем, однако, данные некоторых исследований показывают, что именно ритм оказывает решающее влияние на физиологическое и эмоциональное состояние индивида в процессе музыкального переживания.
Так называемая реакция навязывания ритма, при помощи которой исследуется деятельность мозга, содержит в себе важную особенность, прямую зависимость от свойств нервной системы человека, а именно такой параметр как «сила-слабость».
В ходе исследования, можно предположить, что процесс музыкального восприятия, у людей со слабой нервной системой будет иметь иной характер. В отличие от людей с сильной нервной системой, так как процесс восприятия перерастет в нечто большее, чем просто прослушивание композиций, так слушатель намного глубже прочувствует содержание музыкального произведения, его структуру, а главное то, что хотел выразить автор в этом произведении. Лица с сильной нервной системой, предпочтут громкую музыку, быстрых темпов.
Музыкально-слуховая деятельность детально исследована в отечественной и зарубежной литературе. Каков процесс детального и целостного восприятия музыкального произведения, вид развития которого специфический звуковой процесс: каков психологический посыл, обеспечивающий художественно-эстетическое переживание; какова закономерность восприятия, отражающая музыкальный язык конкретных произведений; каков психологический механизм взаимодействия музыки и действительности — все это вопросы, связанные с пониманием проблем, музыкального восприятия. Музыкально-слуховая деятельность предполагает два уровня — перцептивный, связанный с восприятием музыки и апперцептивный, связанный с её представлением.
Неоднократное восприятие той или иной музыки, формирует полноценную картину произведения, в которой выявляются такие детали и краски, которые способны заставить человека понять всю суть произведения, а также прочувствовать то, что чувствовал автор в момент создания своего творения.
В. Д. Отроменский свидетельствует о том, что многократное прослушивание музыки, ведет к совершенствованию слуховых свойств человека [8].
С первоначальным восприятием, то есть ознакомлением, музыкально-слуховая деятельность ориентировочно охватывает целостную картину всего произведения, выделяя отдельные фрагменты. При повторном восприятии — происходит прогнозирование и предвосхищение на основе ранее сформированных представлений. Происходит процесс сопоставления звучащего, с ранее услышанным, с теми эталонами, которые уже сформированы у человека. Конечной стадией является, рационально — логическое освоение музыкального материала, всестороннее постижение и переживание его эмоционального смысла. Закономерности, выявленные В. Д. Остроменским, о развитии динамики восприятия музыкального произведения, по сути, не являются, и не могут быть обобщенной моделью музыкального восприятия в целом. Динамика развертывания музыкально-слуховой деятельности зависит от профессионального, возрастного и образовательного факторов: профессионал, при однократном прослушивании композиции, способен составить полное представление о музыкальном произведении, в то время как любителю, не имеющему музыкального опыта, может и не хватить трех и более прослушиваний.
Механизм музыкального переживания имеет три свойства — функциональное, мотивационное, операционное, эти три свойства отражают индивидуальные, и личностные качества человека.
На протяжении многих лет ученые разных стран описывают влияние различных направлений в музыке на психофизиологическое и эмоциональное состояние личности. Самым ярким представителем оказания положительного во всех аспектах влияния является классическая музыка.
Она создавалась гениальными людьми своего времени, такая музыка писалась душой и сердцем. Именно поэтому классическая музыка актуальна и по сей день. Такую музыку приятно слушать, это не просто приятное восприятие музыкального произведения, это в какой-то степени желание, в котором хочется познать самого себя, понять, как все устроено. Понятие «природная гармония», и есть классическая музыка.
Учёные, после проведённых исследований, считают, что если ребёнок в этом возрасте будет слушать произведения классических музыкантов, то связь между его синопсисами будет крепче. У детей, постоянно слушающих классическую музыку, легче вырабатывается пространственное мышление и развивается хорошая память. А дети, матери которых во время беременности слушали классическую музыку, намного спокойнее и уравновешеннее.
Узнать, как на человека влияет та или иная музыка можно с помощью воды. Поразительнейшие результаты получали ученые, проводившие следующие опыты. Между динамиками музыкального центра ставили колбу с водой и включали различную музыку.
После «прослушивания» водой симфоний Моцарта и Бетховена, получались красивые, правильной конфигурации кристаллы с отчетливыми «лучиками». Кафедра психофизиологии факультета психологии МГУ заявила, классическая музыка, безусловно, влияет на интеллектуальные способности человека. Она способствует повышению эмоциональной активности человека. В период такой активности, действительно повышаются умственные способности.
Как уже было указано ранее, музыка разных жанров по-разному влияет на организм человека. Одним из рассматриваемых в данной статье такого своеобразия является рок музыка. Данную музыку, отличает:
- жесткий ритм;
- монотонные повторения;
- громкость, сверх частоты;
Свойства рок-музыки направлены на то, чтобы воздействовать на организм человека, и на его психику. Ниже перечислены возможные результаты воздействия рок-музыки на мозг человека:
- Агрессивность.
- Ярость.
- Гнев.
- Вынужденные действия.
- Состояние транса различной глубины.
- Склонность к самоубийству. У подростков эта склонность начинает проявляться с 11–12 лет, но при прослушивании рок-музыки, эта особенность подростковой психики провоцируется или намного усиливается в более старшем возрасте.
- Непроизвольное движение мышц.
- Музыкальная мания (желание постоянного звучания рок-музыки).
При рассмотрении разных по звучанию стилей, не вольно считаешь, что: классика — это хорошая музыка, а вот рок-музыка — это один сплошной негатив.
Музыка жанра рок, имеет полувековую историю, а вместе с ней и множество мифов: удивительных, а порой и жутких. За период существования рок-музыки, в обществе сформировалось мнение скорее отрицательное, нежели положительное. Список самых распространённых стереотипов, встречающихся СМИ:
- Рок-музыка пропагандирует сатанизм, агрессию, сексуальную распущенность, наркоманию и т. д.
- Рок-музыка негативно влияет на психику (отупляет либо сводит с ума) и на здоровье вообще.
- Рок-музыка однообразна, груба, лишена элементарного мелодизма и у нее очень мало стилей.
Не смотря на все это, на наш взгляд, если тексты песен и внешний вид неформалов отойдут на второй план, то агрессии в музыкальной среде станет меньше? Но, с другой стороны, повод для спора или нехорошее поведение люди найдут всегда. Это естественно. И дело здесь скорее не в музыке, а в возрастных особенностях и в каждом человеке в отдельности. К тому же, даже «идеологически верные» неформалы, носящие рок-атрибутику, редко нападают первыми, а скорее отвечают агрессией на оскорбления их любимой музыки. И судить о человеке по одежке — это недальновидно. Все равно в итоге придется провожать, как гласит пословица, по уму.
Рок — это огромная стена, скала (рок собственно и есть «скала» по-английски), это айсберг, это пласт мировой культуры, это великое явление, неотъемлемый атрибут прошлого века. Рок-музыка изменила мировоззрение людей, сделав их более свободными, более раскованными, открыто выражающими своё мнение. Во все времена рок-музыканты были активистами жизни общества, резко реагировали на все тенденции в нём.
Выбирает музыку по душе каждый человек индивидуально. Важно лишь понимать, что влияние положительной музыки оказывает бесценный вклад на правильное нравственное, эстетическое, культурное, психологическое и эмоциональное состояние личности. А от правильных массовых предпочтений музыки и развитие общества в целом.
Литература:
- Блум Ф., Лезерсон А., Иофстедтер Л. «Мозг, разум и поведение» -- М.: Мир, 2006г.
- Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. — М: Издательский дом «Классика-XXI», 2008. — 352 с.
- Глазков В. В. Музыкальная психология: учеб.-метод. пособие / В. В. Глазков; под ред. канд. психолог. наук Н. Г. Абрамян; Владим. гос.ун-т им. А. Г. Н. Г. Столетовых. — Владимир: Изд-во ВлГУ, 2013. — 136 с.
- Кечхуашвили Г. Н. К проблеме психологии восприятия музыки // Вопросы музыкознания. — М., 1960. — Т. 3. Книга о музыке: Сб. статей. — М., 1975.
- Костюк А. Г. Культура музыкального восприятия.//Художественное восприятие. — Л., 1971.
- Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. — М., 1971. — С. 1 –
- Марахасин В. С., Цехановский В. М. «Эксперименты по восприятию музыки в аспекте физиологии» // «Творческий процесс и художественное восприятие», изд. «Наука», 1987 г.
- Морозов В. Биофизические основы вокальной речи. Л., 1977. С. 161–174.
- Овсянкина Г. П. Музыкальная психология издательство «Союз художников». — 240 с. 2007.
- Остроменский В. Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. — Киев, 1975.
- Петрушин В. И. «Моделирование эмоций средствами музыки». //Вопросы психологии 1988 № 5.
- Уолтер Г. «Живой мозг». М., 1966г.